В начале 30-х имелась объективная потребность в колесном ходе танков. И уж основной танк РККА Т-26 обязательно должен был иметь такую возможность. Такая возможность была. Было создано несколько его колесно-гусеничных модификаций. Например – Т-46 и КТ-26 с 4-мя и 3-мя парами опорных катков большого диаметра. То были модели сложные, поэтому в серию не пошли. Еще был комплект колесного хода 185-го завода для модификации Т-26А. Что означает буква ”А” в названии — неизвестно. По-видимому — “автострадный”.
На ведущие колеса и ленивцы прикручивались четыре больших металлических колеса с пружинными спицами, и танк становился колесным. Для вращения колес использовалась штатная трансмиссия и система управления. Так как гусеницы при этом не снимались, то тем самым достигался полный привод на все четыре колеса. Что позволяло танку уверенно передвигаться по грунтовым дорогам со скоростью 20 км/ч.
Теоретически, максимальная скорость благодаря большому диаметру колес могла быть 70 км/ч, но это было бы небезопасно и не нужно. Колесный ход предназначался для марша от места разгрузки до места сосредоточения. При этом экономилось горючее и сберегался ограниченный ресурс ходовой части.
Были у этого варианта и недостатки.
На схеме видно, что на колесном ходу танк имеет небольшой наклон вперед. Гораздо большей проблемой была излишняя устойчивость на курсе. Из-за увеличения базы танк очень неохотно поворачивал. И при попадании даже в мелкую колею (см. рис.) был вынужден двигаться строго по ней. Впрочем, это явление хорошо знакомо отечественным трактористам.
В целом, система была простая, надежная и практичная. Почему же от нее отказались? Опытные коллеги настоятельно советуют любить историю. А для этого ее надо как минимум знать. Золотые слова. Так давайте еще раз вспомним историю разработки колесно-гусеничной БТТ в Советском Союзе.
Уолтер Кристи изобрел колесно-гусеничный танк и готов был продать его СССР. Но зачем платить сто тысяч долларов за проект машины, принцип действия которой ясен из фотографии?
Сделка не состоялась, а наши конструктора разработали танк БТ ничуть не хуже. Эта история описана коллегой blacktiger63 в цикле статей “Нам иностранцы не указ”. Танк был построен, показал феноменальную скорость по шоссе, но на грунтовке одной пары ведущих колес оказалось недостаточно.
На фотографии – Опытный БТ не может въехать на пригорок. Не хватает сцепления.
Были предложены различные варианты увеличения числа ведущих колес, но большинство из них были слишком сложные.
Так как дело было на паровозостроительном заводе, то в конце концов придумали простую схему с паровозным дышлом.
Правда, скептики высказывали сомнения. Позволю себе привести пространную цитату из комментариев коллег –
“будем считать что дышло расположено в верхнем секторе колёс, когда третье колесо сильно нагружено и отдавлено вверх а четвёртое сильно недогружено и провалено вниз дышло выберет люфт изменения растояния между колёсами не передачей крутящего момента на третье колесо а прокручиванием вхолостую четвёртого и дальше зависит от геометрии если расхождение позволить пройти какой то градус (90) провернётся шкворень четвёртого колеса и третье начнёт вращатся встречно() и это будет устойчиво… Второй случай если физическая разница не позволит провернутся четвёртому колесу — начнётся подьём корпуса силой мотора для занятия положения подвески оптимального для проворота дышла с плечём воздействия на конечную шестерёнку около метра т.е. это фомально зуб шестерёнки будет длинной около метра… Перелом или слизывание зуба неизбежны… если хватит конструктивной крепости по всей цепочке передачи мощности.”
На что им отвечали, что паровозы, вон, ездют, и ничего – колеса не отваливаются.
Справедливости ради надо признать, что как раз у БТ колеса постоянно отваливались, и не только ведущие. Сохранилось множество свидетельств и фотографий тех лет, на которых колес явно не хватает.
Но к этому относились философски. Машина новая, скорости огромные. Конечно, поначалу будут многочисленные поломки, куда ж без этого?
Главное, что теперь танк имел две пары ведущих колес и приемлемую проходимость.
Дальше произошли события, оказавшие большое влияние на отечественное, да и мировое, танкостроение. Были показательные испытания перед высокой комиссией из Москвы.
Танк показал себя прекрасно. На фотографии видно, что даже на гусеницах БТ имел отменные ходовые качества. Прыжок с трамплина – это, конечно, впечатляет.
Движение на колесах по шоссе просто поражало воображение.
И тут кто-то из комиссии предложил повторить прыжок, но уже на колесах. Это было очень неудачное предложение, приведшее к самым плачевным последствиям.
Потому что скорость-то на колесах была еще выше и во время прыжка произошло то, о чем предупреждали скептики. Третье колесо сильно отдавило вверх, и ведущие колеса стали крутиться навстречу друг другу. В нормальных условиях двигатель бы не справился с возросшей нагрузкой и заглох. Но теперь кинетическая энергия танка заставляла колеса продолжать вращение.
Приземление получилось феерическое – у танка отлетело сразу четыре колеса, включая оба задних. Своего рода рекорд.
Главное, в чем заключалось невезение, это то, что все это, как нарочно, произошло в присутствии комиссии. Впечатление на комиссию все это произвело неизгладимое, особенно благодаря контрасту с показом езды на гусеницах. Вывод напрашивался сам собой – вот танк ездил на гусеницах, вот гусеницы сняли, вот результат.
Объяснения насчет того, что колеса случайно попали в “мертвую точку”, и что этот эффект можно попытаться устранить при серийном производстве танка, и что в реальных условиях танки не должны гонять по пересеченке с такой скоростью – все это звучало неубедительно.
Потому что военные в силу своей профессии не могут думать больше одной мысли за раз. А после такой демонстрации мысль была только одна – Если у танка снять гусеницы, то отвалятся колеса. Значит – колесный ход танку вреден и противопоказан.
В это время комплект колесного хода Т-26А проходил войсковые испытания. В целом успешно, так как позволял сохранять ресурс ходовой части при переброске танков по шоссе.
Но после не очень удачных испытаний танка БТ Управление Механизации и Моторизации проявляло настороженное и придирчивое отношение к колесному ходу.
Откуда ни возьмись появилось требование обеспечения пробега на колесном ходу в 1000 км, что было невыполнимо, так как колеса изготавливались из самой дешевой стали.
То, что скорость движения на колесах оказалась меньше, чем на гусеницах, вдруг стало считаться недостатком, и это требовалось исправить.
Строевые танкисты тоже были не очень рады этому приспособлению, и предпочли бы иметь надежные гусеницы. А если нет надежных, то хотя бы просто запасные гусеницы вместо громоздких колес.
Но так как с запасными гусеницами была напряженка, то комплект колесного хода все-таки нашел ограниченное применение на учебных танках Т-26 ранних выпусков.
В целом, можно заметить, как сильно порой цепь случайностей может повлиять на судьбу того или иного изобретения. В данном случае – один неудачный прыжок БТ фактически привел к отказу от использования двух таких полезных устройств, как дышло для БТ и навесные колеса для Т-26А.
Так и закончилось увлечение колесно-гусеничным ходом. Серийные Т-26 выпускались в чисто-гусеничном варианте.
Что еще можно сказать? Патент РФ 2507078 на Рессорное колесо выдан в 2014 году, ровно через 80 лет после того, как оно было изобретено, изготовлено, испытано и снято с производства. Вот такой странный и бредовый завиток истории.
Но вернемся в 30-е.
Естественно, возник вопрос – что же делать с БТ? Зачем он нужен, такой красивый и дорогой без колесного хода?
Конструктора попытались сохранить высокую подвижность, разработав гусенично-катковый движитель.
Из геометрических соображений ясно, что скорость хода такого танка будет вдвое больше, чем у обыкновенного гусеничного. И действительно, этот танк по шоссе развивал до 80 км/ч. Но по грунтовке не ездил совсем.
Где-то в архивах лежит отчет об испытаниях, где в графе “скорость по шоссе” стоит цифра 80, а в графе “скорость по грунтовке” написано – движение невозможно.
Жаль, что этот отчет до сих пор не оцифрован и не введен в научный оборот. Ведь именно он послужил основанием для решения об отказе от дальнейших разработки и производства танка БТ.
Это решение сделало невозможным естественно-историческое развитие БТТ, приведшее к созданию Т-34 на основе концепции танка БТ.
Теперь танк Т-34 будет создаваться на основе танка Т-26.
PS. Собственно, целью статьи было описать ситуацию, в которой танк БТ в СССР не выпускается, что создает предпосылку для альтернативного развития БТТ.
PPS. На схеме в начале статьи изображен британский Виккерс, а не Т-26. Но схема, несмотря на этот огрех, достаточно наглядно показывает устройство колесного хода, почему и была использована для статьи.