14

Уважаемые коллеги, прошу прощения за несколько большую статью, но сократить никак не получилось. Уж больно интересная тема нарисовалась. Еще хочется предупредить, что я знаю основные признаки мониторов, и для некоторой части моих кораблей скорее подходит классификация – речные канонерские лодки. И все же, рискуя вызвать непонимание уважаемых коллег, я назвал их мониторами. Будем считать это небольшим «тараканом» автора и издержками классификации.

* * *

Гонка по «запиранию Амура на надежный замок» продолжалась с удвоенным энтузиазмом. Огромная водная система Амура и его притоков, таких как Уссури и Сунгари, а также Ляохэ, требовала большого числа кораблей прикрытия. Ограничения накладывали сами реки. И главным условием была малая осадка. Наилучшим выходом в данной ситуации Морское министерство сочло создание серии амурских мониторов. Конкурс на создание подобных судов был объявлен уже в конце 1900 года. Адмиралтейство в целях экономии средств желало иметь мониторы двух типов – «большого» и «малого». Водоизмещение первого не должно было превышать 600 тонн, второго 300 тонн. В конкурсе участвовало большое количество различных судостроительных предприятий и верфей. Но неожиданно для многих победу одержал молодой выпускник корпуса корабельных инженеров, младший помощник судостроителя С.Н. Гуляев. Злые языки утверждали, что победой он обязан своему дяде – помощнику главного инспектора кораблестроения, а по совместительству адъютанту Великого князя Алексея Александровича – Э.Е. Гуляеву. Впрочем, злые языки не всегда глаголят истину. Сергей Николаевич был сторонником судостроительной практики Р.В. Хорошихина, который частенько говаривал, что «наилучшим достижением эффективности корабля является взаимозаменяемость различных механизмов, приспособлений или вооружения. Таким образом, один и тот же корабль может быть употреблен многажды». Возможно, комиссию подкупило то, что Гуляев выполнил одно из главных условий – «Иметь сильное вооружение при достаточном бронировании».

Мониторы Гуляева представляли собой мелкосидящие суда, способные действовать не только на Амуре, но и на всех его крупных притоках: Уссури, Сунгари, а также реке Ляохэ в Маньчжурии. Кризис начала 1900-х годов поставил в тяжелое положение ряд крупнейших судостроительных предприятий. Среди них оказалось и Общество железоделательных, сталелитейных и механических заводов «Сормово». Чтобы поддержать завод казенными заказами, было принято решение о передаче ему заказа на строительство мониторов для Амура. Так как завод не имел опыта строительства подобных судов, то надзирать за работами и осуществлять поддержку заводу отправился сам Сергей Николаевич Гуляев. Изначально было принято строить 4 монитора: два больших (600 тонн) и два малых (400 тонн). Однако уже в процессе строительства аппетиты Морского ведомства возросли, а Гуляеву удалось убедить адмиралов, что массовое строительство удешевит цену. И действительно, если первые мониторы обходились по 187 тыс. руб., то цена на два последних упала до 175 тыс. руб.

Всего за период с 1901 по 1904 год было построено 10 мониторов. Все они перевозились в разобранном виде по железной дороге на станцию Кокуй, близ города Сретенска, на левом берегу притока Амура Шилки и там собирались на специально построенных для этого Сретенских судомеханических мастерских.

Все амурские мониторы подразделялись на два основных типа, отличающихся водоизмещением и составом вооружения.

«Большие» мониторы представляли из себя:

Мы наш, мы новый, флот построим… Часть XIV. Речные бойцы

Мониторы «Сибиряк», «Киргиз», «Калмык», «Монгол»

Водоизмещение – 620 тонн. Размерения – 64,0×12,0×1,2 м. СУ – 2ПМ, 2ПК. Мощность – 800 л.с. Скорость – 12,2 узла. Дальность хода – 1520 миль на 8 узлах. Запас топлива – 25 тонн угля, 35 тонн нефти. Бронирование: Пояс – 45-25 мм, траверз – 25 мм, палуба – 20 мм, башни – 40-20 мм, барбеты – 45 мм, рубка – 50 мм. Вооружение: 2×2×120/45-мм, 2×1×47-мм, 2×1×7,62-мм пулемета.

«Малые» мониторы выглядели следующим образом:

Мы наш, мы новый, флот построим… Часть XIV. Речные бойцы

Мониторы «Уйгур», «Вогул», «Остяк», «Якут»

Водоизмещение – 365 тонн. Размерения – 55,0×8,0×1,2 м. СУ – 2ПМ, 2ПК. Мощность – 540 л.с. Скорость – 11,5 узла. Дальность хода – 1150 миль на 8 узлах. Запас топлива – 20 тонн угля, 32 тонны нефти. Бронирование: палуба – 16 мм, щиты орудий – 12 мм., рубка – 31 мм. Вооружение: 1х1х120/45-мм, 1х1х122/35-мм. гаубица, 2×1×47-мм, 2×1×7,62-мм пулемета

Мы наш, мы новый, флот построим… Часть XIV. Речные бойцы

Мониторы «Даурец», «Удэгеец», «Хант», «Гольд»

Водоизмещение – 370 тонн. Размерения – 55,0×8,0×1,2 м. СУ – 2ПМ, 2ПК. Мощность – 540 л.с. Скорость – 11,2 узлов. Дальность хода – 1120 миль на 8 узлах. Запас топлива – 24 тонн угля, 36 тонны нефти. Бронирование: палуба – 16 мм, щиты орудий – 12 мм, рубка – 31 мм. Вооружение: 3х1х87/50 мм, 1х1х122/35-мм. гаубица, 2х1х7,62-мм пулемета

Летом 1895 года в крохотный поселок Осиповка, близ Хабаровска, прибывало огромное количество народа. Команда моряков из Владивостока, рота Иркутского крепостного железнодорожно-саперного батальона, гражданские и военные инженеры, рабочие, переселенцы, крестьяне с окрестных деревень, заключенные местных тюрем. За два года был возведен Амурский судостроительный завод Морского ведомства. По окончании строительства рабочие были переброшены на строительство причалов и зданий Нижне-Амурской флотилии Российского императорского флота, расположенной чуть поодаль.

Мы наш, мы новый, флот построим… Часть XIV. Речные бойцы

Амурский судостроительный завод, Осиповский затон

К началу 1904 года в состав флотилии входили мониторы «Калмык», «Монгол», «Уйгур», «Остяк», «Вогул», «Якут», «Даурец», «Удэгеец», «Хант» и «Гольд». Мониторы «Сибиряк» и «Киргиз» находились в достройке, вступили в строй весной 1904 года.

Но эпопея мониторов на этом не закончилась. Несмотря на малую осадку – 1,2 метра, часть рек для мониторов этих серий была недоступна. Основные глубины в малую воду от Хабаровска до Благовещенска и далее до Аргуни, а также в притоках Амура – Уссури и Сунгури и большинстве рек Китая и Маньчжурии – Ялу, Пинг-Янг, Хаохэ, Ляохэ, Бейхэ, не превышала 0,61–0,75 м. Для действия в этих реках требовались уж совсем небольшие мониторы, с водоизмещением менее 150 тонн. Был объявлен конкурс, победил проект молодого кораблестроителя, выпускника Корпуса корабельных инженеров, только что вернувшегося со стажировки в Великобритании М.Д. Иконникова. За основу была взята так называемая типовая «нильская» канонерка, чрезвычайно простое и дешевое судно. На различных судостроительных заводах было построено 10 мониторов этого типа. Стоимость каждого составляла 78 500 руб. Наименования мониторы получили в честь рек Восточной Сибири, Дальнего Востока и Маньчжурии.

Мы наш, мы новый, флот построим… Часть XIV. Речные бойцы

Бронекатера «Алдан», «Илим», «Баргузин», «Шилка», «Онон», «Орхон», «Селенга», «Селемжа», «Улинхэ», «Сугой»

Водоизмещение – 150 тонн. Размерения – 47,0×7,5×0,6 м. СУ – 1ПМ, 1ПК. Мощность – 220 л.с. Скорость – 10,2 узла. Дальность хода – 950 миль на 8 узлах. Запас топлива – 17 тонн угля. Бронирование: палуба – 16 мм, щиты орудий – 12 мм. Вооружение: 2×1×87/45-мм, 2×1×47-мм, 2×1×7,62-мм пулемета.

Почти все мониторы успели к русско-японской войне. На мониторы была возложена чрезвычайно важная задача. Значительная часть снабжения русской армии шла по Амуру, кроме того, крайне важной водной артерией была река Сунгари. Сунгари была судоходна до самого Гирина. Её глубины в среднюю воду составляли 5–7 футов (1,53–2,14 м), а в малую опускались до 3 футов (0,9 м). Мониторам была поручена крайне важная задача сопровождать караваны барж с военными грузами. Мониторы типа «Сибиряк» и «Уйгур» в среднюю воду доходили до Харбина, а типа «Алдан» – добирались до Гирина, контролируя эту крайне важную водную артерию почти полностью. Лишь участок длиной в 159 верст, Верхней Сунгари от Гирина до порога Лаоныхо «Страшный Старец», был для них непроходим. И то не из-за глубины фарватера, она была вполне приемлемой – 3–5 футов (0,9–1,5 м), а из-за крайне сложного рельефа дна, состоящего из камней, перекатов, каменных банок и баров. Лишь плоскодонные сунгарийские джонки, и то с опытными лоцманами, могли преодолевать этот сложный участок до пристани Тавайцзы, стоящей на «Старике».

8 (19) марта 1904 года большой отряд русских судов, под командованием адмирала Ф.В. Дубасова, сорвал высадку авангарда 1-й армии генерала Куроки. В составе отряда находились мониторы «Монгол», «Остяк», «Хант», «Улинхэ» и «Баргузин», которых вели на буксире. Несмотря на сложную ледовую обстановку в виде отдельных плавающих льдин, мониторы вошли в Тэдонган и 10 марта подошли к Пхеньяну. Одновременно с этим к Пхеньяну выдвинулась 2-я сводная бригада 1-ой Забайкальской дивизии, под командованием генерал-майора В.П. Грекова, в составе 8 тыс. человек при 24 орудиях и 44 пулеметах.

Мы наш, мы новый, флот построим… Часть XIV. Речные бойцы

Генерал-майор В.П. Греков

Мониторы обеспечили беспрепятственную переправу русских войск, подавив огнем батарею противника. Объединенными усилиями русские войска выбили японцев у Пхеньяна и закрепились на позициях вокруг города.

10 (21) марта ситуация резко обострилась. После гибели части судов русская эскадра пока была не в состоянии некоторое время вести наступательные боевые действия. Эскадра адмирала Дубасова была срочно отозвана от Цинампо для усиления Порт-Артура. Одновременно с этим японцы резко активизировали свои действия. 17 (28) марта 12-я японская дивизия под командованием генерал-лейтенанта Иноуэ Хикару высадилась в Цинампо и 19 (30) марта подошла к Пхеньяну. В помощь ей выдвинулись срочно переброшенные в Корею 10-я дивизия и 22-я сводная бригада. Общее количество японских войск, сосредоточенных у Пхеньяна, к 26 марта (5 апреля) 1904 года составило 28 тыс. человек. Русских войск было почти втрое меньше, всего 10 тыс. человек. 2 (13) апреля развернулось Пхеньянское сражение, продолжавшееся два дня. Потери с обеих сторон впечатляли. Русские потеряли убитыми и ранеными 4228 чел. Потери японцев составили 6585 чел. Канонерские лодки принимали в сражении самое деятельное участие, прикрывая переправу русских войск и препятствуя переправы японских. В ходе боя монитор «Хант» получил тяжелые повреждения и затонул. В ночь со 2 (13) на 3 (14) апреля ввиду невозможности покинуть реку Тэдонган было принято решение затопить мониторы. Однако мичман Ильин IV, командир «Монгола», категорически не согласился с таким решением и принял самостоятельное решение: либо прорываться к своим, либо погибнуть в бою. На «Монгол» погрузили все остатки угля и боеприпасов с других мониторов. 4 (15) апреля отряд генерала Грекова начал отступление от Пхеньяна, вместе с ним уходили команды с затопленных мониторов. Однако впоследствии выяснилось, что мичман Ильин совершенно не собирался героически погибать. Пользуясь темнотой и туманом, на самом малом ходу он проскочил мимо японских дозоров и не спеша, вдоль побережья, сначала добрался до Анджу, еще не занятого японцами, а потом до Ялу.

После Пхеньянского сражения японская армия не могла наступать почти месяц. И только к середине мая японцы вышли к Ялу. В сражении на реке Ялу мониторы проявили себя с самой лучшей стороны. Сорвали атаку японской гвардейской дивизии на Тигровый холм. Обстреливали переправляющиеся японские войска. Подавляли батареи противника. Разъяренные японцы выдвинули против мониторов несколько миноносцев, минных крейсеров и канонерских лодок. В результате сражения на Ялу погибли мониторы «Якут» и «Даурец». Были вынуждены затопиться «Селемжа» и «Селенга». Командир «Монгола», мичман Ильин, решил провернуть тот же фокус, что и раньше. Но в этот раз ему не повезло. Он был обнаружен канонерской лодкой «Дайчен» и уничтожен. Впрочем, самому Ильину и значительной части команды удалось спастись.

Мониторы «Сугой» и «Орхон» служили на реке Тумыньцзян (Туманная) до самого конца войны. Мониторы «Вогул», «Уйгур», «Шилка» и «Онон» находились в Порт-Артуре. Из-за малой осадки их часто привлекали для траления мин. Из-за этого «Онон» подорвался на мине. «Вогул» и «Уйгур» вместе с другими кораблями участвовали в срыве высадки японских войск в Дагушане и Бицзыво. Разоруженную «Шилку» затопили при сдаче Порт-Артура. «Вогул» и «Уйгур» на буксире благополучно перебазировали во Владивосток, где они продолжили службу. Вошедшие в строй «Сибиряк» и «Киргиз», а также «Удэгеец», «Гольд», «Алдан» и «Илим» благополучно служили на Амуре и Сунгари.

После войны все оставшиеся в строю мониторы перевели на Амур. Все они вошли в состав Амурской флотилии.

Мы наш, мы новый, флот построим… Часть XIV. Речные бойцы

Корабли Амурской флотилии в Осиповском затоне, 1908 год

В 1917 годы, команды всех мониторов перешли на сторону Советской власти. В 1918 году все мониторы, кроме «Сибиряка», были захвачены японскими интервентами. «Сибиряк» сумел уйти, добравшись до Зеи, и частично был притоплен на мелководье. При отступлении японцы увели «Киргиза», «Вогула» и «Уйгура» в Японию. А «Удэгейца», «Гольда», «Алдан», «Илим», «Орхон» и «Сугой» повредили и частично затопили в Осиповском затоне.

Мы наш, мы новый, флот построим… Часть XIV. Речные бойцы

Японские солдаты в Осиповском затоне

В 1921 году «Сибиряка», «Удэгейца», «Гольда», «Алдан», «Илим», «Орхон» и «Сугой», подняли. При обследовании было выявлено хорошее состояние «Сибиряка», «Гольда». «Алдана» и «Орхона». Состояние «Удэгейца», «Илима» и «Сугоя» было признано неудовлетворительным и их сдали на слом в 1923 году.

В 1924 году, после неоднократных нот Советского правительства, японцы были вынуждены вернуть «Киргиза», «Уйгура» и «Вогула». В 1926 году все мониторы прошли модернизацию. В основном она касалась перевода машин на сжигание мазута, установки новых более мощных радиотелеграфных станций и замены вооружения. «Сибиряк» и «Киргиз» получили новые спаренные 127-мм в новых башнях и по два 37-мм ЗА конструкции Барановского. «Уйгур» получил два 127-мм орудия и заменили 47-мм орудия на 2×2×37-мм ЗА Барановского. «Гольд» получил 4×1×107-мм орудия и зенитные автоматы. «Алдан» и «Орхон» обзавелись двумя 107-мм орудиями и по 2 автоматическими зенитных пушками Барановского. Все мониторы были включены сначала в Амурскую пограничную флотилию, а затем во вновь сформированную Дальневосточную военную флотилию. Коснулись лодок и переименования. Так «Киргиз» стал «Дальневосточным комсомольцем», «Вогул» переименовали в «Память красных партизан». «Уйгур» стал «Красным забайкальцем» Повезло «Сибиряку», он просто и незамысловато стал «Красным Сибиряком». «Гольд» стал «Рабочим-дальневосточником». «Алдан» переименовали в «Амурский большевик», а «Орхон» – в «Хабаровский пролетарий».

В 1929 году все лодки учавствовали в 3-х-месячной Маньчжурской войне. Они обеспечивали высадку десантов в Харбине, Чжулине и Фуцзяне. Благодаря умелым действиям команд мониторов и советской авиации была разгромлена китайская Сунгарийская флотилия. Было уничтожено 22 корабля из 40 собранных китайцами.

В 1936 году негодным к дальнейшей эксплуатации признали «Рабочий-дальневосточник» и порезали на металл. Перед войной все мониторы прошли вторую масштабную модернизацию. Все паровые машины заменили на дизели, увеличили число 37-мм ЗА до 4-х, добавили 12,7-мм пулеметы. «Амурский большевик» и «Хабаровский пролетарий» получили по одному универсальному 100-мм орудию и по 4 пулемета калибра 12,7 мм.

Все корабли участвовали в маньчжурской десантной операции. Обеспечивали перевозку войск и военных грузов по Амуру и Сунгари.

В 1952 году дальнейшая эксплуатация «Амурского большевика», «Хабаровского пролетария», «Красного забайкальца» и «Памяти красных партизан» была признана нецелесообразной, и корабли вывели из эксплуатации. «Красный Сибиряк» и «Дальневосточный комсомолец» стали «Партизанском» и «Албазином». Служба мониторов продолжалась до 1975 года. «Партизанск» долгое время использовали в качестве плавучего пакгауза. А вот полностью разоруженный «Албазин» был передан Дальневосточному институту изучения водной среды. Он служил гидрологической станцией на Амуре вплоть до нынешних времен.

На этом я заканчиваю «Амурскую эпопею» в «Мы наш, мы новый, флот построим…» и перехожу к более интересным кораблям.

Всегда рад Вашим замечаниям, уточнениям, комментариям и дополнениям.

Продолжение следует…

Подписаться
Уведомить о
guest

58 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account