Мощнейший флот в истории или почему Россия вынуждена строить крупные корабли массово
У нашей страны есть только два союзника, и этот тезис остаётся актуальным даже спустя полтора века, что уж говорить про нынешнее время. И несмотря на все достигнутые вершины нам нужно значительно усилить морскую составляющую, которая, по ряду причин, будет играть главенствующую роль уже в ближайшем будущем.
За примером далеко ходить не надо – у нас под боком Китай частично реализовал за десять лет грандиозный проект эсминцев типа 055, которые по количеству ударного вооружения больше напоминают крейсера. На борту 112 ячеек вертикальных пусковых установок и это довольно много. При наличии вооружения, аналогичного нашему, они бы стали, пожалуй, самой грозной силой в Азиатском регионе и одними из мощнейших кораблей в истории, но пока что этого не случилось (хотя прогресс колоссальный). Построили китайцы таких эсминцев уже четыре штуки, ещё пять строится/на испытаниях и им отводится чуть ли не основная роль в противостоянии с американцами на море, которые то и дело устраивают провокации в проливах под боком у Дракона. У нас есть довольно схожий проект, и это 22350М, который корректнее называть эсминцем, нежели фрегатом (по нашей странной классификации).
Судите сами – на борту 48 ячеек отведено под ударное вооружение и ещё 64 под зенитное. Суммарно это столько же, сколько на китайском «гиганте», только у нас явное преимущество в самих ракетах. По числу пусковых он равен, но вот вооружения будет больше из-за комбинирования ЗУР различной дальности, чего нет у китайца – если сохранится стандартная схема, предполагающая по 14 ЗУР на один модуль «Редута», то наш эсминец получит аж 112 перехватчиков, или 160 ракет в сумме – это рекордные цифры, доступные ныне лишь крейсерам. Однако особое внимание стоит обратить как раз на ударное вооружение — его 48 единиц, что значительно выше потребностей в противокорабельной борьбе. Золотая середина- это 16 ячеек, где 2 противолодочные ракеты и остальные ПКР (классические фрегаты проекта 22350). Очевидно, что 48 необходимо для ударов вглубь территории противника.
Хорошо, корабль есть, но где их строить? С этим у нас намечается весьма приятная и интересная тенденция. Во-первых, «Северная верфь» в этом году достраивает новый эллинг на два построечных места. Как считают многие эксперты, они предназначены именно под 22350М. А во-вторых, стоит напомнить о модернизации Амурского судостроительного завода, ценник которой достиг 4 млрд рублей. Делается это для того, чтобы АСЗ мог ускорить строительство корветов, а также реализовать заказ на 6 неназванных фрегатов. Как известно, в России строится только один тип этих кораблей, а 11356Р уже неактуален по ряду причин. Иными словами, уже к 2024 году Россия сможет приступить к реализации программы, схожей с тем, что проделывают китайцы и это не мечтания, а факт. По некоторым оценкам за десять лет наша страна сможет выйти на цифры в 10-12 «перворангов», что в перспективе покроет все потребности флота в данных кораблях. Успеют ли корабелы до того момента, когда американцы решат отвоевать свой «кусок пирога» — вопрос хороший, но чудес в строительстве кораблей такого крупного масштаба, да ещё и после десятилетий развала индустрии, ожидать не приходится. Многие считают, что Китай построил свои суперэсминцы за пару лет, но это далеко не так – первый из них заложили в 2014, и то не факт, что это цифра правдива, учитывая скрытность китайской оборонки.
Так или иначе, на данный момент в стране уже реализуется проект 10 фрегатов «Адмиральской» серии на Северной верфи, плюс прорабатывается контракт на 6 для АСЗ, и два эсминца проекта 22350М. Да, старт был долгий, но то было спокойное время, не требующее срочных решений. Сейчас же всё меняется и, возможно, России удастся обогнать не только Китай, но и США.