«Мы наш, мы новый, флот построим…» «Императоры океанов, цари всея морей». Часть 2

5

Уважаемые коллеги,

Продолжаю выкладывать продолжение «Императоры океанов, цари всея морей…», посвященную броненосцам из моего цикла «Мы наш, мы новый, флот построим…». Приятного чтения.

1895 год ознаменовался рядом важнейших изменений. 17 апреля 1895 года подписанием Симоносекского мира окончилась Японо-Китайская война. Уже в июне 1895 года Р.В. Хорошихин собрал совещание, на котором была весьма подробно проанализирована морская составляющая этой войны. В частности. была тщательно разобрана битва в устье реки Ялу. По результатам этого разбора были сделаны несколько важнейших выводов. Во-первых, с этого момента наряду с противодействием на Дальнем Востоке английскому флоту, в качестве одного из главных противников рассматривался японский флот. Во-вторых, по результатам разбора боя в устье Ялу было решено внести изменения в строящиеся корабли.

России требовалось срочно увеличить строительство кораблей. Решение было одобрено на высочайшем уровне. В такой ситуации морской министр счел возможным обращение к иностранным заказчикам. Все русские морские агенты в наиболее развитых морских державах получили поручение прозондировать почву на предмет возможности заказа броненосцев. Но в результате откликнулись лишь четыре страны. От Германии попыталась побороться за заказ верфь «Круппа», от Италии выступила «Ансальдо». Англичане не проявили к строительству русских броненосцев никакого интереса, лишь компания «Виккерс» была не прочь поучаствовать, но её судостроительные возможности пока были ограничены. Таким образом, к концу конкурса особенно выбирать было нечего. До финиша дошли французская верфь «Форж э Шантье Медитерране» и вездесущий и на все готовый Чарльз Крамп от себя любимого, т.е. «Уильям Крамп и сыновья» (Филадельфия). После рассмотрения предложений французов и Крампа, решено было остановится на предложении последнего. Способствовало этому известие, пришедшее из САСШ, о приобретении Bethlehem Steel лицензии на производство брони по способу Круппа. И Ч. Крамп заверил, что имеет с Bethlehem Steel самые дружественные связи и готов поспособствовать установке крупповской брони американского производства.

А кроме того, Крамп согласился на одно важное условия Хорошихина. Морской министр желал, чтобы заказ выполнялся на русских верфях. Поэтому после строительства броненосца в САСШ Ч. Крамп обязывался передать всю документацию на броненосец, а также содействовать строительству кораблей в России. За это ему полагалась премия в размере 120 тыс. долларов за каждый спущенный в России броненосец.

«Мы наш, мы новый, флот построим…» "Императоры океанов, цари всея морей". Часть 2

Ч. Крамп

В октябре 1895 года соглашение между Ч. Крампом и Российским морским министерством было подписано. В качестве прототипа броненосца для России мистер Крамп предлагал строящийся на его верфи для американского флота броненосец «Айова». Однако морское ведомство не устраивала ни его скорос­ть хода (16 узлов), ни запас угля (нор­мальный 625 т). Видение нового броненосца у адмирала Хорошихина было весьма своеобразное. Идея крейсера-броненосца в то время буквально витала в воздухе. Получить за одни и те же деньги корабль, способный стоять в первой линии, и крейсер оказалась очень заманчивой. Но Хорошихин пошел еще дальше. Его требования к новому броненосцу «слегка удивили» даже опытных кораблестроителей. Роман Владимирович желал иметь корабль водоизмещением не выше 15 тыс. тонн, скоростью 21–22 узла и вооружением, состоящим из 2×2×305-мм и 16–18×152-мм орудий. Да еще и дальность хода Хорошихин хотел не менее 10 тыс. миль. Специалистам стоило большого труда убедить морского министра, что построить броненосец со столь выдающимися характеристиками совершенно невозможно. Святая вера в прогресс иногда подводила морского министра. В конце концов, Хорошихин согласился снизить скорость до 20 узлов, а количество 152-мм орудий до 14–16 шт. В конце концов, окончательный вариант выглядел так: водоизмещение не выше 15 тыс. тонн, вооружение 2×2×305-мм и 14×152-мм орудий, скорость по способности, но не ниже 19 узлов. Именно такое техзадание получил Ч. Крамп.

Настоящая битва Крампа с МТК раз­вернулась по поводу заказа орудийных башен. Морской министр непременно требовал, чтобы башни ГК изготовило отечественное предприятие, Санкт-Петербургский металлический завод, на котором только что вошла в строй новая башенная мастерская на 8 кессонов-колодцев. Крампу не удалось этому воспро­тивиться, и в марте 1896 года контракт с Металлическим заводом на сумму в 525 тыс. руб. был заключен. Срок изготов­ления двух башенных установок назна­чался в 18 месяцев, то есть к сентябрю 1897 года.

Вскоре Ч. Крамп отбыл в Филадельфию. Вместе с ним выехали назначенные «ответственными за строительство броненосца» капитан I ранга М.А. Данилевский и младший судостроитель П.Е. Черниговский. В их функции входило: вести наблюдение за ходом стро­ительства корабля, заключать договоры с контрагентами и вообще заниматься всеми вопросами «по постройке, снабжению и вооружению заказанных судов».

Выполненные верфью «У. Крамп и сыновья» чертежи уже в начале 1896 года были направлены в Петербург. МТК согласовал чертежи весной 1896 года. Закладка броненосца состоялась 18 июня 1896 года. При закладке броненосец получил имя шведского 64-пушечного корабля «Ретвизан», захваченного в ходе Выборгского морского сражения, во время Русско-шведской войны 1788–1790 гг. Работы на стапеле шли быстро — ска­зывались передовая американская тех­нология, достаточно высокая квалифика­ция рабочих и насыщенность завода станками и механическим инструментом. Производительность труда при таких рас­пространенных операциях, как рубка металла и клепка соединений, у Крампа была в два, три, а то и в пять раз выше, чем на судостроительных предприятиях в России. К декабрю 1896 года корпус «Ретвизана» был готов на 88%. В августе 1897 года, с небольшим опережением графика, благодаря жесткому контролю со стороны морского ведомства в САСШ прибыли орудийные башни Металлического завода и паровые котлы Бельвиля. Несмотря на желание Крампа установить котлы Никлосса, МТК с подачи морского министра все же удалось продавить установку котлов Бельвиля.

По архитектуре и конструкции «Рет­визан» представлял собой оригинальный проект, в котором органично переплелись элемен­ты русской, английской и американской кораблестроительных школ — в этом от­ношении «Ретвизан» был уникальным судном. Модель корабля несколько раз испытывали в опытовом бассейне в Санкт-Петербурге, под руководством подполковника А.Н. Крылова, а также в опытовом бассейне в Филадельфии. В результате этих опытов броненосец обладал, по отзывам современников, «чистым» корпусом и прекрасными гидродинамическими характеристиками».

Корабль имел корпус с высоким и длинным полубаком, изготовленным из листовой и профилированной стали, методом клепки. В надводной части корпус был разделен на три палубы — верхнюю, батарейную (главную) и жилую (броне­вую). Корпус делился 15-ю водонепроницаемыми переборками на 16 отсеков. Конструкция крейсера предусматривала двойное дно, вертикальный руль, фор- и ахтерштевни. Силуэт «Ретвизана» был трехтрубным с двумя мачтами. Некоторую архаичность ему придавали боевые марсы, установленные на фок-мачте, по настоянию МТК. Изначально на них стояли 47-мм скорострелки Барановского, но позже их заменили на пулеметы. В нижней части корпус был снабжен скуловыми килями высотой 1,25 м. Главный броневой пояс, выполненный из 229-мм крупповской стали, простирался на длину 92 м и ширину 2,8 м. Поверх главного пояса располагался верхний бронепояс толщиной 152 мм, из той же крупповской брони. За главным поясом находились 76-мм скосы бронепалубы. Оконечности на протяжении 40 м были прикрыты 127-мм броней той же ширины, что и главный пояс. Над цитаделью возвышался 127-мм каземат с 37-мм противоосколочными переборками, защищавший все 6-дюй­мовые орудия. Броневая палуба имела карапасную форму, толщина ее в горизонтальной части со­ставляла 51 мм, на скосах — 76 мм, за пределами цитадели — 76 мм. Башни ГК прикрывались 229-мм броней. Дополнительной защитой служили угольные ямы по периметру котельных отделений. Цитадель замыкалась двумя траверзными переборками толщиной 178 мм.

Вооружение «Ретвизана» состояла из четырех 305-мм орудий длиной 45 калибров, 14×152/45-мм орудий Канэ, изготовленных на Обуховском заводе и 18×87/50-мм орудий Барановского, изготовленных на РОМАЗе. Предельный угол возвышения орудий ГК составлял 24°, снижения –5°. Угол обстрела башен составлял 270°. Башенные установки «Ретвизана» были оснащены электроприводами французской фирмы «Соттер, Арле и К°». Большинство работ по заряжению орудий было механизировано и электрифицировано. Все орудия были снабжены механическими прибойниками заряжения орудий и оптическими прицелами конструкции Барановского. Скорострельность составляла 2 выстрела за три минуты. Боекомплект орудий состоял из 72 выстрелов. Десять 152-мм пушек устанавливались на бата­рейной палубе в казематах; еще четыре — в отдельных казематах, палубой выше. Угол обстрела 152-мм орудий составлял 122°. Боекомплект состоял из 200 снарядов на ствол. Шесть противоминных 87-мм орудий находились в казематах, а двенадцать противоминных 87-мм орудий располагались открыто на верхней палубе, защищенные лишь 40-мм щитами. Боекомплект состоял из 250 выстрелов на ствол. Уже перед самой русско-японской войной на броненосцах смонтировали систему управления стрельбой, изготовленную на Санкт-Петербургском электромеханическом заводе «Н.К. Гейслер и К°», состоящую из дальномера и шести микрометров Люжоля. Торпедное вооружение «Ретвизана», вначале состояло из четырех 381-мм подводных торпедных аппаратов. Впоследствии оставили только 2 носовых торпедных аппарата, переделав их под 457-мм ТА. Запас торпед составлял 4 шт.

Главная энергетическая установка броненосца представляла собой две 4-цилиндровые, паровые, вертикальные машины тройного расширения и 24 котла Бельвиля. Котлы располагались в 3-х котельных отделениях и были сгруппированы по 8 шт. Изготовлены котлы Бельвиля на заводе «Стирлинг и К°» (Чикаго) по французской лицензии. Общая поверхность котлов составляла 4660,2 м2. Удельная масса СУ составляла 108 кг/л.с. Два опреснителя производства Путиловского завода выдавали 16 000 л. воды в сутки на бытовые нужды. На броненосце были смонтированы две рефрижераторные машины. Водоотливная система, представленная шестью водоотливными турбинами производительностью 900 т/ч, обеспечивала осушение 5400 тонн воды в час. Пожарные насосы обеспечивали подачу 280 тонн воды в час.

Питание корабля электроэнергией осуществляли восемь динамо-машин производства американской фирмы «Дженерал Электрик». Кроме того, эта же фирма поставила шесть 95-см боевых прожекторов. Электрическое рулевое устройство системы Дэвиса было изготовлено на верфи Крампа. Вращение баллера могло осуществляться также паровой машиной или вручную. Посты управления рулевыми приводами находились в ходовой и боевых рубках, центральном боевом посту, кормовом мостике и румпельном отделении.

Помещения для экипажа отличались высокой комфортностью, хорошей планировкой и продуманностью. Вся мебель на броненосце была выполнена из металла, что было несколько необычно для русского флота. На броненосце имелись два прекрасно оборудованных лазарета. Кроме лазаретов на ЭБР имелись многочисленные душевые, просторная прачечная и другие приятные мелочи, серьезно облегчающие труд матросов.

Благодаря высокой производительности труда на верфи Крампа «Ретвизан» был построен в рекордные сроки. Уже в августе 1898 года он вышел на сдаточные испытания. Как ни старался Крамп, но достичь желанной скорости в 20 узлов ему так и не удалось. После достижения скорости 19,82 узла в левой машине случилась авария. Повторная попытка разогнать броненосец до 20 узлов, также провалилась. Лишь на короткое время, не более часа, «Ретвизан» мог держать скорость 19,5 узлов и только на форсированном режиме. Рекомендованная скорость не превышала 19 узлов, этот ход броненосец без поломок и аварий выдержал в течение 12-часовых испытаний.

По результатам испытаний Крамп получил список из 106 замечаний, которые устранялись в течение зимы 1898/1899 гг. Несмотря на это, всеми современниками «Ретвизан» был признан «выдающимся броненосцем». Стремясь превзойти всеми признанных английских кораблестроителей, Крамп перещеголял самого себя. Впрочем, справедливости ради стоит отметить некоторые архаичные черты. На корабле остался тяжелый 42-тонный таран, на фок-мачте находились боевые марсы с пулеметами, к счастью на грот-мачте от них отказались. Но были и вполне «революционные» решения: так, на броненосце отказались от минных катеров и мин заграждения, значительно была сокращена мелкокалиберная артиллерия. Тем не менее, корабль оказался столь удачен, что американское правительство заказало Крампу серию из четырех броненосцев типа «Вирджиния» по типу «Ретвизана», только с 12×152-мм орудиями и на месте носового и кормового сдвоенных казематов были установлены четыре двухорудийных башни с орудиями калибра 203 мм. Весной 1899 года «Ретвизан» ушел в Россию и в конце весны прибыл в Кронштадт. Все лето «Ретвизан» находился в практическом плавании. За это время на нем частично заменили угольное отопление на нефтяное и установили мощную радиостанцию производства «Сименс и Гальске», а также радиотелеграфную станцию малой мощности производства Кронштадтской мастерской.

Пока «Ретвизан» строился в САСШ, в России кипели нешуточные страсти. Подписанный с Крампом договор обязывал начать закладку еще трех броненосцев, но морской министр желал пять! В то же время подсчет расходов привел к тому, что руководство министерства финансов схватилось за голову и помчалось на донос доклад к царю. «Фантастические» параметры требовали столь же фантастических ассигнований. Общая сумма за броненосец вплотную приблизилась к 16 млн. руб. (15 905 000 руб.). Государь был впечатлен, донельзя. Петербургская придворная камарилья уже считала дни до отставки строптивого адмирала. Помощь пришла к Роману Владимировичу оттуда, откуда он совершенно не ожидал. Генерал-адмирал, великий князь, Алексей Александрович, откровенно говоря, недолюбливал своего слишком своевольного и лукавого подчиненного. Впрочем, до открытого противостояния у них никогда не доходило: Хорошихин, как никто другой, умел сгладить острые углы и подсластить пилюлю. Зато Алексей Александрович всегда знал, что флот находится в надежных руках, а сам он был за Хорошихиным, как за каменной стеной. Лишаться такого «громоотвода» великий князь отнюдь не желал. Натянув парадный мундир, генерал-адмирал отправился к венценосному племяннику просить за морского министра. Влияние дяди на Николая II было довольно велико, и император сменил гнев на милость. В строительстве пяти броненосцев типа «Ретвизан» Хорошихину было отказано, но после клятвенного заверения Романа Владимировича, что при строительстве на отечественных верфях цену удастся снизить на пару миллионов, было дано высочайшее соизволение на строительство трех запланированных броненосцев. Говоря о снижении цены на два миллиона, Роман Владимирович почти не лгал. Заканчивалась модернизация и перевооружение российских судостроительных предприятий, и морской министр всерьез надеялся, что оснащение верфей новыми станками и оборудованием увеличит производительность труда, а сроки строительства кораблей, наоборот, снизит, что в конечном итоге приведет к уменьшению стоимости. Впоследствии это подтвердилось. Стоимость последующих трех броненосцев снизилась до 14,3 – 14,5 млн. за корабль.

В 1897 году состоялась закладка броненосцев типа «Ретвизан» – «Петропавловск» заложили на Новоадмиралтейском заводе, а на Новокроншадтском адмиралтействе состоялась закладка двух броненосцев, одному из которых, не мудрствуя лукаво, присвоили имя «Кронштадт», а второму «Севастополь».

«Мы наш, мы новый, флот построим…» "Императоры океанов, цари всея морей". Часть 2

Эскадренные броненосцы «Ретвизан», «Севастополь», «Петропавловск», «Кронштадт»

Водоизмещение: 14 440 тонн. Размерения (Д×Ш×О): 129,2×23,5×8,2 м., СУ: 2ПМ, 24ПК, 19 200 л.с., Макс. скор. – 19,0 узла, Дальность – 7800 миль (на 10 узлах). Броня: нижний пояс – 127…229 мм, верхний пояс – 76…152 мм, траверзы – 178 мм, палуба – 51…76 мм, скосы – 76 мм, башни ГК – 229 мм, барбеты – 203 мм, каземат – 127 мм, щиты орудий – 40 мм, рубка – 229 и 76 мм. Вооружение: 2×2×305-мм/45, 14×152-мм/45, 18×87-мм/50, 4×47-мм, 4×7,62-мм пул., 2×1×457-мм ТА. Запас топлива – 1600 т угля и 800 тонн нефти.

Все броненосцы, построенные в России, были спущены в период с 1897 по 1900 год. У отечественных броненосцев была небольшая особенность: из-за несовершенства сборки у российских броненосцев был перегруз около 100–150 тонн. И как следствие перегруза их скорость была на полузла ниже, чем у прототипа. В 1900–1901 годах все четыре броненосца совершили переход на Дальний Восток для усиления дальневосточной эскадры.

Реконструированные заводы не должны были простаивать. А флоту требовались новые корабли. Но в лирику благих начинаний всегда вклинивается жестокая проза финансов. И хотя в России с ними было не так плохо, как могло показаться, на государя-императора напал жестокий приступ экономии. Следующая серия броненосцев была как бы не шагом назад. По сути, морскому министру предложили построить вместо двух дорогих броненосцев ухудшенный вариант «Ретвизана» за более скромные деньги, но в количестве трех штук. Делать было нечего, и Роман Владимирович обратился в МТК. Он не собирался складывать руки и решил выжать из новых броненосцев все возможное. Проект броненосца «разработал» старший помощник судостроителя В.Х. Оффенберг, впоследствии к работе над броненосцем был привлечен капитан корпуса корабельных инженеров К.Я. Аверин. Для начала сократили размерения броненосца, уменьшив его длину до 118 м. За борт полетели «лишние» орудия – теперь 152-мм пушек осталось 12 шт. Секвестру подверглась также силовая установка. После некоторого обсуждения скорость новых броненосцев определили «не более 18 узлов». Правда, вместо котлов Бельвиля на броненосцах решено было установить котлы Ярроу, выпускаемые по лицензии Балтийским заводом. В результате проведенных изменений проектное водоизмещение броненосцев похудело до 13 тыс. тонн. Весной 1898 года проект нового броненосца был согласован в МТК. А летом состоялась закладка броненосцев. В ознаменование побед русского оружия над шведами, новые строящиеся броненосцы получили имена крепостей и городов, некогда отбитых у шведов: «Ревель», «Свеаборг» и «Выборг». Прошедший коренную реконструкцию Путиловский завод жаждал заказов. В наличии у него имелся один каменный эллинг и сухой док, предназначенный для строительства броненосцев. Именно на них решили заложить «Свеаборг» и «Выборг». Заказ на «Ревель» достался Новокронштадтскому казенному судостроительному заводу морского ведомства.

От прототипа новые броненосцы отличал двухтрубный силуэт. Корабль имел корпус с высоким и длинным полубаком, изготовленным из листовой и профилированной стали, методом клепки. В надводной части корпус был разделен на три палубы — верхнюю, батарейную (главную) и жилую (броне­вую). Корпус делился 14-ю водонепроницаемыми переборками на 15 отсеков. Конструкция крейсера предусматривала двойное дно, вертикальные рули, фор- и ахтерштевни. В нижней части корпус был снабжен скуловыми килями высотой 1,25 м. От штевня до штевня на всем протяжении корпуса простирался главный броневой пояс, выполненный из 229-мм крупповской стали, длиной 70 м и шириной 2,8 м. К оконечности он истончался до 127 мм. Поверх главного пояса располагался верхний бронепояс толщиной 152 мм, из той же крупповской брони. За главным поясом находились 76-мм скосы бронепалубы. Оконечности на протяжении 40 м были прикрыты 76-мм броней той же ширины, что и главный пояс. Над цитаделью возвышался 127-мм каземат с 37-мм противоосколочными переборками, защищавший все 6-дюй­мовые орудия. Броневая палуба имела карапасную форму, толщина ее в горизонтальной части со­ставляла 51 мм, на скосах — 76 мм, за пределами цитадели — 76 мм. Башни ГК прикрывались 229-мм броней. Дополнительной защитой служили угольные ямы по периметру котельных отделений. Цитадель замыкалась двумя траверзными переборками толщиной 178 мм.

Главный калибр броненосцев состоял из четырех 305-мм орудий длиной 45 калибров. Предельный угол возвышения орудий ГК составлял 24°, снижения –5°. Угол обстрела башен составлял 270°. Башенные установки были оснащены электроприводами французской фирмы «Соттер, Арле и К°». Большинство работ по заряжению орудий было механизировано и электрифицировано. Все орудия были снабжены механическими прибойниками заряжения орудий и оптическими прицелами конструкции Барановского. Скорострельность составляла 2 выстрела за три минуты. Боекомплект орудий состоял из 72 выстрелов. Средний калибр состоял из 12×152/45-мм орудий Канэ, изготовленных на Обуховском заводе. Восемь 152-мм пушек устанавливались на бата­рейной палубе в казематах; еще четыре — в отдельных казематах, палубой выше. Угол обстрела 152-мм орудий составлял 122°. Боекомплект состоял из 200 снарядов на ствол. Противоминный калибр был представлен 16×87-мм скорострельными орудиями Барановского, производства РОМАЗ. Восемь орудий находились в казематах, а еще восемь орудий располагались открыто на верхней палубе, защищенные лишь 40-мм щитами. Боекомплект состоял из 250 выстрелов на ствол. Уже перед самой русско-японской войной на броненосцах смонтировали систему управления стрельбой, изготовленную на Санкт-Петербургском электромеханическом заводе «Н.К. Гейслер и К°», состоящую из одного дальномера и четырех микрометров Люжоля.

Главная энергетическая установка броненосца представляла собой две 4-цилиндровые, паровые, вертикальные машины тройного расширения и 16 котлов Ярроу. Котлы располагались в 2-х котельных отделениях и были сгруппированы по 8 шт. Все энергетическое оборудование было изготовлено на Новоадмиралтейском заводе. Два опреснителя производства Путиловского завода выдавали 12 000 л. воды в сутки на бытовые нужды. Все броненосцы снабжались рефрижераторными машинами. Водоотливная система, представленная 8 водоотливными турбинами производительностью 600 т/ч, обеспечивала осушение 4800 тонн воды в час. Пожарные насосы обеспечивали подачу 220 тонн воды в час.

Рулевое устройство состояло из рулевой машины с электрическим приводом французской фирмы «Соттер-Харле», одного руля в рулевой раме и системы управления. Вращение баллера могло осуществляться также паровой машиной или вручную. Посты управления рулевыми приводами находились в ходовой и боевых рубках, центральном боевом посту, кормовом мостике и румпельном отделении.

Так же как и на броненосцах типа «Ретвизан», помещения для экипажа отличались высокой комфортностью, хорошей планировкой и продуманностью.

От прототипа новые броненосцы отличал, двухтрубный силуэт, грот-мачта другого типа и пониженная дальность плавания и скорость.

Средняя стоимость каждого броненосца составила чуть больше 12 млн. рублей (12 058 000 руб.).

«Мы наш, мы новый, флот построим…» "Императоры океанов, цари всея морей". Часть 2

Эскадренные броненосцы «Ревель», «Свеаборг», «Выборг»

Водоизмещение: 13 100 тонн. Размерения (Д×Ш×О): 118,2×22,5×8,2 м. СУ: 2ПМ, 16ПК, 15 800 л.с. Макс. скор. – 18,0 узла. Дальность – 4800 миль (на 10 узлах). Броня: нижний пояс – 76…229…76 мм, верхний пояс – 152 мм, траверзы – 152 мм, палуба – 51…76 мм, скосы – 76 мм, башни ГК – 229 мм, барбеты – 203 мм, каземат – 127 мм, щиты орудий – 40 мм, рубка – 229 и 76 мм. Вооружение: 2×2×305-мм/45, 12×152-мм/45, 16×87-мм/50, 8×47-мм, 4×7,62-мм пул., 2×1×457-мм ТА. Запас топлива – 600 т угля и 800 тонн нефти.

Броненосцы «Свеаборг» и «Выборг» вошли в строй в 1901 году; ЭБР «Ревель», заложенный несколько позднее – в 1902 году. На качестве двух первых броненосцев сказалась неопытность персонала Путиловского завода. В результате практически год на Путиловской верфи занимались устранением недоделок и брака, поэтому на испытания все три броненосца вышли практически одновременно весной 1902 года. Все броненосцы преодолели отметку в 18 узлов, а «Ревель» при форсированном режиме достиг скорости 18,7 узла. При 6-часовых испытаниях броненосцы уверено держали скорость 18 узлов, а при 12-часовых рекомендованная скорость снизилась до 17,5 узлов.

В 1903 году в связи с ухудшающейся обстановкой на Дальнем Востоке броненосцы были отправлены в Порт-Артур.

Как всегда жду Ваших замечаний, комментариев, дополнений и уточнений.

Продолжение ОБЯЗАТЕЛЬНО следует…

Андрей Толстой
Подписаться
Уведомить о
guest

77 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account