Начать войну на старой технике. САУ, ЗСУ и прочие.

-7

      Выпуск танка Т-26 обр. 1938г., только оттягивал агонию старого лёгкого танка. Всем было ясно, что пришло время новой машины. Но, её проект только создавался, а изготовление опытных образцов и испытания, — требовали не менее года. Плохо обстояло дело и с новыми двигателями для танка "СП": четырёхцилиндровый дизель с деталями и размерами ЦПГ двенадцатицилиндрового В-2, только проектировался, а для выпуска бензинового шестицилиндрового мотора мощностью 110 л.с. в конструктиве двигателя ЗИС-5, предприятие только строилось в Миассе и запуск его, ожидался не ранее весны 1941 года.

       В этих условиях, руководство АБТУ, заинтересовало предложение своего же техуправления, которое предложило выпускать САУ на шасси танка Т-26 обр.38г. Самоходку предлагалось вооружить качающейся частью дивизионного орудия Ф-22, с переносом устройств наведения на одну, правую сторону. Баллистика орудия, позволяла расстреливать бронецели с толщиной цементированной брони 50мм с расстояния 1000-1200 м, при этом, броня могла располагаться под наклоном в 30-40 гр от вертикали. Это снижало требования к бронированию САУ, т.к. отодвигало машину от огня противника на значительное расстояние. Кроме того, пушка Ф-22 обладала хорошей настильностью траектории снаряда на вышеуказанных дистанциях,что облегчало поражение целей. Позднее, на техсовете, расматривалось вооружение САУ из качающейся части полковушки, что конечно, было проще сделать, но  отвратительная баллистика, вынуждала к ближнему бою, что требовало тяжёлого бронирования, которое невозможно было получить в заданных пределах веса машины.
     Зато, установка Ф-22 требовала усиления ходовой части, т.к. все помнили, как разрушалась задняя тележка на танке Т-26-4, от выстрелов КТ-28. Выход был найден в создании дополнительной точки подвески САУ, путем опускания ленивца на землю, с его подрессориванием. На двух опытных экземплярах САУ, подрессоривание осуществлялось двумя разными способами, рессорой и торсионом.
  Качающаяся часть орудия Ф-22, с естественным уравновешиванием, была поставлена в карданном шарнире. Угол обстрела по горизонту был равен 22 градусам, угол склонения -3… -5 гр.(в зависимости от угла гор. наведения), угол возвышения +20 гр.
     Мотор был сдвинут вперёд, в бывшее боевое отделение танка, бензобак(160л) перенесён в переднюю часть, слева от КПП. Дополнительный бензобак(120л) размещался за спиной мехвода, там же помещался и маслобак. Боекомплект располагался вдоль боковых и задней стенки боевого отделения и составлял 60 выстрелов.
      Броня лобового листа корпуса и лобовых и двух бортовых листов рубки мехвода и орудия имела толщину 30мм. Толщина остальной бортовой брони и переднего нижнего листа корпуса была 15мм, толщина задней стенки корпуса, а также крыши и дна составляла 6мм.  Крыша около рубки была толщиной 10мм. В задней стенке корпуса САУ имелась широкая дверь для входа-выхода экипажа. Крыша над боевым отделениием отсутствовала, за исключением небольших козырьков вдоль лобового листа и двух бортовых, выполненных из 6мм брони.
     Вес САУ составлял 10,4т.Начать войну на старой технике. САУ, ЗСУ и прочие.


     Производство САУ-Ф-22 велось с января 1940г по февраль 1941 года и было выпущено более 1700 машин. Сау-Ф-22 состояли на вооружении двух частей: механизированных ПТАБр и мотострелковых бригад мехкорпусов. В МехПТАБре насчитывалось 36 САУ-Ф-22(три дивизиона по 12 САУ) и один  мотострелковый батальон на грузовиках. Такие МехПТАБРы имели 22 стрелковых корпуса и каждая из 11 армий, расположенных на западной границе, всего 1188 САУ. В задачи МехПТАБр входило:с началом войны, выдвинуться на заранее подготовленные позиции, на путях вероятного продвижения мотомехчастей противника и расстреливать броне- и другую технику с больших дистанций. По мере необходимости, МехПТАБры могли перебрасываться на нужные направления и играли роль подвижного и хорошо защищённого противотанкового заслона в руках командиров корпусов и армий.
     В мехкорпусе, САУ были на вооружении мотострелковых бригад(36 машин), не имевших танков. Всего, в 16-ти МК насчитывалось 576 САУ-Ф-22. В задачу МсБр входила удержание занятых позиций и оборона флангов танковой и мехбригады, а также самостоятельное пехотное наступление под прикрытием огня САУ-Ф-22.
                                                      ЗСУ-37.
         Часть выработавших ресурс танков Т-26 ранних выпусков(в основном двухбашенных), с марта 1941 года, переделывалась в самоходные зенитные установки. Платформы зениток с пушками 61-К поставлял з-д №8, корпуса переделывал з-д №174, после окончания производства САУ-Ф-22. Все изношенные агрегаты и узлы танков менялись на новые. Вес ЗСУ-37 составлял 9,4т. Платформа, на высоте один метр прикрывалась лёгкой 6мм бронёй, экипаж 6 человек. Запас выстрелов 320 шт. Всего было выпущено около 400 ЗСУ-37, которые, в количестве по 8шт., входили во все три бригады 16-ти мехкорпусов.Начать войну на старой технике. САУ, ЗСУ и прочие.

                                               Транспортёры боеприпасов.
   Представляли собой, капитально отремонтированные танки Т-26 ранних выпусков, путем надстройки рубки над бывшим боевым отделением и устройством внутри рубки креплений для размещения выстрелов 37мм зенитных пушек или выстрелов дивизионных орудий. Каждой батарее ЗСУ-37 или САУ-Ф-22 полагался один транспортёр боеприпасов, вёзший четыре боекомплекта для орудий(1200 или 240 выстрелов). Всего требовалось 537 машин, а за три месяца 1941г было выпущено, только около 450 шт, т.к. з-д №174 с 1 июля 41г. перешёл на выпуск танка "СП".
        Все 16 мехкорпусов имели полный комплект транспортёров в соответствующих батареях, как и почти все 20 стрелковых корпусов и 11 армий ПрибОВО, ЗапОВО, КОВО.

                                                        Расчёт весов САУ-Ф-22.   
     Вес танка Т-26 с прямыми листами подбашенной корбки и эллиптической башней в 1937г по данным Свирина — 9,7т, по РС танка Т-26 от 1936г — 9,3т. Вычитаем вес брони корпуса (от 9,7т) -1,71т (по обмеру и толщинам), вес башни с вооружением 930 кг, б/з — 500 кг, вес полутора перегородок — 150кг, кардана — 50кг и получим — 6360кг.
      Теперь, прибавим к последней цифре вес брони корпуса — 2,29т(по обмеру и толщинам), дополнительный  вес подвески — 160кг, качалка Ф-22 с механизмами наведения — 730кг, маска орудия с карданом(за вычетом учтённой брони лобового листа рубки) — 120 кг, усиления корпуса — 100кг, б/з — 560 кг, дополнительный член экипажа — 80кг  и получим ориентировочный вес — 10,4т.    

 

Подписаться
Уведомить о
guest

55 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account