Мобилизационный истребитель И-16бис 1939 года, по Поликарпову.
Вскоре после начала ВМВ, в 1939 году, Н.Н. Поликарпов в письме в НКАП предложил вариант мобилизационного истребителя на базе устаревшего И-16. В письме говорилось о следующих переделках, способствующих улучшению ТТХ:
– установить редукторный мотор М-63, с трёхлопастным винтом уменьшенного, относительно обычного, диаметра (за счёт укорочения концов уширенных лопастей), что давало около 45 км/ч прибавки скорости;
– перекапотировать двигатель, используя его удлинение за счёт установки редуктора, что давало около 15 км/ч прибавки скорости;
– использовать в обшивке крыла фанеру, вместо полотна, что даст +15 км/ч;
– закрытая кабина даст +20–25 км/ч;
– применить убирающееся хвостовое колесо, +5 км/ч;
– в качестве вооружения установить две синхронные пушки ШВАК в фюзеляже с б/к 150 патронов на ствол(в перегруз 200 шт. на ствол);
– увеличить ёмкость б/бака на 54 литра, что позволит увеличить дальность на 22% и довести её до 545 км;
– устанавливать консоли с углом поперечного V 6º, что позволит улучшить курсовую устойчивость и точность огня.
Т.о. скорость мобилизационного варианта И-16бис могла быть доведена у земли до 510 км/ч, и на высоте 4500 м до 585 км/ч, при вооружении из двух 20-мм пушек и увеличенной дальности.
Далее Н.Н. Поликарпов пояснял, что установка более тяжёлого и длинного редукторного двигателя (на 70 кг) и более тяжёлого трёхлопастного винта (на те же 70 кг) наконец-то позволит сместить центр тяжести к носу самолёта и уменьшить центровку до 27–28 % САХ, что приведёт к упрощению пилотирования истребителя, оставив, в то же время, высокую манёвренность.
Кроме того, Поликарпов предлагал ввести форсажный режим мотора М-63Р на всех высотах в течение трёх минут (после окончательной доводки мотора), а взлётную мощность ограничить величиной в 1000 л.с. (вместо 1100 л.с). При таком форсаже, скорость И-16бис у земли могла достигать 525 км/ч, а на второй границе высотности – 604 км/ч. Это позволяло вполне адекватно использовать мобилизационный истребитель ещё в течение трёх-четырёх лет, пока не будут окончательно доведены новые машины и пока последние полностью не заменят старые истребители.
.
В письме также предлагалось передать оснастку и часть оборудования со «старых» заводов, выпускающих И-16, на вновь вводимые и переданные в НКАП предприятия, по мере освоения «старыми» мощными заводами новых моделей истребителей. И отмечалась возможность переделки истребителей первых серий в И-16бис.
Прим. 1. Скорости указаны без устройств подвески доп. б/баков, бомб и РС.
Прим. 2. Вес пустого И-16бис – 1680 кг, взлётный – 2100 кг.
Сравнение с другими истребителями: