11

Немецкая авиастроительная компания Ago была основана в Берлине 1 апреля 1912 года в качестве торгового представительства компании Flugzeugwerke Gustav Otto (Otto), отвечавшего за продажи самолетов и двигателей компании Otto. Так же компанией была основана собственная летная школа. По мере роста компании изменилось и ее название, и к 2 января 1913 года она стала именоваться AGO Flugzeugwerke GmbH (AGO).

У компании отбоя не было от гражданских заказчиков, закупавших самолеты и двигатели, тогда как командование немецких военно-воздушных сил (Luftstreitkräfte) сочло двухбалочные самолеты с толкающими винтами непригодными для выполнения боевых задач. Дошло до того, что после начала Первой Мировой войны компания AGO была исключена командованием Luftstreitkräfte из списка компаний-поставщиков авиационной техники.

Лишь германский флот заказал у компании AGO пять поплавковых гидросамолетов AGO DHW.2, которые по своей компоновке напоминали британский Wight Navyplane. Однако гидросамолеты DHW.2 не полностью удовлетворяли требованиям командования флота, равно как и другие типы, приобретенные позднее у этой компании. Тем не менее, морские летчики постоянно требовали самолеты компании AGO, и они заказывались в нарушении военных предписаний.

В конце 1914 года Инспекция военной авиации (Idflieg – Inspektion der Fliegertruppen) предложила компании AGO, чьи мощность простаивали без всякой пользы, разработать двухместный самолет со значительным сектором обстрела в передней полусфере, т.е. машина изначально задумывалась как двухбалочная. Главный конструктор компании AGO Август Хэфели (August Haefeli) и инженер Шропп (Schropp) [1] вместе с Г. Летшем (G. Letsch) и директором компании Х. Фон Фремером (H. von Fremer) спроектировали машину цельнодеревянной конструкции с покрытыми полотном крыльями, горизонтальным оперением и округлыми и гондолой и хвостовыми балками с работающей фанерной обшивкой.

Результатом проектно-конструкторских работ стал относительно современный самолет с относительно хорошей аэродинамикой и значительно меньшим лобовым сопротивлением по сравнению с обычными двухбалочными бипланами. Прототип, постройка которого была завершена в конце января 1915 года, по всей видимости был оснащен 150-сильным (110 кВт) шестицилиндровым рядным двигателем жидкостного охлаждения Benz Bz.III. Летал самолет на удивление хорошо, и по признанным удовлетворительными результатам официальных испытаний командование Idflieg немедленно заказало восемь экземпляров машины (включая и прототип), присвоив им обозначение AGO С.I. Затем 22 февраля к военно-воздушным силам присоединился флот, заказавший еще пять самолетов.

По результатам испытаний прототип получил покрытые фанерой треугольные кили вертикального оперения, которые на серийных машинах образовывали с хвостовыми балками единое целое. Вооружение состояло из одного подвижного пулемета Parabellum LMG.14, размещенного в носовой части гондолы.

В апреле 1915 года один из серийных самолетов прошел типовые испытания. В то же самое время другой серийный самолет AGO С.I был протестирован в 6-м полевом авиационном отряде (Feld-Flieger Abteilung 6) в качестве первого самолета, оснащенного подвижным пулеметом Parabellum. Испытания были признаны успешными и по их результатам в апреле 1915 года было дополнительно заказано еще 14 самолетов, а в мае еще 25.

Весной на одном С.I был испытан новый крупнокалиберный 15-мм пулемет Bergmann LMG.15nA. Серийные машины, предназначенные для боевого применения (многие из них блыи оснащены 160-сильными [118 кВт] шестицилиндровыми двигателями Mercedes D.III), оказались в действующей армии в июне. В конце месяца из было 5, столько же на конец августа, в конце октября – 9,а в конце 1915 года – 14 машин. Некоторые C.I отличались заостренной передней частью гондолы, тогда как у других C.I, использовавшихся в качестве самолетов-разведчиков [2], гондола была оборудована широким выступом, скрывавшим 120-мм фотокамеру.

В октябре 1915 года Idflieg сделала дополнительный заказ на 12 самолетов C.I. Машины данной серии должны были быть оснащены 20-кг карбонитовыми бомбами. В действующей армии C.I действовали в составе полевых авиационных отрядов 3, 7, 9b и 23. Особенно долго C.I использовались в баварском авиаотряде 9b, действовавшем в Вогезах.

Во время фронтовой эксплуатации было установлено, что большие передние колеса, предназначенные для защиты от капотирования, не использовались, и многие C.I летали без них. К 28 февраля 1916 года на фронте действовали 22 самолета данного типа, в конце апреля – 15, в конце мая – 23, августа – 16, октября – 9, декабря – 8. В конце февраля на фронте оставались только пять C.I, а на 30 апреля оставался один самолет данного типа. История эксплуатации C.I длилась в течение почти двух лет, что для «несовременного» самолета было необычно много. В первую очередь это было связано с его надежностью и приятными летными характеристиками.

Флот также высоко оценивал характеристики C.I – особенно взлетно-посадочные, – хотя скорость и скороподъемность были, разумеется, не самыми лучшими. Даже в октябре 1918 года Idflieg предлагала оснастить один самолет AGO C.I (с двигателем BMW.IIIa) установленной неподвижно автоматической 20-мм пушкой Becker, чтобы заполучить одноместный истребитель с толкающим винтов.

Разработанный компанией AGO был не первым самолетом категории C, но стал первым вооруженным немецким бипланом-разведчиком. Оснащенный поплавками вариант C.Iw считался другим типом. Также следует сказать, что на основе C.I были разработаны модернизированные варианты C.II и C.III.

По меньшей мере один C.I пережил войну, поскольку в 1921 году берлинская авиакомпания Luftbild использовала для аэрофотосъемок машину, оснащенную двигателем BMW.IIIa, – возможно идентичным указанным выше.

Многоцелевые боевые самолеты AGO C.I. Германия


схема многоцелевого боевого самолета AGO C.I
Многоцелевые боевые самолеты AGO C.I. Германия

вариант окраски многоцелевого боевого самолета AGO C.I
Многоцелевые боевые самолеты AGO C.I. Германия
многоцелевой боевой самолет AGO C.I
Многоцелевые боевые самолеты AGO C.I. Германия
многоцелевой боевой самолет AGO C.I из состава полевого авиаотряда 9b (B – баварский); январь 1916 года
Многоцелевые боевые самолеты AGO C.I. Германия Многоцелевые боевые самолеты AGO C.I. Германия
прототип многоцелевого боевого самолета AGO C.I с первоначальным вариантом вертикального оперения
Многоцелевые боевые самолеты AGO C.I. Германия
многоцелевой боевой самолет AGO C.II (четырехстоечный)
Многоцелевые боевые самолеты AGO C.I. Германия Многоцелевые боевые самолеты AGO C.I. Германия
многоцелевой боевой самолет AGO C.I одной из разведывательных эскадр германского военно-морского флота; 1915 год. Поскольку входившие в состав немецкого флота первые самолеты наземного базирования были учетными машинами (Schulflugzeuge), то они несли на своих поверхностях присвоенные серийные номера с литерой «S». Данная система была распространена на все флотские самолеты с колесным шасси, включая и действовавшие на передовой боевые самолеты. Лишь в октябре 1915 года всем колесным самолетам флота был присвоен более подходящий индекс LF (Land Flugzeug). На данном снимке показан AGO C.I до изменения индекса
Многоцелевые боевые самолеты AGO C.I. Германия
схема многоцелевого боевого самолета AGO C.II
Многоцелевые боевые самолеты AGO C.I. Германия
в созданном летом 1915 года двухбалочном самолете AGO C.II использовалась та же компоновка, что и в AGO C.II, отличия были в силовой установке: в «двойке» использовался 220-сильный двигатель Benz Bz IV. Было изготовлено небольшое количество AGO C.II, которые в конце 1915 года стали действовать на западном фронте. Данный самолет с номером 371/15 был одном из последних в производственной серии. Максимальная скорость AGO C.II была равна 138 км/ч. Данный снимок с AGO C.II был сделан на заводском дворе. Кресты нанесены на обеих сторонах рулей направления
Многоцелевые боевые самолеты AGO C.I. Германия Многоцелевые боевые самолеты AGO C.I. Германия
Многоцелевые боевые самолеты AGO C.I. Германия
AGO C.I был разработан в качестве самолета-разведчика; боевое применение этой машины началось в середине 1915 года. Обтекаемые формы и двухбалочная компоновка делали этот самолет весьма своеобразным
Многоцелевые боевые самолеты AGO C.I. Германия
многоцелевой боевой самолет AGO C.III
Многоцелевые боевые самолеты AGO C.I. Германия
многоцелевые боевые самолеты AGO C.I имели вспомогательную переднюю опору с двумя колесами, расположенную под передней кабиной наблюдателя. Однако капитан Хаилер (Hauptmann Hailer) из состава полевого авиаотряда 9b удалил их и разместил вместо них держатели для подвески карбонитовых бомб (на снимке). В других подразделениях некоторые пилоты также разрабатывали различные приспособления для подвески бомб под свои самолеты, удаляя тормоза и устанавливая бомбодержатели на распорках основных стоек шасси. Однако после ряда инцидентов и незначительных аварий командование запретило «несанкционированные изменения»
Многоцелевые боевые самолеты AGO C.I. Германия
двигатель Mercedes D.IIIa, который экспонируется в краковском музее польской авиации
Многоцелевые боевые самолеты AGO C.I. Германия
AGO C.I первой производственной серии с радиаторами, установленными по бортам гондолы

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: AGO С.I

Назначение: многоцелевой боевой самолет

Компания-производитель: AGO Flugzeugwerke GmbH, Йоханнисталь, Берлин

Экипаж: 2 чел.

Размеры:

размах крыльев 15,10 м
длина 9,30 м
высота 3,10 м
площадь крыльев 47,60 м²

Вес:

пустого 960 кг
взлетный 1495 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость на высоте 1525 метров 130 км/ч
время набора высоты
1000 м 9,5 мин
2000 м 24,0 мин
3000 м 45,0 мин
продолжительность полета 3 ч

[1] оба граждане Швейцарии; после окончания Первой Мировой войны Август Хэфели создал на родине авиастроительную компанию
[2] стандартные C.I считались многоцелевыми – самолет-разведчик, легкий бомбардировщик, самолет-корректировщик

источник:

текст – JIŘÍ HORNÁT Výkres PETR KOLMANN «AGO C.I» «L+K» 8/2001
часть фотографий взята из сети интернет

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account