Роль СВВП в Фолклендском конфликте 1982 г. (часть 2 и 3)

0

По плану, первый удар наносила стратегическая авиация Великобритании – два бомбардировщика «Вулкан» (ХМ598 и ХМ607) должны были сбросить на аэродром Порт-Стэнли 42 454-кг авиабомбы и сокрушить его ВПП. Однако имелась небольшая сложность – расстояние от острова Вознесение, где базировались британские самолеты, до Порт-Стэнли достигало 5800 километров, в то время как боевой радиус «Вулканов» не превышал 3700 км. Казалось бы, ничего страшного – простой арифметический подсчет подсказывает, что для обеспечения удара необходимо было дозаправить самолеты где-то на полпути от о. Вознесения до Фолклендов при полете до Порт-Стэнли, и еще раз при возвращении, но гладко было на бумаге… А вот в реальности бомбардировщикам потребовалось пять дозаправок. На каждого. Соответственно, для обеспечения вылета всего лишь двух боевых самолетов потребовалось десять самолетов-заправщиков «Виктор».

Эта британская операция («Блэк Бак-1») дает великолепную пищу для размышлений всем, кто любит порассуждать о том, как авиация сухопутного базирования полками вылетает выполнять боевые задания на просторы Мирового Океана. Для одного-единственного самолета, для одного-единственного вылета на расстояние, превышающее его боевой радиус в отнюдь не поражающие воображение 1,6 раза, потребовалось ПЯТЬ «воздушных танкеров». И добро бы в результате сделали полезное дело,… увы, «Блэк Бак 1» закончилась оглушительным провалом. Оба «Вулкана» вылетели с о. Вознесения 30-го апреля в 19.30, но один из них по техническим причинам был вынужден прервать полет и вернуться на базу. Второй все же достиг цели, но ни одна из его бомб ВПП не задела – ближайшее попадание зафиксировано в 40 метрах от южной оконечности полосы. Правда, одна из бомб случайно угодила в расположение аргентинского 601-го батальона ПВО и убила двух часовых, но вряд ли это можно считать большой победой британского оружия.

Реакция аргентинцев на британскую атаку не менее занятна – спустя три минуты после атаки (состоявшейся около пяти часов утра) была объявлена боевая тревога, и командование ВВС, опасаясь повторных налетов, решило прикрыть Фолкленды истребительной авиацией. Выглядело это так – с авиабазы Рио-Гальегос вылетела авиагруппа с красивым позывным «Хищник», в которую входило аж целых два «Миража III». Вылет состоялся спустя почти два часа после атаки – в 06.40, и спустя еще 50 минут, к 07.30, истребители прибыли к месту действия. Покрутившись над районом несколько минут, самолеты вынуждены были ложиться на обратный курс – на большее им просто не хватало топлива, а механизмы воздушной заправки на них отсутствовали. В 08.38 оба «Миража» совершили посадку на родную авиабазу, и если считать, что обратный путь занял у них те же 50 минут, то получается, что в самом лучшем случае истребители обеспечивали ПВО островов целых 10 минут. Смысла в подобном «прикрытии» не было никакого, можно предположить только, что командование ВВС предпочло делать хоть что-то, чем не делать вообще ничего.

Впрочем, справедливости ради отметим, что обеспечение ПВО морских объектов силами сухопутной авиации, вынужденной действовать на предельный боевой радиус, к 1982-му году сильно улучшилось по сравнению с временами второй мировой войны. В военные годы самолеты могли прилететь через сутки или не прилететь вообще, а тут — спустя каких-то два с половиной часа после атаки целых два истребителя аж на 10 минут! Тут, правда, нужно учитывать, что острова – не корабли, их положение в пространстве известно досконально и «промахнуться» мимо них довольно нелегко, а вот если бы «Миражи» получили приказ прикрывать корабельную группу, то, скорее всего, они либо не нашли бы ее за те 10 минут, которые оставались в их распоряжении, либо же, чудом обнаружив свои корабли, приветственно взмахнули им крылом, после чего вынуждены были возвращаться.

Роль СВВП в Фолклендском конфликте 1982 г. (часть 2 и 3)

Но вернемся к Фолклендам – в 07.45 аргентинцы, пытаясь как-то обеспечить ПВО островов, подняли в воздух еще пару «Даггеров» с базы Рио-Гранде. Результат был тем же самым – прибыв к Фолклендам, самолеты патрулировали несколько минут и, никого не обнаружив, улетели назад.

Но время шуток подходило к концу — в дело вступил Королевский флот. Утро 1 мая застало британские эскадры на боевых позициях – TF-317 разделилось на 2 соединения по одному авианосцу и небольшому отряду кораблей охранения в каждом, кроме того, как минимум одна группа радиолокационного дозора заняла позицию между основными силами и островами. При этом группа, возглавляемая авианосцем «Гермес», маневрировала в 95 милях восточнее Порт-Стэнли, а группа «Инвинсибла» — в 100 милях северо-восточнее Порт-Стэнли, расстояние между ними было невелико. По плану операции, 12 «Си Харриеров» «Гермеса» должны были нанести удары по двум главным авиабазам аргентинцев на Фолклендах, а восьмерка СВВП «Инвинсибла» обеспечивала ПВО соединений. При этом пара самолетов с «Инвинсибла» выдвинулась в сторону Порт-Стэнли, на случай появления аргентинской истребительной авиации над островами.

Британцы действовали как по учебнику – в самом хорошем смысле этого слова. Двенадцать ударных самолетов атаковали обе авиабазы почти синхронно – в 08.30 первая четверка «Си Харриеров» обрушилась на позиции зенитчиков, вторая ударила по ВПП и сооружениям аэродрома Порт-Стэнли (база «Мальвинские острова»), а минутой позднее третья группа атаковала базу «Кондор». Тактическая внезапность была абсолютной – в Порт-Стэнли британцы уничтожили склад горючего, несколько зданий аэродрома и 4 гражданских самолета, на базе «Кондор» погиб штурмовик «Пукара» (накрытый кассетными бомбами во время взлета), два других были повреждены. В ответ аргентинские зенитчики смогли проковырять 20-мм снарядом дырку с кулак величиной в хвостовой части одного из «Харриеров» — на авианосце самолет подлатали за пару часов, и он продолжал воевать.

Примерно в то же время британцы высаживали разведгруппы в районах Фолклендского пролива, окрестностей поселков Порт-Дарвин, Гус-Грин и Портговард, бухт Блаффков, Порт-Стенли, Кау, Порт-Сальвадор, Фокс-Бэй и т.д. Англичане осматривались в поисках подходящих для высадки мест, проверяли сухопутную оборону аргентинцев… В 08.40, спустя 10 минут после начала атаки аэродромов британскими самолетами, с континентальных баз поднялись в воздух две пары «Даггеров», которые также попытались обеспечить воздушное прикрытие островов, и снова это закончилось ничем – покружившись немного над Фолклендами, «Даггеры» ушли, не обнаружив противника.

Но не нужно думать, что действовали одни лишь пилоты воздушных машин – моряки тоже развлекались вовсю. Утром к северу от островов единственная аргентинская ПЛ «Сан-Луис» услышала шумы – это были корабли британского радиолокационного дозора: эсминец «Ковентри» и фрегат «Эрроу». Аргентинские подводники выпустили торпеду SS-T-4 «Телефункен» по «Ковентри» с дистанции чуть больше 6 миль. Совсем немногое отделяло Аргентину от крупного военно-морского триумфа – чуть-чуть везения, и лавры «Конкэрор» достались бы «Сан-Луис», но хваленое германское качество дало сбой – примерно через 3 минуты после залпа оператор сообщил, что управление торпедой потеряно, и вся надежда остается только на ее головку самонаведения. Увы, она оказалась не слишком сообразительной и навелась на торпедную ловушку, которую буксировал за собой фрегат. Прямое попадание торпеды уничтожило ловушку. Англичане насторожились.

Затем два британских фрегата и три вертолета, спешно взлетевших с «Гермеса» в течение 20 часов, гоняли «Сан-Луис» по местной акватории, причем фрегаты поддерживали гидроакустический контакт, но близко не подходили, а вертолеты сыпали торпедами и глубинными бомбами. Без толку – подводники действовали умело и мужественно. Почти сутки, уклоняясь от атак и применяя средства гидроакустического противодействия, они избегали уничтожения и в итоге смогли скрыться.

Ну а в 13.00 произошло сразу два значимых события – от группы авианосца «Инвинсибл» отделились 3 корабля: эсминец «Глэморган», фрегаты «Эрроу» и «Алакрити» и пошли к островам, имея заданием обстрелять позиции аргентинских войск у Порт-Стэнли. В это же самое время чуть было не завязался воздушный бой: звено «Менторов» пыталось атаковать британский вертолет, но наткнулось на дежурные «Си Харриеры» и, конечно, бежало, скрывшись в облаках. По некоторым данным, один такой самолет британцы успели повредить. Сложно сказать, почему два реактивных самолета с максимальной скоростью свыше 1000 км/ч не смогли сделать большего против допотопных винтокрылов, едва вытягивавших 400 км/ч. Возможно, британцы просто не стали размениваться по мелочам – небольшой радиус действия СВВП требовал экономии топлива, и, погнавшись за «Менторами», «Си Харриеры» могли упустить реактивные истребители Аргентины.
А затем началось такое… конечно, легко рассуждать о событиях прошлого, сидя в уютном кресле с чашечкой горячего крепкого кофе. И все же, читая о событиях этого дня, постоянно возвращаешься к мысли, что словосочетание "театр абсурда" как нельзя лучше описывает последующие события: но для того, чтобы разобраться в том, что творилось в воздухе над Фолклендскими островами, нужно сделать небольшое лирическое отступление.

Как уже было сказано выше, задачей Королевского флота была имитация начала десантной операции, с тем, чтобы выманить на себя корабли аргентинцев и уничтожить основные силы их флота. Первым шагом в этом направлении, по мысли англичан, стало бы уничтожение авиабаз Аргентины на Фолклендских островах. Противопоставить кинжальным ударам авиации КВМФ Аргентине было нечего – система обнаружения на островах была крайне несовершенной, авиагруппа Фолклендов — неконкурентоспособной, ПВО – откровенно слабой, а идея обеспечить прикрытие с континентальных авиабаз оказалась утопией из-за чрезмерно больших расстояний. Поэтому воздушные удары британцев оставались безнаказанными, и попытки аргентинцев как-то на них реагировать ничего, кроме грустной улыбки, не вызывают. Но затем ситуация кардинально изменилась.

Дело в том, что следующим пунктом в плане британской операции шли десанты диверсионных групп и артобстрелы побережья. А это ставило перед британской палубной авиацией совершенно иные задачи: прикрывать собственные корабли и вертолеты, перехватывая истребительную и ударную авиацию противника. Для этого требовалось контролировать воздушное пространство над Фолклендами, направляя истребители на перехват вторгшегося в оное пространство неприятеля. Но у англичан не было ни самолетов дальнего радиолокационного вооружения, способных обеспечивать разведку и целеуказание, ни самолетов РЭБ (которые могли бы также осуществлять радиотехническую разведку), ни даже обычных разведчиков. Все, чем располагал КВМФ в зоне конфликта – это два десятка тихоходных, по меркам реактивной авиации, самолетов с очень ограниченным радиусом действия и слабой РЛС (к тому же неважно различающей цели на фоне подстилающей поверхности). Поэтому англичанам не осталось ничего иного, кроме воздушного патрулирования, в котором британским пилотам приходилось, как в годы Второй мировой войны, полагаться на зоркость своих глаз, чего, конечно же, было совершенно недостаточно.

А потому ни о каком контроле воздушного пространства у англичан не шло и речи, зато, находясь постоянно в виду островов, британский воздушный патруль из охотника сам становился дичью. Как бы ни были слабы и несовершенны аргентинские силы контроля воздушной обстановки, но все же они БЫЛИ, и, периодически засекая английские СВВП, могли наводить на них свои истребители, подлетающие с континентальных аэродромов. Таким образом, у аргентинцев наконец-то появилось тактическое преимущество, которым они не замедлили воспользоваться.

Ближе к трем часам пополудни аргентинское руководство стало склоняться к мысли, что действия англичан действительно являются прелюдией к вторжению, так что решено было провести разведку боем. Описания того, что произошло дальше, в различных источниках, увы, не совпадают. Не претендуя на абсолютную истину (тут бы не помешало поработать в аргентинских и британских архивах, чего, увы, автор данной статьи сделать не может), попробую изложить относительно непротиворечивую версию тех событий.

Примерно в 15.15 в воздух поднялась первая группа из 8 аргентинских самолетов, в том числе две пары «Скайхоков» и столько же «Миражей». «Миражи» должны были осуществлять ПВО островов, а от «Скайхоков» ожидалось обнаружение надводных кораблей англичан, готовящихся к высадке – и их атака. Следом за ними, в 15.30 вылетела основная группа в составе 7 самолетов, в том числе:
1) Ударного звена из 3 «Даггеров» (позывной – «Торно»), оснащенных двумя 227-кг бомбами каждый. «Торно» должны были нанести удар по разведанным «Скайхоками» кораблям.
2) Двух пар «Даггеров» (позывные «Белокурый» и «Фортун»), вооруженных ракетами «воздух-воздух» «Шафрир», которые должны были прикрывать ударную группу.

Первая группа долетела до Фолклендов без приключений, но дальше…

Обычно британский воздушный патруль состоял из двух самолетов, следующих на высоте порядка 3000 м со скоростью в пределах 500 км/ч. И потому чрезвычайно сложно понять, каким образом аргентинские операторы радиолокационной станции, размещенной в Порт-Стэнли, умудрились перепутать дежурную пару «Си Харриеров» с… надводным кораблем. Тем не менее, им это как-то удалось, и они направили к «кораблю его величества» только что вышедшие к островам «Скайхоки». Надо полагать, пилоты британских СВВП были крайне удивлены, увидев, кто летит прямо на них, но, разумеется, тут же ринулись в бой.

И несдобровать бы «Скайхокам», но на земле все же сообразили, что даже самому современному боевому кораблю, хотя бы и с лучшим британским экипажем, все-таки несвойственно летать на трехкилометровой высоте, и что радар видит не надводную, а воздушную цель. После чего аргентинцы немедленно отправили на перехват "Си Харриеров" обе пары «Миражей».

Первая пара пыталась атаковать британцев со стороны задней полусферы, но те своевременно обнаружили неприятеля и развернулись навстречу. Аргентинцы все равно обстреляли «Си Харриеры» ракетами, успеха не добились и вышли из боя. Не одержав победы, эта пара все же спасла «Скайхоки» от неминуемой расправы и дала последним время отступить. Затем самолеты разошлись, как видно, и у тех и у других после атаки и энергичного маневрирования заканчивалось топливо. Чуть позднее, примерно в 16.10-16.15 вторая пара «Миражей» обнаружила еще два «Си Харриера» у острова Пеббл. Вероятно, это была смена вернувшегося на авианосец патруля, и аргентинцы атаковали его, но, опять же, неудачно. Проблема аргентинцев заключалась в том, что для уверенного поражения врага им нужно было атаковать с задней полусферы, т.е. зайти в хвост к неприятелю, в противном случае их ракеты почти не имели шансов захватить цель. Но «Си Харриеры» не дали им этого сделать, навязали бой на встречных курсах и подбили оба «Миража» своими «Сайдвиндерами», способными поражать вражеские самолеты не только в заднюю, но и в переднюю полусферу.

Роль СВВП в Фолклендском конфликте 1982 г. (часть 2 и 3)

Один «Мираж» рухнул сразу, его пилот успел катапультироваться, второй же, пытаясь спасти подбитую машину, дотянул-таки до аэродрома Порт-Стэнли. Где и пошел на вынужденную посадку, предварительно сбросив подвесные топливные баки и отстрелив ракеты. Все могло закончиться хорошо, но, увы, в этот раз ПВО авиабазы «Мальвинские острова» оказалось на высоте: обнаружив одиночный самолет, расчеты 35-мм зениток приготовились к бою, а когда тот сбросил что-то, подозрительно похожее на бомбы, да еще и запустил ракеты, всякие сомнения в его принадлежности рассеялись. Самолет был безжалостно расстрелян в упор, его пилот, Гарсия-Куэрва, погиб. Смерть человека, честно сражавшегося за свою Отчизну, это всегда трагедия, но здесь судьба пошутила особенно жестоко: павший пилот был автором иллюстраций для учебных пособий аргентинских ВВС, среди которых была и такая: «Твоя жизнь — в твоих руках: воспользуйся своевременно катапультным креслом!»

Так закончился боевой вылет первой группы аргентинских ВВС, но приближалась вторая. Правда, из семи вылетевших с континентальных авиабаз самолетов осталось только шестеро – один «Даггер» с ракетами «воздух-воздух» из звена «Белокурый» по техническим причинам прервал полет. И надо же было случиться такому, что именно его напарник, оставшийся в одиночестве, получил целеуказание на два «Си Харриера», шедших к островам (видимо, на смену недавно участвовавшей в бою паре). Это позволило аргентинскому пилоту занять выгодную позицию и атаковать с пологого пикирования, но затем ему изменило хладнокровие, и он выпустил ракету, не дожидаясь уверенного захвата цели ГСН своего «Шафрира». В результате «Шафрир» ушел в молоко, разогнавшийся в пике «Даггер» проскочил атакуемую им пару, на что один из британских пилотов, лейтенант Хэйл, среагировал молниеносно и сбил аргентинца «Сайдвиндером». Пилот «Даггера», Ардилес, погиб.

Но ударная тройка «Даггеров» без помех следовала по изначально проложенному для нее маршруту и вскоре вышла на отряд британских кораблей. Эсминец «Глэморган», фрегаты «Эрроу» и «Алакрити» уже выполнили поставленную им задачу: приблизившись к Порт-Стэнли, обстреляли позиции 25-го пехотного полка, правда, совершенно безрезультатно. Точность стрельбы оставляла желать лучшего, и находившиеся в укрытиях аргентинские солдаты потерь не понесли. Но главным для англичан было не убить сколько-то солдат, а обозначить присутствие, убедить аргентинцев в скорой высадке, что и было ими достигнуто, а теперь три корабля отходили на соединение с основными силами и уже ушли от островов на несколько десятков миль.

То, что произошло в дальнейшем, может сильно огорчить любителей высчитывать, сколько десятков сверхзвуковых ПКР «Базальт» или «Гранит» способен сбить одиночный эсминец типа «Арли Берк». Ведь в теории такие ПКР (уже на низкой высоте) можно засечь километров с двадцати-двадцати пяти, до корабля им лететь еще секунд 40-50, а ЗУР «Стандарт» можно выпускать со скоростью 1 ракета в секунду, и, даже тратя 2 ЗУР на одну ПКР, получается, что один эсминец флота США способен совладать едва ли не с полным залпом советского «убийцы авианосцев»… в теории. Ну а на практике получилось вот что.

Три британских корабля не имели ни малейшего повода расслабляться. Они только что выполнили боевое задание – уйдя от своего авианосца, обстреляли вражеский берег (британский вертолет, с которого пытались корректировать огонь, даже потопил аргентинский патрульный катер), и теперь были все основания опасаться возмездия – воздушного удара аргентинцев. Родная авиация их не прикрывала, так что убирать ладони с пультов управления оружием категорически не рекомендовалось. И вот, на высокой (скорее всего, сверхзвуковой) скорости, но небольшой высоте на англичан выходит тройка «Даггеров».

Три британских корабля, имевшие в совокупности 4 ЗРК «Си Кэт» и 2 ЗРК «Си Слаг», пребывая в состоянии боевой готовности и имеющие все основания ожидать воздушный налет, сумели использовать… ровно 1 (прописью – ОДИН) ЗРК «Си Кэт» — отличился «Глэморган». «Эрроу» смог открыть огонь из артустановки (на остальных кораблях не успели), а «Алакрити» вообще «защищался» только пулеметными очередями. Что это? Раздолбайство британских экипажей? На всех трех кораблях сразу?!!

Конечно, «Си Кэт» устарел по меркам 1982-го года. Конечно, его эффективность была низкой. Конечно, он по всем статьям не просто уступал, но совершенно несопоставим с американским «Иджисом». Но все же этот комплекс делался для замены знаменитых 40-мм зенитных автоматов «Бофорс» и отличался относительно небольшим временем реакции. И тем не менее из 4 ЗРК этого типа в боевой обстановке смог обстрелять скоростную воздушную цель лишь один! Вопрос не в том, что ЗУР британских кораблей не попадали в цель, о нет! Вопрос в том, что при появлении высокоскоростных целей британские ЗРК даже не успели изготовиться к стрельбе.

Работа «Даггеров» не блистала эффективностью, что совершенно неудивительно — данные самолеты до самого начала конфликта никто не собирался использовать в качестве морской ударной авиации. Поэтому экипажи получили самый минимум тренировок за короткое предвоенное время, и этого оказалось совершенно недостаточно. Все три самолета сбросили бомбы, не попал ни один, но все же общий счет в этом столкновении оказался в пользу Аргентины – «Даггеры», обстреляв во время атаки британские корабли, добились, по меньшей мере, 11 попаданий в фрегат «Алакрити» и легко ранили одного члена его экипажа, сами же ушли, не получив и царапины.

Такой результат нисколько не устроил англичан – и те бросили вдогон уходящему ударному звену «Торно» пару «Си Харриеров». Вероятно, будь у британцев полноценные истребители, аргентинцы поплатились бы за свою смелость, но у англичан их не было. А тихоходные «Си Харриеры», преследуя отступающие «Даггеры» на протяжении 130 км, так и не сумели сократить дистанцию, чтобы применить оружие. В то же время аргентинцы вовсе не собирались отдавать звено «Торно» на съедение британским летчикам – в хвост пытавшейся догнать «Даггеры» двойке англичан вышла пара «Фортун». Англичане, оценив шансы, махнули рукой на преследование и, не желая связываться с севшими им на хвост аргентинцами, вышли из боя. Это решение выглядит несколько странным – уж в чем-чем, но в отсутствии здоровой агрессивности английских летчиков упрекнуть невозможно. Быть может, после преследования их самолеты испытывали проблемы с топливом? Если так, то будь у аргентинских истребителей достаточно топлива для преследования британцев, они имели бы неплохие шансы добиться победы.

Аргентинцы продолжали поднимать самолеты – в небо ушли два звена «Канберра ВАС», старых бомбардировщиков, созданных в самом начале пятидесятых годов. Удивительно, но факт – «Си Харриеры» сумели перехватить оба звена. Правда, малая скорость британских самолетов не позволила добиться впечатляющего боевого успеха – одно звено, заметив англичан, смогло оторваться от них и в полном составе вернуться на аэродром, но второму повезло меньше: английские пилоты сбили одну «Канберру» и повредили вторую. Как бы то ни было, ни один аргентинский бомбардировщик этого типа до британских кораблей не долетел, а «Си Харриеры» в первый и последний раз за всю историю Фолклендского конфликта продемонстрировали почти абсолютную эффективность в качестве истребителей ПВО. Согласно мемуарам контр-адмирала Вудворта, столь высокая эффективность объясняется могуществом радара «Инвинсибла», который обнаружил летящие «Канберры» примерно в 110 милях от авианосца и осуществил наведение на них ближайшего воздушного патруля.

Но аргентинцы продолжали отправлять в бой свою авиацию, причем самым опасным для британцев стал бы налет пары «Супер Этандаров» с ПКР «Экзосет» — ими предполагалось атаковать отходящую группу «Глэморган»-«Алакрити»-«Эрроу». Но не сложилось, поскольку участвовавший в операции аргентинский самолет-заправщик вышел из строя в самый неподходящий момент, и «Супер Этандары» пришлось отзывать с полдороги. Кроме этого, было поднято в воздух несколько групп «Скайхоков». Первая из них смогла обнаружить вражеский корабль и атаковала его, добившись попадания 227-кг бомбой и несколькими снарядами. Но на поверку боевой корабль англичан оказался беззащитным аргентинским транспортом, так что можно было только радоваться тому, что бомба не взорвалась. Остальные «Скайхоки», возможно, смогли бы выйти на цель, но… их распугала наземная служба управления полетов Фолклендских островов.

Если аргентинские пилоты бестрепетно шли в бой (пилоты «Канберр», которые на своей военно-воздушной рухляди без истребительного прикрытия честно пытались найти и атаковать новейшие корабли британцев, по мнению автора, золотыми буквами вписали свои имена в историю морской авиации), то операторы и диспетчеры Фолклендских авиабаз, такое ощущение, слегка запаниковали. Одно за другим звенья «Скайхоков» выходили к Фолклендским островам, вслушивались в эфир в ожидании целеуказания на британские корабли и… получали команду немедленно уносить ноги, потому что в воздухе находится истребительная авиация противника! Поскольку «Скайхоки» никто не прикрывал, а сами они с воздушным противником сражаться не могли, то пилоты ложились на обратный курс и возвращались домой. Что до британцев, то еще одна группа их кораблей в 21.00 примерно в течение получаса – сорока минут обстреливала окрестности Порт-Стэнли и даже убила одного аргентинского военнослужащего.

Попробуем проанализировать результаты первого дня боев.

В который уже раз выяснилось, что «если пистолет на миллиметр дальше, чем Вы можете дотянуться, то пистолета у Вас нет». Восемьдесят относительно современных и вполне боеспособных самолета Аргентины совершили в общей сложности всего лишь 58 боевых вылетов (28 или чуть меньше – «Миражи и «Даггеры», 28 – «Скайхоки» и 2 -"Супер Этандары"), из которых большая часть оказалась совершенно бесполезной тратой авиакеросина. Авиация Аргентины, находясь почти в 800 километрах от Порт-Стэнли, не смогла обеспечить ПВО Фолклендских авиабаз от 21 британского самолета («Вулкан» и 20 «Си Харриеров»).

Роль СВВП в Фолклендском конфликте 1982 г. (часть 2 и 3)

Британских самолетов было немного, да и были они не лучшего качества, но возможность «работать» с относительно небольших расстояний, которую обеспечила мобильность их «плавучих аэродромов», позволила им совершенно безнаказанно наносить удары по наземным целям противника. В воздушных боях «Си Харриеры» продемонстрировали свое превосходство над «Миражами». Однако это превосходство базировалось не на лучших ТТХ британских самолетов, а на лучшем вооружении и правильно подобранной тактике воздушного боя. «Сайдвиндеры», которыми были оснащены «Си Харриеры», обладали достаточно чувствительной инфракрасной ГСН, чтобы «захватывать» вражеский самолет с передней полусферы, что стало крайне неприятной неожиданностью для аргентинских пилотов. Аргентинцы располагали ракетами, способными «захватывать» противника только с задней полусферы, поэтому задачей аргентинцев было выйти в хвост «Си Харриерам», в то время как британцам достаточно было навязать противнику бой на встречных курсах. Также следует иметь в виду, что английские пилоты имели большой опыт учебных воздушных боев с «Миражами» (которыми были оснащены ВВС Франции) и перед отправкой на войну успели хорошенько потренироваться еще. Франция не скрывала от Британии ТТХ своих самолетов, поэтому англичане в совершенстве знали как сильные, так и слабые стороны французских истребителей. В свое время у тактиков Аргентины была возможность ознакомиться с «Харриерами» (данный самолет в 70-х годах демонстрировался в Аргентине во время рекламного турне), но они ей не воспользовались.

И все же, располагая более выгодной позицией и имея индивидуальное превосходство над противником, британская палубная авиация провалила как минимум две из трех возложенных на нее задач.

Да, «Си Харриеры» смогли нанести удар по авиабазам Фолклендов, но их боевого потенциала не хватило на то, чтобы вывести их из строя, тем самым первый пункт британского плана оказался невыполненным. Попытка добиться господства в воздухе над Фолклендами также потерпела неудачу – англичане никак не смогли воспрепятствовать полетам аргентинцев над островами. В этом районе произошло четыре воздушных боя (неудачный перехват «Менторов» и три схватки «Миражей» с «Си Харриерами»), но все три боя «Миражей» с британцами произошли по инициативе аргентинцев. Тем самым выяснилось, что даже плохонькая служба контроля воздушной обстановки существенно лучше, чем ее отсутствие – из трех воздушных боев между истребителями как минимум два завязались в результате целеуказания с земли, причем в одном из этих двух случаев (атака Ардилеса) британские пилоты были захвачены врасплох.

Единственную задачу, которую английским СВВП вроде бы удалось решить – это прикрытие своих кораблей от атак аргентинской авиации. Из трех групп вражеских самолетов (три «Даггера» звена «Торно» и два звена «Канберр») добралось до английских кораблей только одно звено. Но обращает внимание то, что успехи "Си Харриеров" (перехват доисторических «Канберр») связан с внешним целеуказанием (радар "Инвинсибла"), а вот сорвать атаку современных «Даггеров» или хотя бы наказать последних на отходе британским пилотам не удалось.

Таким образом, итоги первого дня боев оказались разочаровывающими для обеих сторон. Аргентинцы понесли чувствительные потери в новейших самолетах, не добившись никакого результата, и убедились в несовершенстве своей островной ПВО. Англичане не смогли ни уничтожить авиабазы Аргентины на Фолклендах, ни добиться господства в воздухе.

Но зато аргентинцы, пускай и ценой крови, смогли выявить слабости противовоздушной обороны, обеспечиваемой «Си Харриерами», и могли теперь разработать тактику ее прорыва. Британцы тоже кое в чем преуспели – их активность убедила аргентинское военное руководство в том, что масштабная десантная операция началась. И еще до того, как в воздухе над островами закипели первые воздушные бои, основные силы флота Аргентины взяли курс на Фолкленды, получив приказ атаковать силы противника в момент высадки.

ЧАСТЬ 3

Роль СВВП в Фолклендском конфликте 1982 г. (часть 2 и 3)

Итак, 1-го мая 1982 г. аргентинцы уверились в скорой высадке англичан и готовились бросить в бой свой флот. Демонстрационная группа TG-79.3 в составе крейсера «Генерал Бельграно» и двух старых эсминцев должна была имитировать наступление с юга и отвлечь на себя внимание британских командиров. В это время основные силы в составе TG-79.1 и TG-79.2, состоящие из авианосца «Бентисинко де Майо», современных эсминцев «Сантисимо Тринидад» и «Геркулес» (тип 42, аналог несчастного «Шеффилда») и трех корветов должны были нанести удар палубными «Скайхоками» с расстояния в 120 миль по кораблям англичан. Их атаку должны были поддержать звено «Супер Этандаров» с ПКР «Экзосет», подводная лодка «Сан-Луис» и, конечно, ударные самолеты с континентальных авиабаз. Командующий аргентинским флотом приказал начать операцию утром 2 мая, сразу после развертывания тактических групп.

Интересно, что даже в случае успеха TG-79.1 и TG-79.2 аргентинцы не планировали бросать в бой свой легкий крейсер. По их замыслу, в том случае, если британский флот будет разбит, кораблям TG-79.3 следовало заняться пиратством на коммуникациях противника. Таким образом, аргентинцы весьма реалистично оценивали возможности старого артиллерийского корабля, назначив ему в противники одиночные транспорты и суда снабжения британцев.

Аргентинский план грядущего сражения следует признать разумным и имевшим хорошие шансы на успех. Если что-то и могло сокрушить англичан, так это сосредоточенный удар авиации ВМС (палубные «Скайхоки» и «Супер Этандары») и ВВС («Скайхоки и «Даггеры» с континента). Попытка атаковать британцев одними только силами флота стала бы очевидным безумием, поскольку TG-79.1 и TG-79.2 вдвое уступали англичанам в численности палубной авиации, а их «Скайхоки» не могли ни защитить себя в воздухе, ни обеспечить ПВО соединения. При этом на шести кораблях главных сил аргентинского флота имелось всего лишь два ЗРК («Си Дарт»), чего было явно недостаточно для борьбы даже с такой куцей авиагруппой, какой располагали англичане. Что касается «Экзосетов» корабельного базирования, то, как уже замечалось ранее, автор не знает, сколько таких ракет было в распоряжении флота Аргентины, но точно известно, что идею сближения с британским соединением километров на 35-40 (дальность полета ММ38 — 42 км) с последующим массированным залпом ПКР никто в аргентинском флоте не рассматривал. Хотя английский командующий контр-адмирал Вудворт считал такую атаку возможной и опасался ее всерьез

Роль СВВП в Фолклендском конфликте 1982 г. (часть 2 и 3)

Итак, к утру 2-го мая аргентинский флот выдвинулся на исходные, а самолеты ВВС ждали только команды на взлет. Казалось, что аргентинское командование рассчитало все правильно: воздушные бои, обстрелы побережья и высадка десантных групп во второй половине прошедшего дня как будто предвещали скорую высадку английских экспедиционных сил. Контакты не прекращались и ночью — в 01.55 эсминец «Сантисимо Тринидад» обнаружил патрульный «Си Харриер» и обстрелял его ЗРК «Си Дарт», правда, безрезультатно. Так что рассвет 2-го мая аргентинцы встретили в полной готовности.

А что делал в это время британский флот? Точно так же, как и аргентинский, он готовился к генеральному сражению. 317-ое оперативное соединение англичан развернуло свои боевые порядки в каких-то 80 милях от Порт-Стэнли: в центре боевого построения находились оба авианосца и их непосредственное охранение — фрегаты «Бриллиант» и «Броудсворд». Ближнюю зону ПВО создавали эсминец «Глэморган», фрегаты «Алакрити», «Ярмут», «Эрроу». Еще три эсминца, расположившись на угрожающих направлениях в 30 милях от главных сил, сформировали дальний радиолокационный дозор и, конечно, воздушные патрули «Си Харриеров» были впереди всех.

Флоты были готовы к решающей битве. Расстояние между ними было относительно невелико, около двух ночи, когда «Си Харриер» и аргентинский эсминец увидели друг друга, между эскадрами едва насчитывалось 200 миль. К рассвету эта дистанция, вероятно, стала еще меньше. Но, тем не менее, сражения не произошло. Почему?

Командование Аргентины, увы, не воспользовалось представившимся им возможностями. План предусматривал нанесение удара во время десантной операции англичан, а она никак не начиналась. В ожидании британских морпехов аргентинцы допустили весьма досадную ошибку — они ограничивались авиаразведкой возможных мест высадки и не посылали свои самолеты в море. В результате британский флот, находившийся не слишком далеко от островов и (по крайней мере, частью кораблей) в пределах досягаемости «Скайхоков» и «Даггеров», обнаружен не был. Аргентинцы потеряли хороший шанс нанести сосредоточенный удар по относительно небольшим силам англичан. Трудно сказать, что случилось бы, найди и атакуй аргентинцы 317-е оперативное соединение контр-адмирала Вудворта, но если у аргентинского командования и был шанс нанести поражение англичанам, то они упустили его 2-го мая.

В отличие от своих «оппонентов», британский командующий приложил все усилия для того, чтобы обнаружить главные силы аргентинского флота, однако его поиски оказались безрезультатными. Не имея специализированных самолетов, британцы вынуждены были использовать для разведки СВВП с их ограниченным радиусом и слабой РЛС. И потерпели фиаско на дистанции, с которой авианосцы времен Второй мировой нет-нет, да и обнаруживали неприятеля.

А ведь англичане знали направление, откуда следовало ждать основные силы «Армада Республика Аргентина» (АРА). Еще 28 апреля американцы сообщили своим британским союзникам местонахождение TG-79.3, полученное по данным космической разведки, и 30-го апреля аргентинской тактической группе «на хвост» села атомарина «Конкэрор». Командующий английским соединением не считал это соединение основной угрозой, он полагал, что это приманка, хотя и допускал, что, возможно, аргентинцы пытаются взять его в клещи. Если аргентинцам было известно местонахождение его кораблей, они могли попытаться, двигаясь ночью и на полной скорости, сблизиться с английской эскадрой, с тем чтобы на рассвете нанести по ней массированный ракетный удар. Но и в этом случае основная угроза, по мнению британского адмирала, исходила с северо-запада, именно оттуда должны были подойти эсминцы и корветы TG-79.1 и TG-79.2, именно оттуда ударит палубная авиация единственного аргентинского авианосца. В подтверждение этих рассуждений «Си Харриер» обнаружил ночью «Сантисимо Тринидад» и доложил о группе аргентинских кораблей на северо-западе. Теперь контр-адмирал Вудворт был уверен в том, что разобрался в плане аргентинцев и знает, где искать их главные силы, но ограниченные возможности СВВП не позволили ему обнаружить противника. Попытка найти врага при помощи подводной лодки «Сплендит» (ей сообщили координаты последнего контакта с аргентинскими кораблями) также ни к чему не привела. Контр-адмирал Вудворт оказался в сложной ситуации. Не имея данных о местонахождении TG-79.1 и TG-79.2, он понимал также, что они могут быть очень близко.

Пока англичане нервничали, аргентинцы устали ждать. Рассвет давно миновал, утро сменилось днем, но никакой высадки не последовало. Справедливо рассудив, что сегодня британцы атаковать не станут, контр-адмирал Г. Алльяра в 12.30 приказал всем трем тактическим группам вернуться в районы первоначального маневрирования. Аргентинцы отступали с тем, чтобы вновь занять первоначальные позиции и выдвинуться для сосредоточенного удара, как только британцы все же решатся на десантную операцию. TG-79.3 во главе с «Генералом Бельграно» получила этот приказ и повернула назад, даже не войдя в 200-мильную зону боевых действий. Тем не менее, уйти ей не дали.

Трудно сказать, чем руководствовался контр-адмирал Вудворт, запрашивая разрешение об атаке аргентинских кораблей за пределами зоны боевых действий. Отступающие старый крейсер и два эсминца военной постройки ничем ему не угрожали. С другой стороны они все же являлись боевыми кораблями враждебной страны, и отпускать их с миром было не в лучших британских морских традициях. Психологическое воздействие от гибели единственного, но обладающего большим экипажем аргентинского крейсера могло сильно деморализовать (возможно, так и произошло) аргентинский флот. Кроме того, любой энергичный человек (а у нас нет ни единого основания упрекать контр-адмирала Вудворта в отсутствии энергичности), угодив в сложную ситуацию, предпочтет сделать хоть что-то, чем не делать вообще ничего. Как знать, не подтолкнет ли гибель «Бельграно» вражеское командование на какие-нибудь опрометчивые действия, позволив тем самым англичанам обнаружить и уничтожить основные силы их флота?

Но, кроме всего вышесказанного, были и иные соображения: с точки зрения высокой политики англичанам чрезвычайно нужна была победа на море, и чем быстрее, тем лучше. К сожалению, до сих пор действия 317-го соединения ни на что подобное даже отдаленно не претендовали. Отход TG-79.3 мог подсказать британскому адмиралу, что и остальные аргентинские корабли также легли на обратный курс, и никакого генерального сражения не будет. Это означало полный провал британского плана операции — авиабазы на Фолклендах не уничтожены, господство в воздухе не завоевано, аргентинский флот уничтожить не удалось… И что делать дальше? Ничего не добившись, болтаться у Фолклендов в ожидании подкреплений? А как же британское общественное мнение, привыкшее к тому, что «где флот — там победа»? И как воспримут очевидное бессилие Королевского флота в Аргентине?

Неизвестно, какие именно резоны заставили англичан принять решение, но как только они пришли к выводу о полезности уничтожения «Бельграно», то немедленно изменили «правила игры» установленные ими же самими — флот получил разрешение уничтожать аргентинские корабли за пределами 200-мильной зоны. Ну конечно, зачем же еще нужны правила, если не для того, чтобы их нарушать?

В 15.57 «Конкэрор» нанес роковой удар, две торпеды из трех поразили старый крейсер, и… все было кончено в считанные минуты. На «Бельграно» погас свет, электрическая сеть корабля была необратимо повреждена, перестали работать все стационарные системы водоотлива и все насосы, которые могли бы перекачивать жидкие грузы и путем контрзатоплений выправить крен. Борьба за живучесть стала невозможной, через 20 минут после удара крен достиг 21 градуса и командир отдал единственно возможный приказ — покинуть корабль. Передавать его пришлось голосом — корабельная связь также вышла из строя.

Англия ликовала, газеты пестрели заголовками «Сбросить аргентинцев в море», «Поддать им жару», «Получил» и даже: «Финальный счет: Британия 6, Аргентина 0». Британский обыватель получил свою победу… Аргентина, наоборот, скорбела — многотысячные митинги, приспущенные флаги.

В целом же ситуация с потоплением «Бельграно» до боли напоминает гибель германского броненосного крейсера «Блюхер» в Первую мировую войну. Тогда из-за неверно понятого сигнала, эскадра адмирала Битти, вместо того, чтобы добить отступающие германские линейные крейсера, атаковала сильно побитый корабль, который и без этого от англичан никуда бы не делся. «Все думают, что мы добились потрясающих успехов, а на самом деле — потерпели страшное поражение», — писал об этом случае Битти. Доблестный (автор пишет это без тени ехидства) британский адмирал умел смотреть правде в глаза и понимал, что упустил превосходный шанс нанести немцам чувствительное поражение, а вместо этого «победил» никчемный, в общем-то, корабль. Но если в годы первой мировой войны только досадная ошибка помешала Битти достичь успеха, то в 1982 году контр-адмирал Вудворт не смог обнаружить и разбить главные силы «Армады Республика Аргентина» в связи с отсутствием возможности вести сколько-то результативную воздушную разведку — у него просто не было самолетов, способных ее производить. В итоге, не сумев добиться победы истинной, британский командующий вынужден был довольствоваться победой мнимой.

Впрочем, психологическая победа (а это тоже немало!) досталась англичанам: после гибели «Генерала Бельграно» аргентинский флот больше не испытывал судьбу, и надводные корабли АРА отступили к побережью Аргентины, не пытаясь больше вмешиваться в конфликт. Скорее всего, аргентинцы осознали, насколько уязвимы их тактические группы, маневрировавшие в «шаговой доступности» от Фолклендских островов, для современных подводных лодок, хотя совсем не исключено, что контр-адмирала Алльяру вынудили «кутать флот в вату» аргентинские политики.

Роль СВВП в Фолклендском конфликте 1982 г. (часть 2 и 3)

Но все это было потом, а пока англичане поднимали в воздух самолеты и вертолеты в безуспешных поисках аргентинских кораблей на севере. Однако основные силы флота АРА уже ушли, и в качестве утешительного приза британцам достались лишь два небольших кораблика водоизмещением по 700 тонн каждый. При этом перевозивший мины «Комодоро Самеллера» взорвался, пораженный с вертолета «Си Кинг» ракетой «Си Скьюа» и погиб вместе со всем экипажем, а «Альферес Собрааль», получив две такие ракеты, все же сумел вернуться в родной порт. Английские пилоты, наблюдая взрывы своих ракет и разгорающийся пожар, посчитали его уничтоженным, однако экипаж сумел спасти себя и корабль. Больше ничего интересного ни 2-го, ни 3-го мая не произошло.

Одержав «победу» над несчастным «Генералом Бельграно», англичане имели много поводов для задумчивости. Общественное мнение ликует — это прекрасно, вот только что делать дальше? Ведь ни одна задача, стоявшая перед британскими экспедиционными силами, так и не была решена. Массивный корпус тонущего аргентинского крейсера успешно заретушировал тот факт, что британская операция провалилась по всем пунктам: аэродромы не уничтожены, о господстве в воздухе можно только мечтать, аргентинский флот не разбит, соответственно, ни одной предпосылки для успешной высадки десанта не создано. Перед английским командованием восстала тень Чернышевского с его извечным вопросом: «Что делать?»

Увы, сумрачный британский штабной гений не придумал ничего лучшего, как с точностью до запятой повторить все мероприятия только что завершенной операции! В ночь с 3-го на 4-е мая англичане вновь отправили два стратегических бомбардировщика «Вулкан» громить ВПП базы «Мальвинские острова» (аэродром Порт-Стэнли). Вновь на обеспечение двух боевых самолетов пришлось отправить 10 «летающих танкеров» «Виктор». Операцию, не мудрствуя лукаво, назвали «Блэк Бак 2», и единственным отличием от «Блэк Бак 1» стало лишь то, что в этот раз оба бомбардировщика смогли долететь до цели. Но в ВПП аэродрома опять не попала ни одна бомба, так что на итоговый результат это никак не повлияло.

Утром 4-го мая 317-е оперативное соединение вновь развернулось для атаки авиабаз «Кондор» и «Мальвинские острова» силами своих немногочисленных «Си Харриеров». Но если в прошлый раз британские СВВП обрушились на аргентинцев громом среди ясного неба, то сейчас англичане решили побыть вальяжными: сперва в 08.00 они подняли пару «Си Харриеров», которые должны были слетать-осмотреть последствия работы «Вулканов», и лишь потом, ближе к обеду, планировался воздушный удар. Вечером предполагалась высадка небольших разведгрупп.

Безусловно, истинный британский джентльмен должен демонстрировать приверженность традиции и отличаться тягой к размеренному образу жизни, но планированию боевых действий такие склонности категорически противопоказаны. В этот раз наученные горьким опытом аргентинцы вовсе не собирались играть в поддавки с англичанами, но действовали совершенно по-другому.

В 05.33 утра на аэродром Порт-Стэнли обрушился град бомб «Вулкан», не причинив никому никакого вреда, но предупредив аргентинцев о том, что британский флот вновь ищет боя. Ответ аргентинского командования был и разумным, и тактически грамотным — вместо бесполезных попыток прикрыть аэродромы истребительной авиацией с континентальных баз, аргентинцы отправили свои самолеты на поиск британских кораблей, которые должны были атаковать Фолкленды. Ориентировочно между 08.00 и 09.00 разведывательный самолет «Нептун» вскрыл расположение британского ордера, и в 09.00 в воздух поднялась дежурная пара «Супер Этандаров», каждый из которых нес по одной ПКР «Экзосет». В 09.30 «Нептун» передал пилотам «Супер Этандаров» координаты двух британских корабельных групп.

Аргентинская операция была превосходно задумана и великолепно исполнена. Целеуказание, полученное от «Нептуна», позволило «Супер Этандарам» проложить оптимальный боевой курс — атакующие самолеты заходили с юга, откуда британцы ожидали атаку меньше всего. К тому же на этом направлении полеты спасательной авиации и множественные радиопереговоры кораблей и самолетов (продолжались поиски экипажа «Генерала Бельграно») чрезвычайно затрудняли обнаружение боевой группы аргентинцев. Сами «Супер Этандары» шли на небольшой высоте, с выключенными радиолокационными станциями и в режиме радиомолчания, что опять-таки было возможно благодаря целеуказанию с «Нептуна». Кроме этого, был предпринят отвлекающий маневр — с авиабазы Рио-Гранде (побережье Аргентины) с целью имитации атаки с запада и отвлечения внимания ПВО был поднят авиалайнер «Лиар Джет 35A-L». В воздухе для прикрытия «Супер Этандаров» и «Нептуна» дежурили две пары «Даггеров». В 10.30 «Нептун» еще раз уточнил координаты и состав выбранной для атаки группы кораблей: три надводные цели, одна крупная, и две другие поменьше. Подойдя на 46 км к британским кораблям, «Супер Этандары» поднялись до 150 м и включили свои «Агавы» (РЛС), но противника не обнаружили, после чего немедленно ушли вниз. Спустя несколько минут аргентинские пилоты повторили свой маневр и примерно за 30 секунд работы РЛС обнаружили неприятеля. Правда, станция радиотехнической разведки эсминца «Глазго» также засекла излучение «Агавы», что уберегло корабль от больших неприятностей. Аргентинцы атаковали, но «Глазго», предупрежденный о наличии неизвестных самолетов поблизости, успел поставить помехи, тем самым отклонив нацелившийся на него «Экзосет». «Шеффилду» повезло куда меньше: атакующую его ракету обнаружили всего за шесть секунд до того, как она врезалась в корпус корабля.

Роль СВВП в Фолклендском конфликте 1982 г. (часть 2 и 3)

Дальнейшее общеизвестно. Борьба за живучесть «Шеффилда» ни к чему не привела, экипаж пришлось эвакуировать, горящий корабль дрейфовал некоторое время, пока огонь, сожрав все, до чего смог дотянуться, 5-го мая не утих сам собой. Корабль с выгоревшими центральными отсеками и (частично) надстройкой решено было отвести к Новой Георгии. Восьмого мая фрегат «Ярмут» начал буксировку, но разыгравшийся шторм не оставил англичанам надежды на успех, и 10 мая «Шеффилд» пошел ко дну.

Примерно через час после успешной атаки на «Шеффилд» три «Си Харриера» атаковали аэродром Гуз Грин (авиабаза «Кондор»). Смысл этого действия не вполне понятен. Контр-адмирал Вудворт в своих мемуарах пишет, что целью этого рейда было «уничтожить несколько самолетов», но стоила ли овчинка выделки? Англичане не пытались вывести аэродром из строя, для этого наряд сил был заведомо недостаточен, при этом атака на британские корабли очевидно свидетельствовала о том, что аргентинцы знают о присутствии британцев и готовы к бою. Тройка СВВП не имела возможности подавить ПВО аэродрома, соответственно, атака получалась весьма рискованной, но даже в случае успеха англичане уничтожили всего лишь несколько винтовых самолетов… В общем, мотивы данного деяния неясны, а результат, увы, закономерен: один «Си Харриер» был сбит огнем зенитной артиллерии, остальные вернулись ни с чем. После этого 317-ое оперативное соединение прервало операцию и отступило в зону TRALA. Вторая попытка англичан установить контроль над акваторией и воздушным пространством Фолклендских островов потерпела сокрушительное фиаско. Потеряв эсминец и СВВП, 317-е оперативное соединение вынуждено было отойти, и до 8-го мая его надводные корабли никакой активности не предпринимали.

Какие выводы мы можем сделать из всего этого?

Даже самый беглый анализ произошедшего 1-4 мая 1982 года показывает полную несостоятельность концепции авианосных групп, выстроенных вокруг носителей самолетов вертикального взлета и посадки. В эти дни британская палубная авиация последовательно провалила абсолютно все стоящие перед ней задачи.

Несмотря на то, что авиабазы Фолклендов не были уничтожены, а господство в воздухе над островами не было завоевано, по одному пункту плана англичанам удалось добиться успеха: они выманили на себя флот Аргентины, заставив его командование поверить в неизбежность британской высадки. Теперь англичанам предстояло уничтожить главные силы АРА в бою, и это было им вполне по силам. Все, что нужно было контр-адмиралу Вудворту, — это найти корабли TG-79.1 и TG-79.2, после чего применение атомарин совместно с атаками «Си Харриеров» не оставило бы аргентинцам ни единого шанса.

Но разведывательные возможности 317-го оперативного соединения совершенно не соответствовали стоящим перед ним задачам. У британцев не было самолетов дальнего радиолокационного обнаружения, не имелось самолетов, способных выполнять радиотехническую разведку. Да что там говорить: англичане вообще не располагали никакой разведывательной авиацией, в результате чего вынуждены были отправлять на поиски аргентинцев совершенно не предназначенные для этого «Си Харриеры». Наличие довольно примитивной РЛС у последних приводило к тому, что пилотам по большей части приходилось полагаться на свои глаза, чего в условиях плохой погоды (свойственной для этого района Атлантики) было категорически недостаточно. Малый боевой радиус СВВП ограничивал время поисков неприятеля, и все это вместе низводило поисковые возможности авианосной группировки британцев в лучшем случае до уровня авианосцев времен Второй мировой войны, скорее даже первой ее половины.

Британские летчики были отлично подготовлены, а их самолеты (за счет более современного оружия) оказались индивидуально сильнее истребителей аргентинских ВВС. Это позволяло английским пилотам одерживать воздушные победы, но ничто из вышеперечисленного не давало им возможности своевременно обнаруживать неприятеля и контролировать его (или свое) воздушное пространство. В результате из трех аргентинских оперативных групп англичане смогли найти только одну (TG-79.3 во главе с «Генералом Бельграно»), да и ту благодаря данным американской спутниковой разведки. Весьма вероятно, что если бы американцы не предоставили англичанам местонахождение кораблей TG-79.3, то «Конкэрор» не смогла взять «Генерал Бельграно» «на сопровождение».

Раз уж речь зашла о подводных лодках, то следует отметить, что их возможности обнаруживать неприятеля также оказались очень далеки от желаемого. Развернутые на путях возможного следования главных сил АРА атомарины «Спартан» и «Сплендит» не смогли найти врага. Более того, «Сплендит» не смогла найти корабли TG-79.1 даже после того, как ей «подсказали» местонахождение аргентинцев (ночной контакт «Си Харриера» с «Сантисимо Тринидад»).

Но вернемся к действиям авиации. В этот раз Аргентина отправила в разведку лучшее, что у нее было — патрульный самолет «Нептун» SP-2H. Прототип «Нептуна» впервые поднялся в воздух 17 мая 1945 г., его эксплуатация началась в ВМС США в марте 1947 г. Для своего времени самолет получился чрезвычайно удачным, но, конечно, к 1982 году сильно устарел. Зато на нем была установлена дециметровая радиолокационная станция AN/APS-20. Созданная по программе «Кадиллак» в 1944 году, эта система устанавливалась на палубный торпедоносец «Эвенджер», превращая того в самолет ДРЛО, причем данная модификация «Эвенджеров» даже сумела повоевать, получив боевое крещение в битве за Окинаву в марте 1945-го. Возможности AN/APS-20 в 1982 году уже не поражали воображение, но и мизерными их назвать было нельзя. Компактную группу самолетов или одиночный крупный самолет, летящие на большой высоте, она могла обнаружить примерно в 160-180 км, но дальность обнаружения низколетящих целей предположительно была ниже, поскольку дециметровые радары не слишком-то хорошо работают на фоне подстилающей поверхности (с чем столкнулись американцы при эксплуатации «иджисовского» РЛС AN/SPY-1). Дальность обнаружения надводных целей станцией AN/APS-20 автор статьи, к его глубокому сожалению, найти не смог.

Техническое состояние «Нептуна» было ужасающим. РЛС периодически отключалась, да и сам самолет только что не разваливался в воздухе. К началу Фолклендского конфликта Аргентина располагала 4 машинами этого типа, но 2 из них уже не могли подниматься в воздух. Остальные все же сделали 51 самолето-вылет в начале боевых действий, но 15 мая аргентинцы вынуждены были поставить свои лучшие разведчики на прикол навсегда — ресурс машин был выработан окончательно.

Ни в коем случае нельзя обвинить командующего британскими силами, контр-адмирала Вудворта в ротозействе. Он сделал все, что было в его силах. Он эшелонировал 317-е оперативное соединение, выдвинув три корабля радиолокационного дозора на наиболее угрожающее направление. В 18 милях за ними проходила вторая линия обороны, состоявшая из эсминца и трех фрегатов, непосредственно за ними шли три вспомогательных судна и лишь потом — оба авианосца с непосредственным охранением. Британский командующий организовал также и воздушное дежурство. В части организации ПВО вверенного ему соединения он все сделал правильно, но…

У множества людей, только начинающих изучать Фолклендский конфликт, возникает один и тот же вопрос: почему на эсминце проспали атаку? Почему РЛС «Супер Этандаров» заметили британский корабль, а РЛС «Шеффилда» не видели ни аргентинских самолетов, ни атаковавшую его ракету? Ведь корабельные радары, по идее, куда более мощны, нежели самолетные БРЛС. Ответ на этот вопрос известен давным-давно — РЛС «Шеффилда» были отключены в связи с сеансом связи со штабом ВМС в Нортвуде, дабы излучение радаров не мешало работе спутниковой аппаратуры. Вполне понятный и все объясняющий ответ: не повезло британскому кораблю, так уж решила Судьба…

Но на самом деле вопрос не в том, почему РЛС «Шеффилда» не увидели летящую к нему ПКР «Экзосет». Вопрос в том, каким образом старенький «Нептун» умудрился несколько часов отслеживать перемещения британских эскадр и не был обнаружен ими сам?!

Роль СВВП в Фолклендском конфликте 1982 г. (часть 2 и 3)

Ведь SP-2H «Нептун» — это не В-2 «Spirit» и не F-22 «Raptor». Это летающий сарай с размахом крыла свыше тридцати метров, чей планер проектировался во времена, когда невидимость проходила исключительно по ведомству Герберта Уэллса (имеется в виду его роман «Человек-невидимка»). И этот планер должен был сиять на экранах британских радаров как гирлянда новогодней елки. Что же, прикажете думать, что английский флот с 09.00 до 11.00 выключил все свои радиолокационные станции и увлеченно болтал по спутниковой связи с Нортвудом?! Ну хорошо, представим себе на секундочку, что в силу некоей космической флуктуации все радары англичан внезапно ослепли. Или морской бог Нептун наделил своего аргентинского «тезку» временной радиолокационной невидимостью. Но как же пассивные станции радиотехнической разведки? Излучение бортовой РЛС «Нептуна» британцы должны были засечь!

На эсминце «Глазго» зафиксировали излучение «Агавы» — штатной РЛС «Супер Этандара», на «Шеффилде» — не сумели, и это большинство источников объясняют «вопросами к уровню подготовки экипажа». Но следует смотреть правде в глаза — ни на одном корабле 317-го оперативного соединения не смогли засечь работу РЛС аргентинского «Нептуна». Что же, весь британский флот внезапно потерял форму? На самом деле, как ни печально это признавать, но в 1982 году британский флот, невзирая на наличие множества локаторов, станций радиотехнической разведки и прочего, попросту не располагал средствами для надежного обнаружения вражеского самолета-разведчика. Пусть даже этот самолет оснащался аппаратурой эпохи Второй мировой войны.

Давным-давно знаменитый британский адмирал Эндрю Браун Каннингем заметил: «Лучший способ борьбы с воздухом находится в воздухе». Но палубная авиация англичан ничем не смогла помочь своим кораблям. Британцы располагали двумя десятками «Си Харриеров». Аргентинцы противопоставили им пару «Супер Этандаров», два летающих танкера, разведчик «Нептун» и авиалайнер «Лиар Джет 35A-L», который должен был отвлечь внимание британцев на себя. Причем авиалайнер стал в тот день единственным самолетом аргентинцев, не справившимся со своим заданием, поскольку англичане и не думали его замечать. Да еще на протяжении какого-то времени удавалось обеспечивать дежурство в воздухе двух двоек «Даггеров», прикрывавших перечисленные выше силы. Итого в зоне боевых действий присутствовало максимум 10 аргентинских самолетов, из них не более шести боевых. Но двадцать британских самолетов, каждому из которых не составляло особого труда разобраться один на один хоть с «Супер Этандаром», хоть с «Даггером», не смогли сделать ничего.

Действия аргентинцев 4 мая со всей очевидностью продемонстрировали: информация играет не меньшую, а даже большую роль, чем собственно средства поражения (хотя, конечно, и о них забывать не стоит). Аргентинцы отправили в бой вдвое меньшие воздушные силы, нежели те, которыми располагали англичане, и это не беря в расчет кораблей флота его Величества. И добились успеха, потому что один-единственный допотопный аргентинский разведчик оказался ценнее, чем оба британских авианосца-носителя СВВП с их авиагруппами, вместе взятыми.

Можно, конечно, спросить: о чем вообще думали британцы, создавая носители СВВП вместо строительства полноценных авианосцев? Неужели никто не осознавал ценность самолетов ДРЛО и радиоразведки, которым необходимы был катапульты для взлета и которые не могли базироваться на кораблях наподобие британского «Инвинсибла»? Неужели никто не мог заранее предвидеть крайне слабые способности «Си Харриеров» к разведке и контролю воздушного пространства? Конечно же, догадывались и предвидели, но Британия решила сэкономить на постройке полноценных авианосцев, которые показались сэрам и пэрам слишком дорогим удовольствием. Английские адмиралы оказались в ситуации, когда нужно было выбирать: или отказываться от палубной авиации вообще, или же получить «огрызки»-«Инвинсиблы» с СВВП. Нельзя винить командование Королевского флота, что оно предпочло синицу в руках журавлю в небе. Тем более что британские адмиралы отлично понимали, что в реальном бою, без средств разведки и целеуказания, такая синица обернется уткой под кроватью, если не голубем на надгробии. И, дабы избегнуть столь радикального финала, разработали соответствующую тактику использования авианосцев — носителей СВВП, согласно которой эти корабли и самолеты должны были использоваться исключительно в зонах, контролируемых британскими самолетами ДРЛО и управления "Нимрод" AEW или же натовскими AWACS Е-3А "Сентри".

Англичане создавали свой послевоенный флот для противодействия подводной угрозе, недопущении прорыва советских АПЛ в Атлантику, при этом ПВО противолодочных соединений должно было уметь противостоять разве что одиночным самолетам. Массированных атак авиации не ожидалось, по причине отсутствия у СССР авианосцев. Это было логично, но, увы, у бытия своеобразное чувство юмора, так что английскому флоту пришлось воевать совсем не с тем противником и не там, где предполагалось. Что еще раз показывает ущербность военно-морских сил, «заточенных» для решения ограниченного круга задач, и говорит о необходимости строить флот, чьи возможности позволят ответить на любой вызов.

Их лордства, сэры и пэры «оптимизировали» затраты военного бюджета, но расплачиваться за эту экономию пришлось морякам Королевского флота.

Продолжение следует…

Роль СВВП в Фолклендском конфликте 1982 г (часть 1)

Подписаться
Уведомить о
guest

22 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account