"Морские коньки" и прочие поплавковые….
Вселенная "Авианосцы….."
К началу сорок первого на Дальнем Востоке Россия располагала линейным крейсером «Бородино», лёгкими крейсерами «Адмирал Макаров» и «Адмирал Лазарев», двенадцатью эсминцами, шесть из которых были старыми «новиками», и полусотней подводных лодок, в том числе двумя десятками «эсок»; береговая авиация Тихоокеанского флота насчитывала до пятисот самолётов всех типов. Сил этих для ведения активных боевых действий против сильного противника было явно недостаточно…. Поэтому пословица "сила есть ума не надо" приобрела в этих условиях извращенный вид, а именно "силы нет, нужен ум". Раз нет сил, а планы есть, вот и думай как компенсировать недостаток силы умом.
Конечно после завершения активной фазы в Европейских водах (захват Британских островов, установления контроля над Суэцким каналом) началась переброска сил на Дальний Восток… но к этому времени ум работал на полную силу. И можно сказать справился со своей задачей — сведя все к банальному "голь на выдумки хитра".
Из воспоминаний Н.Г. Кузнецова: "В начале сорок первого года возник вопрос: а нельзя ли усилить авиационные возможности советских кораблей? Разместить самолеты на легких кораблях? ….. Подсчитав возможности поняли, что возможно."
Идея капитана 1-го ранга Николая Кузнецова (командир авианосца "Рюрик") заключалась в превращении "сухопутных" самолетов в "плавающие": замена на самолетах типа "Феникс" или "Единорог" шасси на поплавки.
Размещать подобные самолеты планировалось на крейсерах, которые получали хорошую прибавку к своим ударным возможностям. Еще бы "Морской конек" (так окрестили поплавковый "Единорог") по всем статьям превосходил штатные "Цапли" (КОР-2) — он был быстрее, поднимал больше бомб, был лучше вооружен.
И как показывали расчеты вполне мог использоваться как перехватчик против какого-нибудь американского (пока американского!) разведчика / торпедоносца / бомбардировщика.
Конечно за все надо платить: бомбардировщик ("Феникс"/"Единорог" был раза в три тяжелее штатного палубного самолета (КОР-2), и это играло свою роль — ведь требовалось компенсация…. Такая как сокращение авиагруппы (1 самолет вместо 2-х), замена подъемных кранов, работы с ангарами……
Да решение было принято не от хорошей жизни (лучше еще один авианосец чем много "палубных" эрзацев), но оказалось удивительно живучим.
При подготовке к десанту на Алеутские острова каперанг Кузнецов за дружественной беседой с одним "летчиком" с удивлением узнал, что его идея о палубных самолетах получила большое развитие из-за различных предложений и усовершенствований внедряемых на различных стадиях работы. Естественно все эти предложения давали не только развитие, но и торможение проекта.
Кому-то понравилась идея сделать авиацию всеместной — что бы она садилась как на землю так и на воду.
Кто подхватил идею или хотел к ней примазаться.
В общем поплавки хотели приделать даже тем самолетам которые существовали исключительно в виде бумажных эскизов.
Больше всего ошарашил капитана "Рюрика" проект самолета "Гусе-лебедь" — превращение громадного стратегического бомбардировщика "Змей Горыныч" в поплавковый бомбардировщик (стратегический). Учитывая дружественный, непринужденный, расслабленный разговор, Кузнецов посчитал что его собеседник слегка перебрал или озвучивает дезинформацию. Но нет — проект штатного бомбардировщика для кораблей типа "Победа" действительно был представлен громадным "Горынычем". Очевидно разработчики исходили из принципа "больше корабль — больше самолет".
Не смотря на очевидную нелепость проект морского "Горыныча" (метко окрещенный как "чудо-юдо рыба-птиц") или "Гусе-лебедя" оказался даже воплощен в металл. Не совсем по первоначальному проекту, но не таким и далеким от него.
В набравшей обороты войне коммуникации обеих сторон были уязвимы и их требовалось защищать. Конечно Народной России было проще — все свое рядом, это врагу надо долго добираться, а подходящих целей (коммуникации Германии или Японии) предостаточно. Но с захватом Исландии и намечавшимся десантом на Аляску и у Народной России появлялись свои далекие базы, которые требовалось снабжать.
В условиях неограниченной подводной войны, конвои несли потери — как от американских подлодок, так и от "американских подлодок" (это правило распространялось на корабли всех враждующих сторон — сделать пакость ближнему союзнику своему, что может быть лучше). И поэтому большой самолет / летающая лодка недосягаемый для кораблей мог взять на себя вопрос снабжения отдаленных баз. А то что баз пока нет (рассматривались различные районы Мирового океана) так это дело наживное.
Подсуетилась и разведка добывшая информацию, что в США идут работы по созданию гигантских летающих лодок. В США так же были озабочены морской угрозой.
***
На подступах к Датч-Харбору американцы посчитали российские самолеты за свои, сбившиеся с пути. Огня не открывали, предлагали сесть на один из ближайших аэродромов. Загипнотизированные пропагандой об отсталости русских и слабости российской авиации дежурные наблюдательных постов пришли в себя только тогда, когда на улицах Датч-Харбора начали рваться российские бомбы.
Возникла настоящая неразбериха. Воспользовавшись этим, отечественные самолеты, освободившись от смертоносного груза, легли на обратный курс.
Пилоты бомбардировщиков могли праздновать успех, вот только американцы подсуетились и не в силах предотвратить собирались просто отомстить наглым самолетам. Возвращающиеся русские самолеты были атакованы истребителями….. как выяснилось Народной России. Пилотов истребителей допустили ту же ошибку что и американцы, посчитавшие, что летающими гидросамолетами около Алеутских островов могут быть только американские самолеты.
На счастье обошлось без жертв.
П.С.
кровавых жертв удалось избежать и среди "рационализаторов" поплавкового направления. Дело ограничилось разносами и выговорами.