Содержание:
Постановка задачи
Коллега Алекс22 предложил рассмотреть возможность модернизации танков Mk-I до уровня требований Второй или Третьей мировой войны. Речь идет, конечно, не о переделке старого железа, а, скорее, о развитии проекта. В целом танк Mk-I для своего времени был прогрессивной машиной. Существенным плюсом является также большой опыт боевого применения. На основании этого опыта, а также с небольшой долей послезнания, можно сформулировать требования к ТТХ модернизируемой машины.
Калибр орудия – 75…76 мм
Броня – лоб 30 и борт 20 мм
Скорость – не менее 30 км/ч
Масса – не более 30 т
Те, кто интересуется историей танкостроения, легко согласятся с тем, что для 30-х или даже для 40-х годов прошлого века это вполне годные и реалистичные требования. А вот дальше, как говорится – возможны варианты.
Французский ромб
Наиболее технически-совершенная модернизация Mk-I была выполнена во Франции. Требования к скорости машины однозначно вынуждают уходить от жесткой подвески. Французская машина получила пневматическую подвеску, что обеспечило чрезвычайно мягкий ход. Двигатель – бензиновый, рядный водяного охлаждения, мощностью 300 лс. Обеспечивает скорость хода почти 30 км/ч.
Трансмиссия имела два варианта исполнения– гидрообъемная или электрическая. Соответственно имелось два варианта машины – “Чар МК-1 ля пуль” и “Чар МК-1 ля пастораль”.
Пневматическая подвеска занимает значительную часть гусеничного обвода, поэтому спонсоны упразднены, а орудие калибром 75 мм установлено в лобовой части корпуса. Горизонтальное наведение выполняется поворотом всей машины. Другое орудие калибром 47 мм и спаренный пулемет установлены в небольшой одноместной башне.
Здесь надо заметить, что у исходного ромба Mk-I также было два 57 мм орудия, но они были расположены по бортам. Побортное расположение орудий пришло из эпохи парусного флота, что для 30-х годов уже не оптимально.
Традиционным решением для французского танкостроения является многофункциональность командира танка. Так как, помимо командирских обязанностей, ему приходится выполнять также функции наводчика и заряжающего башенного орудия. Заодно командир выполняет функции заряжающего 75-мм орудия, так как машина двухместная. Такое решение сочли приемлемым, так как 75 мм пушка снабжена автоматом заряжания с барабаном на 10 патронов. Так что командиру не приходится отвлекаться слишком часто на пополнение боезапаса АЗ. В распоряжении командира имеется также радиостанция и стробоскоп. У водителя (он-же наводчик) имеется стабилизированный прицел, что позволяет вести огонь из орудия ГК на ходу.
Американский ромб
Американский ромб Мk1М3 “Рзолюшн” получил сблокированную пружинную подвеску. Также, традиционно для американской школы, танк получил звездообразный двигатель воздушного охлаждения “Континенталь” мощностью 340 лс, переднеприводную схему трансмиссии и систему “Клетрак”. Скорость хода 40 км/ч.
Вооружение, также как у французского коллеги, составляет две пушки разных калибров и пулемет. Малая 37-мм пушка размещена в башне, а 75-мм орудие ГК установлено в правом каземате. Такое решение обеспечивает минимальный вес и габариты установки и неплохой сектор обстрела (10…70° на правую сторону).
Для размещения каземата пришлось приподнять правый гусеничный обвод, что удлинило правую гусеничную ленту на 6 дюймов. То-есть, на один трак.
Такое нарушение симметрии не должно вызвать проблем с управляемостью.
Единственная проблема — небольшое смещение центровки вправо, что несколько компенсируется левым расположением башни. Так как клетрак является разновидностью дифференциала, то нарушение центровки может вызвать увод от прямолинейного движения. В данном случае — увод незначительный.
Принятая схема соответствует тактике американских бронетанковых войск. Тогда как французский ромб следует «прямолинейной» тактике, он ползет прямо на огневую точку и обстреливает ее, американские танки действуют методом перекатов и не менее, чем в составе роты. Четные и нечетные номера по очереди продвигаются вперед. Те, кто в данный момент стоит, ведут огонь из орудий ГК, стремясь подавить все цели в секторе обстрела. Очевидно, такая тактика более универсальна.
Экипаж 7 человек. На рабочем месте заряжающего 75 мм орудия имеется кофейный автомат. Что также типично для американской школы танкостроения.
Советский ромб
Советский вариант развития ромба получил название МНТ. В отличии от французского и американского вариантов танк имеет вполне классическую схему с установкой 76-мм орудия в башне. Спонсоны упразднены.
Главное внимание обращено на увеличение подвижности танка, увеличение как проходимости , так и скорости. Проходимость обеспечивается ромбовидной формой боковой проекции и увеличенной до 500 мм шириной гусениц. В то же время передняя часть корпуса получила стремительные заостренные обводы.
Танк колесно-гусеничный, подвеска свечная, зацепление гребневое. Для облегчения управления танком сохранены задние рулевые колеса. При переходе на колесное движение передние дополнительные катки опускаются на грунт и становятся передними рулевыми колесами.
Двигатель – дизель В-2 мощностью 500 лс. Обеспечивает скорость на гусеницах 50 и на колесах – 70 км/ч!
Экипаж- 3 человека (плюс десант).
Танк сконструирован в соответствии с советской доктриной глубокой наступательной операции. Благодаря колесному ходу танки быстро (и скрытно от противника) сосредотачиваются на исходных позициях. Потом в составе конно-механизированной группы танки вводятся в прорыв фронта. По пути обходятся вражеские части по малопроходимым буеракам, и КМГ выходит во вражеский тыл, где громит резервы и штабы и нарушает коммуникации.
В некоторые моменты боя танки могут оторваться от кавалерии, поэтому в танках предусмотрен десантный кузов на стрелковое отделение и представителей новой народной власти. Во всех населенных пунктах, куда приходят советские танки, устанавливается советская власть.
Вооружение, как мы видим, состоит из 76 мм пушки и пулемета. Отсутствует скорострельное малокалиберное орудие. Насколько оптимально такое решение по сравнению с иностранными вариантами модернизации ромбов — это вопрос дискуссионный, и ответ на него сильно зависит от планируемой тактики применения танков.
Слабой стороной всех трех вариантов является отсутствие зенитного вооружения и отсутствие полностью освобожденного командира. Кроме того, значительные размеры танков практически не оставляют резервов для резкого усиления бронезащиты.
Продолжение темы
Здесь мы рассмотрели всего три варианта модернизации британских ромбов для Второй мировой войны. Но задача ставилась шире – модернизировать ромбы до уровня Третьей мировой войны. Для этого, очевидно, может потребоваться управляемое оружие, броня Чобхем, газотурбинный двигатель, расположение экипажа в защищенном модуле.
Варианты есть.
Но я не смогу взяться за эту часть задачи, так как занимаюсь вопросами танкостроения на весьма узком историческом промежутке – от 80-х годов 19-го до 40-х годов 20-го веков.
Остается выразить надежду, что эту тему сможет продолжить более сведущий автор.