Монитор переросток и недодредноут. Американский эскадренный броненосец «Массачусетс» (USS Massachusets (BB-2))
Я не стал в заглавии писать «попаданцам на заметку», но на этот корабль действительно стоит обратить внимание как на очень интересную альтернативу кануна начала Русско-Японской войны. И прежде всего у этого корабля интересны две вещи:
- Корабль построен на верфи Крампа. Именно на той, на которой был построен знаменитый крейсер Варяг и броненосец Ретвизан;
- Состав вооружения. В качестве орудий главного калибра броненосец Массачусетс использует пушки калибром 330 мм. Был на броненосце и средний калибр. Его составляли орудия калибром 203 мм и 152 мм. То есть это практически «Андрей Первозванный», который был построен у нас после РЯВ.
То есть, был какой то шанс, что такой, или подобный корабль мог быть заказан в США, то ли вместо Ретвизана, то ли вообще, ещё раньше, вместо Полтавы. Ну и интересно, как бы происходило Цусимское сражение если основным калибром на наших кораблях был калибр в 330 мм а не 305, как это было в РИ. Обо всём этом предлагаю порассуждать в комментариях а я перейду к рассказу об этом замечательном корабле.
Броненосец «Массачусетс».
Броненосец «Массачусетс» — броненосец США , второй в серии броненосцев типа «Индиана».
Строился по программе 1890 г. Был заложен в 1890 г. в Филадельфии, на верфи «Уильям Крамп и Сыновья». Спущен на воду 10 июля 1893 г. Вступил в строй в 1896.
В 1893 г. в Русском журнале «Морской сборник» вышла статья:
«В США на верфи Крампа и сына, в Филадельфии, спущен на воду большой американский броненосец, по имени Массачусетс, имеющий следующие главные измерения, крайняя длина 350 футов, длина по ватерлинии 348 футов, наибольшая ширина 69 футов, углубление носом и кормой 24 фута, водоизмещение 10288 тонн.
Корпус выстроен из стали и обшит поясной броней в 7.5 футов высоты, причем три фута брони будут под водой. Пояс этот тянется по длине судна на 148 футов, а в оконечностях пояса броня загнута внутрь под углом в 45°, так что защищенная часть корпуса увеличена по длине еще на 24 фута в носу и корме.
В общем броневая защита будет на расстоянии 196 футов по длине судна. По верхней кромке пояса положена броневая палуба из стали в 2.75 дюймов толщиной. Над поясом идет бортовая броня в 5 дюймов, с подкладкою в 10 футов угля.
В концах броневого корпуса будут размещены две бронированные башни с 13-дюймовыми орудиями, а между башнями расположена надстройка, в которой будут стоять 6-дюймовые орудия. Всего на броненосце Массачусетс будет стоять 4 13-дюймовых, 8 8-дюймовых, 4 6-дюймовых, 20 6-фунтовых скорострельных орудий, 4 1-фунтовых и 4 пушки Гатлинга. Минных аппаратов 6, из них один в носу, один в корме, а остальные по бортам. Нижняя часть башен, т н барбеты, будет обшита броней в 17 дюймов, а верхние части в 15 дюймов.
Башни для 8-дюймовых орудий, по два орудия в каждой, расположены по 2 у каждого борта. Орудия 13-дюймовые имеют угол обстрела в 270 градуса и возвышены над ватерлинией на 17.5 футов, орудия 8-дюймовые расположены на 25 футов над ватерлинией, имеют угол обстрела в 164 градуса и могут стрелять по верх 13-дюймовых башен.
Машина двухвинтовая, тройного расширения, с цилиндрами в 34.5 дюймов, 48 дюймов и 75 дюймов при ходе поршней в 42 дюйма. Паровых котлов 6, из них четыре двойных . Нормальный запас угля 400 тонн, но ямы могут вместить до 1800 тонн.
Ожидаемая скорость 15 узлов. Комплект офицеров и команды 475 человек.
По контракту, заключенному 19 ноября 1890 года, стоимость броненосца определена в 3 млн долларов( без стоимости артиллерии и минного вооружения) и, достройка должна быть окончена за три года».
На броненосце «Массачусетс» стояли четыре 330 мм орудия главного калибра, весом 60.5 тонн каждая, с длинной ствола в 35 калибров и боекомплектом в 60 снарядов на орудие. Орудия могли заряжаться при любом положении в горизонтальной плоскости. Вес снаряда равнялся 512 кг. При начальной скорости в 610 м/с дальность стрельбы составляла 11 км.
Броненосец «Массачусетс» принимал участие в Испано-Американской войне 1898 г. Находился в составе летучего отряда и участвовал в блокаде Кубы. Накануне решающего сражения той войны при Сантьяго-де-Куба, броненосец был направлен в Гуантанамо, для пополнения запасов и таким образом не участвовал в сражении.
В первую Мировую войну устаревший броненосец «Массачусетс» использовался резервными артиллерийскими экипажами для подготовки артиллеристов и практической стрельбы по мишеням в заливе Блок-Айленд. После окончания ПМВ выведен в резерв как судно береговой обороны. После подписания Вашингтонского договора «Массачусетс» должен был утилизирован.
«Массачусетс» был передан сухопутной армии и был затоплен на мелководье в Мексиканском заливе у Пенсаколы, где был использован в качестве мишени для испытания новых артиллерийских снарядов. Корабль был обстрелян береговыми батареями и железнодорожной артиллерией.
В 1925 г. военное ведомство вернуло обломки американскому флоту, который не найдя им применение, просто решил продать броненосец на металлолом. Попытки продать броненосец продолжались до 1956 г., но никаких приемлемых предложений сделано не было.
В конечном итоге обломки броненосца «Массачусетс» были объявлены собственностью штата Флорида, по решению Верховного суда.
10 июня 1993 г. в годовщину столетия броненосца, его обломки были объявлены «Флоридским подводным археологическим заповедником».
В 2001 г. затонувший корабль был внесен в Национальный реестр исторических мест. В настоящее время обломки броненосца «Массачусетс» являются популярным местом для дайвинга.
Схема обломков броненосца «Массачусетс».
Фотографии взяты на сайте библиотеки Конгресса США. navsource.org