Мысленное упражнение — вот мы попали в Древнюю Русь…
Интересная статья из жж Дмитрия Севастьянова.
Любимое оно для многих почитателей научной фантастики и просто сказок. Для меня это задача не техническая, а ментальная. Проблема любого засланца-попаданца проста как гривенник — как себя так обрисовать между 800 — 1250 годами, что бы не продали в рабы, не загнали в холопы или наподобие, не забили на смерть как колдуна и так далее. В общем обрисую что вы несёте миру означенному датами и что он могёт донести до вас.
https://useless-faq.livejournal.com/16283036.html — пример такой постановки вопроса.
Значит советую для начала оставить сказки о том, что вы сможете торговать там самогоном. Времена тогда были злые, но всё таки не дикие. Племена славянские иной раз что то там чирикали, но уже по сути смирились под властью единого князя и всерьёз против него борогоз поднимать осмеливались уже целые группировки князей, да в сговоре со всякими европейцами с Запада и со степняками. Появившись скажем в Киеве, вам придётся где то жить. Ладно, положим я появился одетый, а если раздетый? Во что одет? В какое время года меня занесёт? Простейший вопрос, но теперь представляю как меня выносит просто с места на место в 21 веке, я попадаю из Ленинграда в Лондон, в центр Лондона, голый… Ну и кранты, замучаюсь обосновывать себя как нормального. А то что меня по междумирью квантовому запнуло в такие красоты, рядом с Биг Беном, то будет выглядеть как лишний повод проколоть мне курс успокоительных, силком. В случае с Киевом 1000 года проблема будет ещё страшнее — психушек и защиты душевнобольных нету. Схватят, начнут спрашивать — язык тут же не понятен им будет, заподозревают в шпионаже и пиши пропало. Те же дьяковцы даже до прихода русских жили в кругах диаметром 3 км и огораживались двойным рядом частокола в маленьких селищах на высоких холмах, а вокруг эти несчастные 3 км. радиуса для жизни. От кого? От подателей благ или от смерти лютой? Советую думать об этом, то были годы 600 — 700, русских не было и в помине. А с приходом будущих русских дело усложнилось — появились общие для всех князья и там уже был аналог сыска, доносов и так далее.
С чего вот все мечтают попасть одетыми? Почему простейший вариант заброса в центр села, да голяком не рассматривается? Ну хорошо, меня закидывает скажем летом в поле где нибудь в Тамбовщине будущей или чего хуже в Костромщине.А если зимой или поздней осенью или ранней весной? Минус 15 Цельсия, голого, или скажем меня вышвыривает в летней или осенней лёгкой одежонке в зиму 1123 года. Куда идти? Я труп. Волков да медведей, зверья было навалом. Людей кот наплакал и нарыдал, их почти нет по сравнению с современностью, а перетерпеть мороз не получится. Такое не рассматривается горе фэнтазийниками? А зря, проблема страшная и банальная.
Ладно. Я кибер преступник, век 22, вламываются ражие гайдуки 22 века, ховают мене, кричат шо усё Димко, дочырыкался ты на мовэ интернетной, пора тебя в 11 век пинчером отправить! У тебя Димко есть три минуты — отправляем тебя в зиму, в 1098 год, в пяти километрах от села, которое в десяти от Рязани или Переяславля, а точно не скажем, ибо грешен ты сильно. Карты не даём, одевайся в зиму, а там как хочешь так и объясняй свой пуховик 22 века. Давай! Быстрее! Или вышвырнем голым!
Иного расклада мне не приходит на ум, ибо вот самому согласится без возврата или даже на час лезть в те века, это самоубийство чистой воды. Но выбора нет, у меня в качестве затравки есть знания… И тут у многих срывает крышу, они готовы отправляться в Русь тех лет со знаниями о порохе, сталях, водке-самогонке, литературе и физической географии. Оххх. Даже велосипедом пробуют манкировать, что вообще и смешно и грустно. А случаем ландшафтный дизайн не пригодится в 10 веке?
А я вам так скажу, что самые опасные профессии для отправки в древность это совсем не фантазёры. Наибольшие шансы выжить имеют — плотники, умевшие работать топором, кузнецы, умевшие работать молотом. Врачи, геологи. А вот остальным лучше не попадать, ибо знания по математике не помогут выжить, а вот колдуном прослыть или долбанатом, это пожалуйста. Точнее если сразу попадёшь на подворье к монаху математику, может и выживешь, но эта возможность нулевая. За физические эксперименты могут проломить голову — молния там или ещё что. За химические фантазии и иллюзии тоже прозовут злодеем чародеем, а порох там был нужен как козе баян. Вообще пытаться менять мир в 1100 году, попав туда в одиночку и имея на сборы 3 минуты, это последнее что придёт мне в буйну голову. Попади я в поле в 5 километрах от села, то первое что стал бы делать — идти в сторону села, точнее зная что оно где то есть. При некоторой удаче и милости отправивших меня я могу нарваться на санный путь, который ещё не замела позёмка, снег дующий в полях всю зиму и без метели. Такой снег к слову заметает дорогу на метр за половину дня.
Ладно, нарыл дорогу, дошёл до окраины. Холод, собаки побрёхивают, вечер спускается наземь, жратвы нет, из девайсов — голова с информацией. Чо делать? Сленга-говора не ведаю. А между прочим не будучи великим антропологом, а просто наблюдательным, я авторитетно утверждаю — могу только так отличить южный русский гггговор от Казанского и Пермского гОвора, для меня это как два разных языка, как будто украинский и русский, разница вопиющая. А тогда люди жили небольшими сёлами поколениями и знали свой говор излишне хорошо, любой имеющий говор отличный от ихнего, для них светился бы так же, как немецкий язык в русском сельском ДК. Окраина села и мои действия? Найти сарай, если нет ограды высокой, а её могло и не быть, а могла быть, села-деревни разные. Сторож мог появиться внезапно — Кто таков! Чего надобно! А ну стой! И бегать от него не советую, он и выносливее и опаснее простого человека 21 века, у него нож как минимум или колотушка, измочалит только так, а то и покалечит. Так что сторож скорее всего был, ибо полиции тогда не было как и бюрократии централизованной и коли покрадут скотину аль зерно то пиши пропало, виновных не сыскать, а оброк всё равно придут забирать.
Сторожу я буду молча, мыча, пытаться рассказать что мол проведи меня добрый человече в тепло, замёрз сильно, подыхаю. Не говорить. Поверит — хорошо, приведёт скорее всего к старосте села-деревни. С моей одежды офигеют они, но это дело такое, можно будет потом решить. Но пока надо кое что узнать, о гостях которых я приведу с собой! Вирусы! С 99 процентной вероятностью люди в деревне-селе окажутся из за меня в смертельном риске, как семья Лыковых перед геологами, которые их посещали редко, да метко. Каждый приход партии геологов к ним означал тяжёлую хворь для Лыковых, они и вымерли от вирусов 20 века, не имея к ним иммунитета. Так что я пришёл и со мной почти стопроцентно пришла тяжёлая смерть для жителей. Так что это и плюс и то что может меня отминусить в ноль. Ибо не помогу, то стану проклятым засланцем, удавят или сдадут княжьим людям. Спасу, дело поверну иначе, в свою пользу.
Итогом, мыча, показывая что испуган, голоден, замёрзший, прошу питья и хоть чего из еды, авось покормят. Дадут скорее всего поспать, даже пусть и под замком. А по утру надо криво косо показать что я и откуда и что умею. А умею я люди, всё это не говоря словами! — лечить. Знахарь я, тыкая на травки и грибки, тыкая в сторону печи и желательно кипящей воды, указываю что травку вот варю и того, врачую. Чудной я, хожу меж сёл, да заплутал, а ещё иногда на меня дух святой накатывает, врачебные дела ведает, но и память иной раз отшибает. Могу вам постараться помочь. И хорошо блин, коли не попросят помогать рожающей бабе! Ох как удобно будет! Воспаление лёгких, даже тиф, вполне можно придумать как перележать, с высокой долей вероятности выздоровления. Коли нет чумы и прочей опасной заразы, выживет — горячее и обильное питьё, никаких глупых причитаний, а скажем мёд, укутывание могут сделать чудо. И крутится мне при этом чуде будет самое оно. Или у кого то порез сильный и если там не дошло до сепсиса, это удача. Прося мыканьем своим держать соколика, срываю с раны кое как забинтованной все грязные повязки, скажем с порезанной ноги и понеслась — тёплая вода, аналог мыла в виде щёлока, снова вода и после прокипячённой тряпкой замотать.
Это вернейший способ сойти за своего, хоть и чудного. Зато лечу людей, врачеваю. Всё. Дальше на селе особо не мыкать, поселят где нибудь и до лета проживу, подлечивая кого можно. А потом обзаведшись одежонкой можно и в города стопы смазывать, там врачеванием всех угощать. Так и проживу. Постепенно заговорю, когда выучу язык местного типа, русский того времени. Типа сошла боль и травма божьих знаний. Заговорю, деньжата будут кое какие, что нибудь построю-куплю. Но чудеса творить не буду, что бы князю на глаза не попадать. Иногда, в тяжёлых случая ранений или травм, даже могучи спасти, спасать не буду — бог забрал! А вот переломы пожалуйста — фиксация и покой. И так далее.
Жить буду до самого конца смирно, от власти как можно дальше, людей буду уважать, жену любить, деток растить. Всё. Никаких попыток менять мир не стану делать, ибо мир мне намного раньше за то башку отворотит. При этом никакой гарантии что получится весь описанный вариант — нету. Куча лагов и багов может убивать меня бесконечно быстро, от внезапных степняков, до княжьей буйной дружины, от разбойников на пути к селу, до волчьей стаи на пути к нему же. Драка, агрессия, моё нечаянное произнесение слов на русском языке 22 века, скажем упало что то на ногу. Лишнее движение с моей стороны и драка может быть смертельной, тогда люди были проще. Да и реальную чуму никто не отменял, оспу там и наподобие. Как это лечить? Только мощные антибиотики, а их поди сделай, это только на словах просто. Сам же могу и окопытится в безбрежии будущей России от банальной оспы, в запёкшейся кровяной коросте. Но коли выживу и всё минует, то моя единственная задача будет, это не отсвечивать до конца жизни. Иначе можно так нарваться, что скажем к больному подагрой князю позовут или больному онкологией и что я сделаю? А тогда целителей только так чпокали, не вылечил светлую особу значит ты шарлатан. Но при этом же целитель наиболее тихо мог жить и спокойно прирастать достатком, никак не вызывая подозрений. А вот порох, самогон, это прямая конкуренция князю и его людям, это смерть верная и лютая, под пытками страшными.
А уж попытка создать сталь-ружьё уровня хотя бы 19 века обречена на тотальный провал, если я не кузнец профи, да ещё и имевший опыт подборки компонентов и плавки металлов. Те металлурги и кузнецы которые с заводов, это смешной вариант — они так же будут полезны сами себе в 1000 году нашей эры, как шофера без машин, клерки из небоскрёбов без компьютеров, а капитан дальнего плавания, без моря и корабля. Все мы настолько зависим от технологий 20 — 21 века, что попытка создать нечто важное в 11 веке обречена на провал. Велосипед? Ми ми, останется только найти столько железа и он по цене будет как пяток мечей.
Вот так, лично для меня подобный вариант приемлем. Знания о столбняке и прочей гадости. Понимание природы болезней позволят добывать хлеб и под рассуждения о воле божьей, прожить тихо и в достатке.