Приветствую, уважаемые коллеги. Сегодня я с небольшим и отчасти шутливым — а отчасти и вполне серьезным материалом.
Уже довольно давно я обратил внимание на определенное попарное сходство обводов в носовой и кормовой частях у таких кораблей Российского императорского флота, как:
1) броненосный крейсер «Россия» и эскадренные броненосцы «Пересвет» и «Ослябя»;
2) броненосный крейсер «Громобой» и эскадренный броненосец «Победа».
Прилагаемые чертежи и фото это явственно подтверждают – у «России», «Пересвета» и «Осляби» в надводной части фор- и ахтерштевни спрямлены, а у «Победы» и «Громобоя», наоборот, сильно завалены.
Каких-то секретов, тут, конечно же, нет – проектировал эти корабли один и тот же завод (Балтийский), как же не взяться конструктивному подобию технических решений у кораблей примерно одного возраста?! Но, если рассматривать все эти корабельно-архитектурные трансформации как часть единого процесса, то он в целом мне очень сильно напомнил одно известное юмористическое стихотворение, впервые опубликованное в газете «FM-Бульвар» (Тюмень, № 14 (31), 13-19 апреля 2005 г.):
Если взрослого мыша
Взять, и бережно держа,
Напихать в него иголок, –
Вы получите ежа.
Если этого ежа,
Нос заткнув, чтоб не дышал,
Где поглубже, сбросить в речку –
Вы получите ерша.
Если этого ерша,
Головой в тисках зажав,
Посильней тянуть за хвост, то –
Вы получите ужа.
Если этого ужа,
Приготовив два ножа…
Впрочем, он, наверно, сдохнет.
Но идея хороша!..
Ну в самом деле, по факту с точки зрения конструкции корпуса «Пересвет» и «Ослябя» это как раз «ежи» – такой себе чуть укороченный и чуть более пухлый «мыш»-«Россия», в которого напихали «иголок» (в смысле – десятидюймовок в башнях). Правда, потом идет небольшое отклонение от стихотворной линии повествования, потому как несколько более поздняя, нежели «Громобой», «Победа» скорее подобна «ершу», которого получили, «заткнув нос» (читай – изменив форму форштевня, да и ахтерштевня заодно). А вот более ранний «Громобой» напрашивается именно на роль «ужа», образовавшегося путем некоторого вытягивания в длину «победовского» корпуса с его новой формой оконечностей.
Понимаю, что в случае с двумя последними кораблями причинно-следственные связи были мною нарушены – но общего сходства всей описанной в стишке черно-юморной ситуации с реальной историей рассматриваемой техники Российского императорского флота это не отменяет.
А вот что можно было сделать из многострадальной зверюшки, «приготовив два ножа» (а именно – эскадренный броненосец водоизмещением в 15270 тонн), подробно рассказывает С.В.Несоленый в своей книге «Броненосный крейсер «Громобой» на страницах 22-23.
Однако, как и в стихотворении, сохранить дальнейшую жизнеспособность самой идеи кораблей подобного типа было уже не суждено…
С уважением. Стволяр.
P.S. Картинки в более высоком разрешении — как обычно, здесь: