Морской истребитель МПИ ИС-Альфа. Васильев. Проект. 1936г.
Представляю коллегам очередную находку, малоизвестный довоенный проект морского истребителя очень оригинальной конструкции.
В 1936 г. инженер КБ-2 3-го Главного управления Комиссариата оборонной промышленности Васильев предложил необычный проект морского поплавкового истребителя МПИ, авторское название “ИС «Альфа»”.
Это был однопоплавковый моноплан нормальной схемы. Поплавок в полете должен был подтягиваться вплотную к фюзеляжу для уменьшения лобового сопротивления и интерференции стоек в полете.
Изюминкой конструкции был втягивавшийся на подвижной ферме в фюзеляж самолета поплавок. Не менее оригинально была решена проблема сокращения миделевого сечения фюзеляжа и поплавка.
Складывающуюся конструкцию поплавка спроектировали как донную жесткую часть, в нее в сложенном состоянии путем вращения вокруг оси продольного вала входила крышка-«палуба», состоявшая из двух отдельных корытообразных частей, опиравшихся каждая на два подшипника. У сложенного поплавка в середине выступали вверх два кольцевых шпангоута, входивших при подтягивании поплавка к фюзеляжу в гнездо, прорезающее нижнюю часть обшивки фюзеляжа.
Аэродинамика дополнительно улучшалась за счет убирающихся подкрыльевых поплавков, которые убирались в ниши крыла.
Вооружение состояло из четырех крыльевых пулеметов.
20 февраля 1937 г. начальник КБ-2 сообщал, что согласно доклада о ходе работ по МПИ посадочная скорость уменьшена до 115 км/ч.
Из отзыва А.Н.Туполева по проекту ИС «Альфа» от 15 июня 1937 г.: «Принцип одевания поплавка на фюзеляж при уборке сам по себе нов и оригинален, конструкция представлена в сыром виде и требует доработки.»
Из заключения зам. начальника III отдела Самсонова: «… Приветствуя желание конструктора дать самолет с убираемым поплавком — считаю возможным предложить использовать идею подъема поплавка в самолете ХАИ-5, чтобы избавить конструктора от ненужной задачи параллельного проектирования самолета».
В других источниках упоминалась возможность использования МПИ, как подвесного истребителя на бомбардировщике ТБ-3 (по схеме “Звено” Вахмистровова). Предполагалось, что ТБ-3 с двумя подвешенными под крыльями МПИ будет барражировать над эскадрой кораблей ВМФ СССР. В случае появления самолетов противник, МПИ вступят в бой, а после либо сядут на воду возле своих кораблей и будут подняты на борт, либо приводнятся у своих берегов.
Постройка самолета началась в августе 1937 г., но не была завершена. Ни каких предполагаемых ЛТХ, фото продувочных моделей, к сожалению не сохранилось.
*- в других источниках МПИ расшифровывается как морской подвесной истребитель.
Сергей Сыч.
Рисунки: Сергей Сыч
Р.S. Похожую, но более простую схему в 1940 году реализовала английская компания Blacburn в своей экспериментальной летающей лодке B-20.
Источники: В.Б. Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938г., В. М. Козырев, М. Е. Козырев. “Авиация Красной армии”, G. Petrov "Seaplanes and ekranoplans of Russia 1910-1999"
Проекты самолетов СССР
www.alternathistory.ru/blogs/Serg