На заре Германского флота. Канонерские лодки типа «Метеор»

12

Случайно появившееся в 1525 году герцогство Пруссия было польским вассалом и ничего не предвещало ему великого будущего. Но понемногу, максимально используя даже малейшие возможности, государство росло. Наконец, в 1701 году оно превратилось в независимое Королевство Пруссия. Еще через полвека Пруссия поставила на уши всю Европу, достаточно успешно воюя против трех сильнейших европейских государств одновременно. Еще через век Пруссия начала объединять Германию «железом и кровью». Сперва австро-прусская армия разгромила Данию и решила вопрос Шлезвиг-Гольштейна, в 1866 году была разгромлена Австрийская империя, а в 1870 году начата война против Франции, последнего препятствия на пути германского единства. Канцлер Бисмарк свой план осуществил. 18 января 1871 года в побежденном Версале была провозглашена Германская империя.

"Meteor" в бою.

«Meteor» в бою.

Немцы воевали непрерывно тысячи лет. Часто на своей территории, а часто как наемники в чужих армиях. Воевать они умели и считались прекрасными солдатами. На суше. На море все было иначе. Несмотря на историю мощного Ганзейского союза, объединенная Германия прямого морского наследия не получила. Пруссакам море было малоинтересно. Хотя канцлер Бисмарк, безусловно, разделял взгляды Петра I на необходимость иметь не только армию, но и флот, сложившаяся система финансирования военных и морских расходов через парламент, требовала недюжинных сил. Прусские бюргеры просто не понимали, зачем тратить деньги на какие-то корабли.

С большим трудом получалось финансировать лишь корабли береговой обороны, и то-по остаточному принципу. На основе небольших канонерских лодок 2-го класса типа Jäger (построено 15 штук) главным конструктором флота был разработан проект более крупных и мореходных канонерских лодок 1-го класса. Практичный ландтаг прусские адмиралы мотивировали тем, что более крупные корабли с более мощными машинами в мирное время можно будет использовать для коммерческих рейсов. Финансирование на первые четыре корабля было утверждено ландтагом в 1859 году, их заказали Королевской верфи в Данциге, в 1860 году было одобрено выделение денег еще на четыре канонерки, заказанных на частной верфи Lübke в Вольгасте.

Канонерки при водоизмещении в полной загрузке 422 метрических тонн (415 длинных тонн ) имели длину 43,28, ширину 6,96, осадку 2,67 метра. Корпус из дуба, набранный по карвеловской системе, в подводной части обшит медными листами. Управление осуществлялось единственным рулем. Экипаж- 4 офицера и 57 рядовых, на всех-два спасательные лодки.

Силовая установка состояла из одной паровой машины, трехлопастного гребного винта и двух угольных котлов. По проекту угольные ямы вмещали 27 тонн, но можно было взять на борт до 52 тонн (51 длинная тонна). Парусное вооружение по проекту -трехмачтовая шхуна, в процессе эксплуатации у некоторых изменено на баркентину, а на Cyclop и Meteor-в барк.

Первые 4 канонерки получили машины от AG Vulcan, а последние 4- машины и котлы Schichau-Werke. Первые показали на мерной миле максимум 9,1 узла при 250 л.с, последние-9,3 узла при 320 л.с..

Вооружение- одно нарезное 15-сантиметровое (5,9 дюйма) 24-фунтовое дульнозарядное орудие и два нарезных 12-сантиметровых (4,7 дюйма) 12-фунтовых дульнозарядных орудия. В 1865 году 25 см пушка была заменена на нарезное 21-сантиметровое (8,3 дюйма) дульнозарядное 68 фунтовое орудие.

Главное орудие устанавливалось между грот-мачтой и дымовой трубой, остальные два-на носу и в корме.

«Метеор» и «Драхе», не достроенные к 1865 году, так и не получили новое штатное орудие.

Все увеличение водоизмещения по сравнению с лодками 2-го класса ушло на улучшение мореходности, вооружение было одинаковым. Несмотря на это, мореходность, маневренность и управляемость канонерок этой серии оценивались весьма невысоко, корабли были мокрыми и плохими ходоками.

Восемь имперских канонерских лодок 1-го класса типа Camäleon были предназначены для службы в составе Северогерманского федерального флота, созданного в 1867 году на основе прусского флота. Корабли получили имена-Camäleon, Comet, Cyclop, Delphin, Basilisk, Blitz, Meteor, Drache. Все эти корабли добросовестно отслужили в германском флоте. но сегодня нас интересует лишь один- Meteor, об остальных поговорим позже.

Meteor был заложен на Königliche Werft Danzig (Королевская верфь Данциг ) 27 июня 1861 года. Практически сразу он стал жертвой бюджетных конфликтов в прусском ландтаге. Финансирования не хватало и строительные работы неоднократно останавливались. Корабль был спущен на воду 17 мая 1865 года, но достройку вновь отложили. Лишь в середине апреля 1869 года его перевели в Данхольм и 6 сентября он вошел в строй. 8 лет на постройку небольшой канонерки- это серьезно!

Стоимость постройки Meteor — 94 400 талеров.

«Метеор» SMS Meteor. Königliche Werft Danzig (Королевская верфь Данциг ). Заложен 27 июня 1861 года. Спущен на воду 17 мая 1865 года. Введен в эксплуатацию 6 сентября 1869 года. Исключен 27 ноября 1877 года. В 1888 потоплена как мишень торпедой миноносца D-5, поднята, слом.

Водоизмещение полное 422 тонн (415 длинных тонн ). Длина 43,28 м . Ширина 6,96 м. Осадка 2,67 м .

Двигатель- 1 × паровая машина, 320 л.с. Скорость 9,3 узлов. Экипаж 71 человек. Парусное вооружение барка 510 кв. м.

Вооружение: 1 × 15 см (5,9 дюйма) пушка, 2 × 12 см (4,7 дюйма) пушки

Модель "Meteor"


Модель «Meteor»

Прусский Адмиралштаб отправил канонерскую лодку «Метеор» вместе с корветом «Аркона» в Карибское море. Мореходные качества «Метеора» у моряков вызывали вполне обоснованные сомнения. В связи с этим было решено на время похода 150 мм орудие передать на «Аркону». Но «Аркону» назначили представлять Пруссию на открытии Суэцкого канала и «Метеор» отправился в одиночку. 4 октября 1869 года канонерка покинула Киль под командованием капитан-лейтенанта Эдуарда фон Кнорра.

На промежуточной остановке в Фалмуте почти месяц «Метеор» устранял повреждения после шторма в Северном море.

19 октября 1869 года канонерка прибыла в Бриджтаун (Барбадос), где ее встретил учебный парусный корабль «Ниобе». Сюда пришла информация о беспорядках в Венесуэле, угрозе интересам немецких граждан. Прусские корабли заняли позиции у венесуэльской Ла-Гуайра, оказывая давление на венесуэльские власти. 16 марта «Метеор» ушел в Порт-о-Пренс на Гаити, где должен был встретиться с «Арконой».

В пути канонерка налетела на коралловый рифу острова Гонав, носмогла уйти своим ходом. Однако в Порт-о-Пренсе «Арконы» не было, та ушла в Ла-Гуайра. Но встреча так и не состоялась, на корвете вспыхнула эпидемия желтой лихорадки и он ушел к североамериканским берегам, где было холоднее.

Зато когда канонерка вновь вошла в гавань Ла-Гуайра, она получила снаряд в борт, он пробил дорогу до каюты и застрял в шкафу, но не разорвался. Оказывается венесуэльский форт по ошибке обстрелял старого знакомого.

В результате «Метеору» удалось добиться разрешения на вывод из порта заблокированных немецких торговых судов. 6 мая 1870 года канонерка ушла «на стрелку» к Сен-Томасу, где получила с «Арконы» назад свою 24-фнт пушку.

Довооружившись, канонерка вернулась к венесуэльскому побережью, где снова начала защиту немецких интересов во время местной революции. Местные иностранцы прозвали ее Indefatigable (неутомимый).

«Метеор»


«Метеор»

19 июля Франция объявила войну Пруссии. На «Метеоре» 5 августа узнали только об угрозе войны. Лишь 23 октября пришло сообщение о ее начале. К этому времени канонерка находилась в Ки-Уэсте (США), Ла-Гуайру она покинула еще 7 августа. В Ки-Уэсте Кнорр установил связь с германским посольством в Вашингтоне и запросил возможность переставить пушки с тихоходной канонерки на быстроходный коммерческий пароход чтобы попиратствовать на французских коммуникациях, но получил отказ, Германия крейсерской войны не планировала. После сообщения о начале войны американцы потребовали покинуть порт.

Несколько дней лодка провела на мелководье у Багамских островов, где французских кораблей не ожидалось, а 7 ноября зашла в Гавану на бункеровку. Вскоре там появился французский авизо Bouvet ( «Буве»). По другим данным он первым пришел в Гавану.

Естественно, на территории нейтрального порта корабли воюющих держав отношения выяснять не стали. Немцы уже около 13-00 вышли из гавани и заняли позиции в ожидании французского корабля, не дождавшись противника до 17-00, канонерка вернулась в порт, где капитан-лейтенанта Кнорра просветили насчет правил военно-морского этикета на подобный случай. Кораблям воюющего государства было разрешено выходить из гавани лишь через 24 часа после выхода кораблей противника.

9 ноября 1870 года, около 13-15, точно через 24 часа после немцев, «Буве» вышел из гаванского порта. Француз имел преимущество в артиллерии-одно 16-сантиметровое (6,3 дюйма) орудие, четыре 12-сантиметровых орудия и четыре медных пушки. Благо, что «Метеор» успел вернуть свою 24 фунтовку.

Противники обнаружили друг друга около 13-30 в 10 милях от побережья Кубы. По одним данным первым огонь открыл француз с дистанции 1480 метров, по другим первый выстрел сделала 150 мм пушка «Метеора».

Якобы немцы стали отвечать с дистанции 800-900 метров. Стрельба обоих кораблей была бесполезной, заметное волнение моря мешало прицельному огню. После двух часов перестрелки и восьми залпов в пустоту французы решили таранить немецкую канонерку и либо потопить ее, либо взять на абордаж.

«Буве» пошел на маневр с 400 метров, отвернув вправо, Кнорр отвернул. Корабли практически шоркнулись бортами на остых углах (порядка 5 градусов). Кран-балка француза снесла порты левого борта, левое крыло мостика и все шлюпки левого борта. Кроме того, была повреждена рея фок-мачты, грот- и бизань-мачты сломались и рухнули за борт. Лафеты двух орудий были свёрнуты. Такелаж намотался на гребной винт. При сближении кораблей французские стрелки с более высокой палубы авизо из винтовок и картечниц открыли огонь по немецкому экипажу, что стоило жизни двум немецким матросам и одного ранило.

У немцев на носовом орудии оборвалась запальная веревка и за трехминутный «контакт» они смогли лишь один раз попасть по французскому кораблю, немецкий снаряд сбил за борт кормовой спасательный буй.

«Метеор» отвернул направо, при этом грот-мачта окончательно потерялась, что, однако, улучшило маневренность. Орудия удалось восстановить и с 300 метров по французскому авизо, пытавшемуся выйти на второй таран, 24 фнт орудие не промахнулось, попадание пришлось на паропровод левого котла, теперь французы могли использовать только парус.

Но догнать авизо немцы тоже могли, заклиненный около 15-45 такелажем винт не дал. Полчаса ушло на освобождение винта, после чего канонерка возобновила преследование и стрельбу.

Французы времени не теряли и значительно оторвались от преследователей, в 16-40 авизо вошел в испанские территориальные воды. Испанский корвет, наблюдавший за битвой, сделал предупредительный выстрел, во избежание нарушения «Метеором» суверенитета Испании.

Следом за французским авизо в порт Гаваны вернулась и немецкая канонерская лодка.

За три часа битвы «Метеор» сделал 22 выстрела. У французов на борту от 3 до 10 раненых (по другим данным 10 убитых и раненых). Немцы понесли потери только от стрелкового огня. Двух убитых похоронили 10 ноябре, позже там был поставлен небольшой памятник. Раненого матроса передали в гаванскую больницу.

1 января 1871 года капитан-лейтенанта Кнорра повысили до звания Korvettenkapitän , его, двух офицеров, боцмана и матроса наградили Железными крестами II класса.

Французы не отстали, командира«Буве», Сapitaine de Frégate Франке,повысили до Capitaine de Vaisseau.

Бой у Гаваны стал единственным морским сражением франко-прусской войны. Как и на суше, на море тоже победили пруссаки, сделав серьезную заявку на вступление в клуб морских держав, победив более сильный корабль первоклассной морской державы, к тому же в тысячах миль от метрополии. Также сражение считается последним в морской истории «боем джентльменов», когда битва произошла по предварительному договору между командирами кораблей.

Тем не менее, французы надавили на испанские власти, чтобы затянуть ремонт немецкой канонерки и выйти из Гаваны она смогла уже после перемирия, 13 апреля 1871 года.

«Метеор» отправился домой. Маршрут пролегал вдоль североамериканского побережья, через Ньюфаундленд в Плимут. 25 июня 1871 годка канонерка была в Киле. Его вывели из эксплуатации и использовали как стационарный учебный корабль для машинистов.

С 6 марта 1872 года «Метеор» вместе с «Драхе» занимались гидрографическим изучением побережья в районе Мекленбурга. В ноябре корабль отправили на помощь пострадавшему от наводнения Фридрихсорту. Затем были поиски пострадавших при шторме кораблей в районе Хиддензее, вывод на зиму из эксплуатации и вновь гидрографические работы.

22 сентября 1873 года канонерку отправили в Испанию. Там шла Третья Карлистская война (1872–1876) и «Метеору» было предписано сменить «Дельфин» в качестве корабля-стационера в неспокойном регионе. С 4 октября до марта 1874 года канонерка несла службу в Испании. С завершением активной фазы войны германская эскадра была расформирована, а канонерку отправили стационером в Константинополе с 12 апреля.

На Балканах тоже было крайне неспокойно и для усиления в Стамбул присылали дополнительно Comet, Nautilus и Pommerania.

С середины декабря 1876 по конец февраля 1877 года канонерка была стационером в Смирне. Здесь немцы вновь встретились с французами, с французского военного корабля. Дело дошло до драки и один немецкий матрос был убит. Несколько месяцев германо-французские отношения были на грани. «Метеор» отозвали из Константинополя 3 июня 1877 года.

До Киля корабль добрался через два месяца, 16 августа 1877 года его вывели из эксплуатации, а 27 ноября исключили из списков военного флота.

Корпус корабля использовали под угольный склад, а часть механизмов пошла на постройку Императорской верфью в Данциге канонерской лодки Iltis. Так своеобразно была обеспечена преемственность линии колониальных канонерок Германской империи.

В 1888 корпус потоплен как мишень торпедой миноносца D-5, поднят, сдан на слом.

Источник — https://dzen.ru/a/ZE1cOCg_tHJZlhm9

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account