На пути к Харриеру. Первый британский самолёт вертикального взлёта и посадки Short SC.1
Пусть меня простят любители и ценители нашего самолёта с вертикальным взлётом и посадкой Як-38, но самой знаменитой в мире машиной подобного класса является кончено британский самолёт Hawker Siddeley Harrier. Однако он появился не на пустом месте и на пути к нему было создано ряд опытных машин. Об одной из них и пойдёт речь ниже.
Проект стартовал в 1954 году благодаря появлению у «Роллс-Ройс» компактного реактивного двигателя RB.108, выдававшего тягу в 966 кг. Для взлета «Шорт» SC.1 оснащали четырьмя такими двигателями, расположенными в центре фюзеляжа, а для полета по горизонтали использовался один двигатель RB.108 в хвостовой части. Подъем с земли осуществлялся с помощью платформы, а посадка проходила традиционным способом с использованием хвостового маршевого двигателя.
На опытном SC.1 планировалось не только опробовать вертикальный взлет, но и изучить зависание, переход от вертикального к горизонтальному полету, а также возможности передвижения на минимальных скоростях.
Примечательно, что у этого аппарата было шасси, которое не убиралось — это редкость для реактивных самолетов. Масса машины составляла 3495 кг, длина — 9,14 м, а размах крыла — 7,16 м.
Первый полёт самолёта «Шорт» SC.1 произошёл 2 апреля 1957 года, однако его первый вертикальный взлёт состоялся лишь спустя полтора года, 25 октября 1958 года. Задержка на этом этапе объяснялась возникшими трудностями с охлаждением двигателей, которые обеспечивали вертикальный взлёт аппарата. Самолёт был продемонстрирован на авиасалоне в английском Фарнборо в 1960 году и на парижском авиасалоне в Ле-Бурже в 1961 году. Для участия в Парижском шоу он самостоятельно перелетел из Англии туда и обратно.
Наибольшим недостатком и слабым местом «Шорта» SC.1 являлся пакет двигателей, обеспечивающих вертикальный взлёт. Они были весьма прожорливы и занимали все полезное место в центроплане. Но с этим пришлось смириться, поскольку именно возможность вертикального взлёта/посадки и было главным предназначением опытного самолёта.
Наивысшая скорость при горизонтальном полёте достигалась благодаря единственному маршевому двигателю и составляла 396 км/ч. Достигнутый показатель был ограничен мощностью и габаритами силовой установки. Пилот, который одновременно контролировал работу пяти силовых агрегатов во время взлёта и посадки, да ещё и управлял самолётом, испытывал гораздо большую нагрузку, чем среднестатистический лётчик. Из-за того, что ранние реактивные двигатели отличались большим расходом топлива, было крайне важно выключать их после взлёта, чтобы не злоупотребить их работой.
Сам процесс взлёта требовал особого мастерства и выдержки от лётчика. Неудивительно, что 2 октября 1963 года произошла серьёзная авария из-за неисправности в системе управления, что привело к гибели летчика-испытателя и утрате самолёта. Однако был построен второй экземпляр, который успешно использовался до 1967 года.
Пара уцелевших и сохранившихся «Шорта» SC.1 использовались до 1971 года в испытательных и исследовательских целях. Сохранившиеся экземпляры «Шорт» SC.1 можно увидеть сегодня в Музее науки Южного Кенсингтона, Англия и в Ульстерском Музее Транспорта, Северная Ирландия.
Выполнив миссию первопроходца в изучении вертикальных взлёта и посадки, «Шорт» SC.1 проложил дорогу для создания «Харриера» — многоцелевого военного самолёта, успешно служившего несколько десятилетий в ВВС Великобритании и стран НАТО.
По материалам — https://englishhimki.livejournal.com/164898.html