Многоцелевые боевые самолеты AGO C.I. Германия
Немецкая авиастроительная компания Ago была основана в Берлине 1 апреля 1912 года в качестве торгового представительства компании Flugzeugwerke Gustav Otto (Otto), отвечавшего за продажи самолетов и двигателей компании Otto. Так же компанией была основана собственная летная школа. По мере роста компании изменилось и ее название, и к 2 января 1913 года она стала именоваться AGO Flugzeugwerke GmbH (AGO).
У компании отбоя не было от гражданских заказчиков, закупавших самолеты и двигатели, тогда как командование немецких военно-воздушных сил (Luftstreitkräfte) сочло двухбалочные самолеты с толкающими винтами непригодными для выполнения боевых задач. Дошло до того, что после начала Первой Мировой войны компания AGO была исключена командованием Luftstreitkräfte из списка компаний-поставщиков авиационной техники.
Лишь германский флот заказал у компании AGO пять поплавковых гидросамолетов AGO DHW.2, которые по своей компоновке напоминали британский Wight Navyplane. Однако гидросамолеты DHW.2 не полностью удовлетворяли требованиям командования флота, равно как и другие типы, приобретенные позднее у этой компании. Тем не менее, морские летчики постоянно требовали самолеты компании AGO, и они заказывались в нарушении военных предписаний.
В конце 1914 года Инспекция военной авиации (Idflieg – Inspektion der Fliegertruppen) предложила компании AGO, чьи мощность простаивали без всякой пользы, разработать двухместный самолет со значительным сектором обстрела в передней полусфере, т.е. машина изначально задумывалась как двухбалочная. Главный конструктор компании AGO Август Хэфели (August Haefeli) и инженер Шропп (Schropp) [1] вместе с Г. Летшем (G. Letsch) и директором компании Х. Фон Фремером (H. von Fremer) спроектировали машину цельнодеревянной конструкции с покрытыми полотном крыльями, горизонтальным оперением и округлыми и гондолой и хвостовыми балками с работающей фанерной обшивкой.
Результатом проектно-конструкторских работ стал относительно современный самолет с относительно хорошей аэродинамикой и значительно меньшим лобовым сопротивлением по сравнению с обычными двухбалочными бипланами. Прототип, постройка которого была завершена в конце января 1915 года, по всей видимости был оснащен 150-сильным (110 кВт) шестицилиндровым рядным двигателем жидкостного охлаждения Benz Bz.III. Летал самолет на удивление хорошо, и по признанным удовлетворительными результатам официальных испытаний командование Idflieg немедленно заказало восемь экземпляров машины (включая и прототип), присвоив им обозначение AGO С.I. Затем 22 февраля к военно-воздушным силам присоединился флот, заказавший еще пять самолетов.
По результатам испытаний прототип получил покрытые фанерой треугольные кили вертикального оперения, которые на серийных машинах образовывали с хвостовыми балками единое целое. Вооружение состояло из одного подвижного пулемета Parabellum LMG.14, размещенного в носовой части гондолы.
В апреле 1915 года один из серийных самолетов прошел типовые испытания. В то же самое время другой серийный самолет AGO С.I был протестирован в 6-м полевом авиационном отряде (Feld-Flieger Abteilung 6) в качестве первого самолета, оснащенного подвижным пулеметом Parabellum. Испытания были признаны успешными и по их результатам в апреле 1915 года было дополнительно заказано еще 14 самолетов, а в мае еще 25.
Весной на одном С.I был испытан новый крупнокалиберный 15-мм пулемет Bergmann LMG.15nA. Серийные машины, предназначенные для боевого применения (многие из них блыи оснащены 160-сильными [118 кВт] шестицилиндровыми двигателями Mercedes D.III), оказались в действующей армии в июне. В конце месяца из было 5, столько же на конец августа, в конце октября – 9,а в конце 1915 года – 14 машин. Некоторые C.I отличались заостренной передней частью гондолы, тогда как у других C.I, использовавшихся в качестве самолетов-разведчиков [2], гондола была оборудована широким выступом, скрывавшим 120-мм фотокамеру.
В октябре 1915 года Idflieg сделала дополнительный заказ на 12 самолетов C.I. Машины данной серии должны были быть оснащены 20-кг карбонитовыми бомбами. В действующей армии C.I действовали в составе полевых авиационных отрядов 3, 7, 9b и 23. Особенно долго C.I использовались в баварском авиаотряде 9b, действовавшем в Вогезах.
Во время фронтовой эксплуатации было установлено, что большие передние колеса, предназначенные для защиты от капотирования, не использовались, и многие C.I летали без них. К 28 февраля 1916 года на фронте действовали 22 самолета данного типа, в конце апреля – 15, в конце мая – 23, августа – 16, октября – 9, декабря – 8. В конце февраля на фронте оставались только пять C.I, а на 30 апреля оставался один самолет данного типа. История эксплуатации C.I длилась в течение почти двух лет, что для «несовременного» самолета было необычно много. В первую очередь это было связано с его надежностью и приятными летными характеристиками.
Флот также высоко оценивал характеристики C.I – особенно взлетно-посадочные, – хотя скорость и скороподъемность были, разумеется, не самыми лучшими. Даже в октябре 1918 года Idflieg предлагала оснастить один самолет AGO C.I (с двигателем BMW.IIIa) установленной неподвижно автоматической 20-мм пушкой Becker, чтобы заполучить одноместный истребитель с толкающим винтов.
Разработанный компанией AGO был не первым самолетом категории C, но стал первым вооруженным немецким бипланом-разведчиком. Оснащенный поплавками вариант C.Iw считался другим типом. Также следует сказать, что на основе C.I были разработаны модернизированные варианты C.II и C.III.
По меньшей мере один C.I пережил войну, поскольку в 1921 году берлинская авиакомпания Luftbild использовала для аэрофотосъемок машину, оснащенную двигателем BMW.IIIa, – возможно идентичным указанным выше.
схема многоцелевого боевого самолета AGO C.I
![Многоцелевые боевые самолеты AGO C.I. Германия](https://alternathistory.ru/wp-content/uploads/2019/01/AGO_C.I-02.jpg)
вариант окраски многоцелевого боевого самолета AGO C.I
![Многоцелевые боевые самолеты AGO C.I. Германия](https://alternathistory.ru/wp-content/uploads/2019/01/AGO_C.I-03.jpg)
многоцелевой боевой самолет AGO C.I
![Многоцелевые боевые самолеты AGO C.I. Германия](https://alternathistory.ru/wp-content/uploads/2019/01/AGO_C.I-04.jpg)
многоцелевой боевой самолет AGO C.I из состава полевого авиаотряда 9b (B – баварский); январь 1916 года
![Многоцелевые боевые самолеты AGO C.I. Германия](https://alternathistory.ru/wp-content/uploads/2019/01/AGO_C.I-05.jpg)
![Многоцелевые боевые самолеты AGO C.I. Германия](https://alternathistory.ru/wp-content/uploads/2019/01/AGO_C.I-17.jpg)
прототип многоцелевого боевого самолета AGO C.I с первоначальным вариантом вертикального оперения
![Многоцелевые боевые самолеты AGO C.I. Германия](https://alternathistory.ru/wp-content/uploads/2019/01/AGO_C.I-06.jpg)
многоцелевой боевой самолет AGO C.II (четырехстоечный)
![Многоцелевые боевые самолеты AGO C.I. Германия](https://alternathistory.ru/wp-content/uploads/2019/01/AGO_C.I-07.jpg)
![Многоцелевые боевые самолеты AGO C.I. Германия](https://alternathistory.ru/wp-content/uploads/2019/01/AGO_C.I-08.jpg)
многоцелевой боевой самолет AGO C.I одной из разведывательных эскадр германского военно-морского флота; 1915 год. Поскольку входившие в состав немецкого флота первые самолеты наземного базирования были учетными машинами (Schulflugzeuge), то они несли на своих поверхностях присвоенные серийные номера с литерой «S». Данная система была распространена на все флотские самолеты с колесным шасси, включая и действовавшие на передовой боевые самолеты. Лишь в октябре 1915 года всем колесным самолетам флота был присвоен более подходящий индекс LF (Land Flugzeug). На данном снимке показан AGO C.I до изменения индекса
![Многоцелевые боевые самолеты AGO C.I. Германия](https://alternathistory.ru/wp-content/uploads/2019/01/AGO_C.I-14.gif)
схема многоцелевого боевого самолета AGO C.II
![Многоцелевые боевые самолеты AGO C.I. Германия](https://alternathistory.ru/wp-content/uploads/2019/01/AGO_C.I-09.jpg)
в созданном летом 1915 года двухбалочном самолете AGO C.II использовалась та же компоновка, что и в AGO C.II, отличия были в силовой установке: в «двойке» использовался 220-сильный двигатель Benz Bz IV. Было изготовлено небольшое количество AGO C.II, которые в конце 1915 года стали действовать на западном фронте. Данный самолет с номером 371/15 был одном из последних в производственной серии. Максимальная скорость AGO C.II была равна 138 км/ч. Данный снимок с AGO C.II был сделан на заводском дворе. Кресты нанесены на обеих сторонах рулей направления
![Многоцелевые боевые самолеты AGO C.I. Германия](https://alternathistory.ru/wp-content/uploads/2019/01/AGO_C.I-10.jpg)
![Многоцелевые боевые самолеты AGO C.I. Германия](https://alternathistory.ru/wp-content/uploads/2019/01/AGO_C.I-11.jpg)
![Многоцелевые боевые самолеты AGO C.I. Германия](https://alternathistory.ru/wp-content/uploads/2019/01/AGO_C.I-18.jpg)
AGO C.I был разработан в качестве самолета-разведчика; боевое применение этой машины началось в середине 1915 года. Обтекаемые формы и двухбалочная компоновка делали этот самолет весьма своеобразным
![Многоцелевые боевые самолеты AGO C.I. Германия](https://alternathistory.ru/wp-content/uploads/2019/01/AGO_C.I-12.jpg)
многоцелевой боевой самолет AGO C.III
![Многоцелевые боевые самолеты AGO C.I. Германия](https://alternathistory.ru/wp-content/uploads/2019/01/AGO_C.I-13.jpg)
многоцелевые боевые самолеты AGO C.I имели вспомогательную переднюю опору с двумя колесами, расположенную под передней кабиной наблюдателя. Однако капитан Хаилер (Hauptmann Hailer) из состава полевого авиаотряда 9b удалил их и разместил вместо них держатели для подвески карбонитовых бомб (на снимке). В других подразделениях некоторые пилоты также разрабатывали различные приспособления для подвески бомб под свои самолеты, удаляя тормоза и устанавливая бомбодержатели на распорках основных стоек шасси. Однако после ряда инцидентов и незначительных аварий командование запретило «несанкционированные изменения»
![Многоцелевые боевые самолеты AGO C.I. Германия](https://alternathistory.ru/wp-content/uploads/2019/01/AGO_C.I-15.jpg)
двигатель Mercedes D.IIIa, который экспонируется в краковском музее польской авиации
![Многоцелевые боевые самолеты AGO C.I. Германия](https://alternathistory.ru/wp-content/uploads/2019/01/AGO_C.I-16.jpg)
AGO C.I первой производственной серии с радиаторами, установленными по бортам гондолы
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: AGO С.I
Назначение: многоцелевой боевой самолет
Компания-производитель: AGO Flugzeugwerke GmbH, Йоханнисталь, Берлин
Экипаж: 2 чел.
Размеры:
размах крыльев 15,10 м
длина 9,30 м
высота 3,10 м
площадь крыльев 47,60 м²
Вес:
пустого 960 кг
взлетный 1495 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость на высоте 1525 метров 130 км/ч
время набора высоты
1000 м 9,5 мин
2000 м 24,0 мин
3000 м 45,0 мин
продолжительность полета 3 ч
[1] оба граждане Швейцарии; после окончания Первой Мировой войны Август Хэфели создал на родине авиастроительную компанию
[2] стандартные C.I считались многоцелевыми – самолет-разведчик, легкий бомбардировщик, самолет-корректировщик
источник:
текст – JIŘÍ HORNÁT Výkres PETR KOLMANN «AGO C.I» «L+K» 8/2001
часть фотографий взята из сети интернет