8

Мы наш, мы новый, флот построим… Часть XII. Речные линкоры.

Этот материал появился с подачи уважаемого коллеги Wasa, за что я ему чрезвычайно благодарен, а также книге И.И. Черникова «ЭНЦИКЛОПЕДИЯ МОНИТОРОВ. Защитники речных границ России», Судостроение, СПб, 2007 г.

В мае 1900 года в Китае разразилось знаменитое восстание Ихэ-Цюаней (ихэтуаней), или «боксерское восстание». Был осажден посольский квартал или сеттльмент в Пекине. 21 июня 1900 года императорское правительство Китая поддержало ихэтуаней и объявило войну иностранным державам, пытавшимся деблокировать посольский квартал.

В связи с тем, что Россия решила поддержать коалицию против Китая, резко ухудшилась ситуация в Маньчжурии. Если нападения хунхузов до 1900 года на КВЖД и русских подданных были редкими, то после 1900 года они приняли массовый характер. Многочисленные шайки хунхузов получили помощь и идеологическое обоснование со стороны ихэтуаней. Теперь русских резали под лозунгом «Белые дьяволы, вон из Китая!». На помощь ихэтуаням в Маньчжурии императрица Цы Си послала войска. В течении двух недель с 15 по 28 июля ихэтуанями и китайскими войсками был осажден Харбин. Женщин и детей эвакуировали по Сунгари в Хабаровск. Железнодорожные служащие, не успевшие уйти в Харбин, были схвачены повстанцами и китайскими военными и казнены после жестоких пыток. 26 июня (8 июля) 1900 года последовало Высочайшее повеление о вступлении русских войск в Маньчжурию. Но было уже поздно: 2 (14) июля китайские войска начали обстрел Благовещенска. Китайцы перехватывали русские пароходы с беженцами, плывущие по Амуру. Положение было тяжелым. Только полный контроль над Амуром мог обеспечить безопасность русской границы на Дальнем Востоке. Положение спасли срочно переброшенные крейсера III ранга «Минотавр», «Сивуч», «Маньчжур» и «Цербер».

1 (12) августа 1900 года войсками коалиции европейских стран и США был взят Пекин. Восстание было подавлено. Потери России из-за войны на Дальнем Востоке составили свыше 100 млн. руб., большая часть которых пришлась на потери КВЖД и ЮМЖД – свыше 70 млн. руб. Маньчжурия оказалась оккупирована русскими войсками. Но еще на протяжении года на территории Маньчжурии действовали значительные китайские воинские подразделения, большие отряды повстанцев и хунхузов, отказавшихся подчиниться центральной власти в Пекине.

В октябре 1900 года командующий войсками Приамурского военного округа, генерал от инфантерии Н.И. Гродеков подал Николаю II докладную записку, в которой предложил «для наведения порядка и обеспечения безопасности на реках Амур и Уссури приобрести специальные корабли с сильной артиллерией»; также в записке он особо отметил действия русских крейсеров «Минотавр» и «Цербер»». Резолюция императора Николая II гласила: «Что предполагается сделать? Пора увеличивать Амурскую флотилию».

Высочайшая резолюция возымела действие. Ржавые шестеренки бюрократической машины Российской империи скрипнули и провернулись. Уже в конце октября было созвано экстренное совещание МТК по выработке концепции «кораблей особой постройки» для Амура. В срочном порядке перетряхивались пыльные архивы, вытаскивали любые, даже самые фантастические проекты, вплоть до деревянных артиллерийских плотов. Из какого пыльного шкафа выпал схематический чертеж с некоторыми параметрами будущего корабля, считается загадкой до сих пор. На рисунке только стояла дата – 1897 год, да имя – В. Гросс. Поиски таинственного В. Гросса результатов не дали. Ни среди выпускников Морского корпуса, ни среди Корпуса корабельных инженеров, ни даже среди Корпуса корабельных механиков его имя не значилось. Кто он был? Да бог весть. Мало ли имен удивительных русских самоучек так и остались неизвестными для истории. Тем не менее, задумка неизвестного В. Гросса до печенок впечатлила русский адмиралитет. Седые адмиралы только восхищенно крякали да восклицали: «Эк-к-ка… мощно задумано».

Чертежик представлял собой мелкосидящую канонерскую лодку водоизмещением 4 тыс. тонн, с вооружением, состоящим из 4-х 203-мм орудий, расположенных в 2 башнях, и шести 120-мм орудий противоминной артиллерии. КЛ имела весьма развитое бронирование. Назначение данных кораблей — плавание в низовьях Амура и его фарватерах, но их мореходность давала возможность вы­хода в Татарский пролив в любую погоду, а прочность корпуса — исходя из возможности плавания во время ледохода. Для плавания по обоим фарватерам Татарского пролива и, при благопри­ятных обстоятельствах, по Амуру до Сунгари, осадка ограничивалась 3,2 м, что обеспечивало возможность прохождения КЛ вплоть до Хабаровска. Отношение длины к ширине выбиралось, исходя из условия обеспече­ния высокой маневренности, а также скорости хода от 12 до 15 уз и составляло 1:4. Кроме личного состава, жилые помещения позволяли разместить, сроком на 2– суток, роту десанта.

Адмиральское желание простиралось аж на строительство 10 канонерских лодок. Желание было, но возможностей не оказалось, тем более что почти все средства ушли на строительство серии крейсеров III ранга типа «Минотавр» и «Цербер». Пришлось ограничиться двумя кораблями. Многие предприятия желали поучаствовать в конкурсе, но заказ в приказном порядке был передан на Амурскую судостроительную верфь Морского ведомства в Хабаровске. Там же по чертежам Металлического завода изготовили башни. Котлы и машины изготовил Иркутский паровозо­строительный завод, орудия поставил Обуховский завод. Впрочем, несмотря на срочность заказа, строительство Амурских крейсеров затянулось до 1902 года. В начале 1903 года крейсера II ранга «­­Затон» и «Лиман» вышли на испытания. Заявленной скорости в 15 узлов достичь не удалось, максимальная скорость составила 14,7 узла. При эксплуатации же она, как правило, не превышала 14,5 узлов.

Мы наш, мы новый, флот построим… Часть XII. Речные линкоры

Крейсера II ранга «Затон» и «Лиман»

Водоизмещение – 3800 тонн. Размерения – 88,8×20,0×3,2 м. СУ – 2ПМ, 4ПК. Мощность – 4400 л.с. Скорость – 14,5 узлов. Дальность хода – 2200 миль на 9 узлах. Запас топлива – 290 тонн. Бронирование: Пояс – 100–75 мм, палуба – 37 мм, башни ГК – 102/40 мм, щиты орудий СК – 35 мм, рубка – 75 мм. Вооружение: 2×2×203/45-мм, 6×1×120/45-мм, 4×1×7,62-мм пулемета.

В начале боевых действий оба крейсера находились в Николаевске-на-Амуре и контролировали Татарский Пролив. После нападения Японии «Затон» остался в Николаевске-на-Амуре. Опасаясь нападения на Сахалин, Морское руководство отправило в порт Корсаков целую эскадру в составе: 9 вооруженных парусно-паровых кунгасов, охранных крейсеров «Усть-Камчатск», «Тунгус», «Василий Поярков», «Григорий Шелихов», миноносцев «Важный», «Выносливый», «Плывущий», «Упрямый», военного вооруженного транспорта «Витим» и плавбатареи «Капитан Сазонов». Возглавлял всю эту разношерстную компанию крейсер II ранга «Лиман».

Прибыли в Корсаков они весьма вовремя. Как раз накануне два японских крейсера обстреляли пост Корсаков. Через три дня японцы решили повторить успех и вновь обстрелять Корсаков. От полного разгрома японские крейсера спасла лишь скорость и противоминная артиллерия. Более на Сахалин японцы малыми силами соваться не посмели.

Одним из важных итогов Сахалинской эпопеи стало укрепление острова. Под конвоем «Лимана» на остров были переброшены два батальона Николаевского крепостного пехотного полка. Батарея 76,2-мм орудий, 16 пулеметов. Впоследствии был доставлен еще один пехотный батальон Заамурской дивизии, две казачьи сотни, две 122-мм гаубицы и восемь 63,5-мм скорострельных орудий Барановского. Одним из важных моментов стало наличие на «Лимане» радиотелеграфной станции дальностью в 250 миль. Что позволило связываться с Владивостоком и координировать действия.

Весной 1904 года минный транспорт «Грохот» и минозаградитель «Раскат» под конвоем крейсера «Лиман» и двух миноносцев выставили в бухте Лососей 422 мины.

Летом крейсер «Лиман» помог американскому пароходу «Элоиза» проскочить в Корсаков. «Элоиза» доставила запасы угля для крохотной сахалинской эскадры. Через месяц «Лиман» конвоировал из Владивостока немецкий пароход «Хильден» с грузом боеприпасов и двенадцатью 47-мм орудиями для Сахалина.

Весной 1905 года японское правительство от отчаяния, чтобы иметь хоть какой-нибудь козырь на переговорах с Россией, согласилось с предложением генерала Нагаока Гайси о вторжении на Сахалин. Для вторжения была выделена 18-дивизия генерала Иядзучи. Для переправы на Сахалин ей было выделено свыше сорока военных транспортов и вспомогательных крейсеров. Боевое охранение состояло из 2-х броненосцев, 2-х броненосных крейсеров, 5-ти бронепалубных крейсеров и 4-х канонерских лодок, под командованием контр-адмирала Того-младшего.

Русское командование знало о вторжении, но занятое блокировкой Кореи, не сразу смогло выделить достаточное количество сил, поэтому первую высадку сахалинцам пришлось отражать самим. В первый день японцы лишь проводили разведку боем, зато на второй день обрушили град снарядов на «Лиман» и плавбатарею «Капитан Сазонов». Кроме того, они подавили артиллерию береговых укреплений Корсакова. Находясь в безвыходном положении, русские моряки были вынуждены затопить свои суда. Перед взрывом с них сняли все, что можно, особенно бережно демонтировали радиотелеграфную стацию, сняли замки с 203-мм орудий.

Японцы беспрепятственно высадились на берег. Впрочем, их удача оказалась скоротечной. Как только на горизонте появились дымы русской эскадры, японцы тут же удрали. А собравшиеся с силами сахалинцы отбросили высадившихся японских вояк обратно.

Взорванный «Лиман» поднимать не стали, тем более что судоходству он особенно не мешал.

Его систершип «Затон» спокойно пережил войну, охраняя устье Амура. Японцы так и не решились туда сунуться. Единственным боевым эпизодом «Затона» стала перестрелка с японским бронепалубным крейсером, к счастью, окончившаяся для обеих сторон ничем. Никаких повреждений они друг другу так и не нанесли.

Перед ПМВ на «Затоне» 120-мм орудия заменили на 127-мм и установили новую более мощную радиостанцию. После гражданской войны крейсер переименовали в «Амурский пролетарий». В конце 30-х годов «Амурского пролетария» перевели во Владивосток, где было принято решение о переделки его в зенитную плавбатарею. На корабле установили две башни со 102-мм универсальными орудиями и еще 4 одиночных орудия. Так же плавбатарея получила 16 зенитных 37-мм. автоматов. «Амурский пролетарий» с честью охранял небо Владивостока, уничтожив два японских бомбардировщика и один истребитель.

После войны «Амурского пролетария» переименовали в «Ирбит» и несколько раз модернизировали. Свою службу «Ирбит» закончил уже в конце 70-х годов, в качестве мишени при испытании новых противокорабельных ракет.

Как всегда, жду Ваших замечаний, комментариев, дополнений и уточнений.

С уважением Андрей Толстой

Подписаться
Уведомить о
guest

58 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account