Многоцелевой палубный боевой самолет SNCAM (Dewoitine) D-750. Франция

13

В 1920-30-е годы французская авиастроительная компания Constructions aéronautiques Émile Dewoitine (Dewoitine) была одной из самых передовых в Западной Европе. Напомним только ряд очень хороших истребителей-парасолей, первый французский серийный истребитель-низкоплан D-510 и самый лучший истребитель французских ВВС на начало Второй Мировой войны D-520. В процессе национализации в 1936 году компания Dewoitine была включена в состав Национального общества самолётостроения южной Франции (Société Nationale de Constructions Aéronautique du Midi – SNCAM), однако созданные ею конструкции в своих обозначениях сохранили бренд старой компании и литеру «D». Во время войны Эмиль Девуатин был серьезно скомпрометирован сотрудничеством с немецкими оккупантами. После окончания Второй Мировой войны покинул Францию и некоторое время работал в Аргентине, где создал первый в Южной Америке реактивный истребитель, развитие которого остановилось, к сожалению, на стадии прототипа.

Во второй половине 1930-х годов активность руководимого Эмилем Девуатином конструкторского бюро значительно возросла. Хотя деятельность КБ сфокусировалась в основном на истребителях, оно также занималось разработкой самолетов других типов. В составе национального объединения SNCAM конструкторское бюро Девуатина принимало участие в работах по программе A-47, объявленной министерством авиации в январе 1938 года и требовавшей создания многоцелевого палубного боевого самолета для оснащения строившихся авианосцев «Жоффр» и «Пенлеве». После рассмотрения представленных проектов руководство министерства авиации в июле 1939 года приказало национальным объединениям SNCAM и SNCAO [1] построить по два прототипа палубных многоцелевых самолетов: D-750 и CAO-600.

Требования спецификации были довольно оригинальными, поскольку двухмоторный палубный самолет был, бесспорно, уникальным среди машин своего класса. D-750 также был оригинальным самолетом. Это был свободнонесущий цельнометаллический низкоплан с крылом, внешние части которого, расположенные за гондолами двигателей, складывались назад для хранения в ангарах авианосцев. Интересным был технологически расчлененный на части фюзеляж. Передняя часть фюзеляжа была довольно обычной для многомоторных боевых самолетов тех лет с застекленным носом и ступенчатой кабиной, в которой размещался не пилот, а штурман-наблюдатель-бомбардир (эти три задачи должен был выполнять один человек). Кабина пилота была расположена за передней частью и была приподнята для обеспечения пилоту хорошего обзора. Пилот мог вести огонь из неподвижного пулемета, установленного в нижней части фюзеляжа и левого борта и имеющего боезапас 300 патронов. За крылом находилась третья кабина, в которой размещался стрелок-радист. Его задача заключалась в защите самолета от атак в задней полусфере с помощью подвижных 7,5-мм пулеметов Darne (боезапас 700 патронов), один из которых расположен в его кабине, а второй с боезапасом 300 патронов – в подфюзеляжной стрелковой позиции.

В вариантах самолета-разведчика и классического легкого бомбардировщика D-750 должен был летать с полным экипажем из трех человек. Экипаж торпедоносца должен был состоять из двух человек (штурман из состава исключался); боевая нагрузка в этом случае состояла из одной размещенной на внешней подвеске 650-кг торпеды. В качестве альтернативы на той же подвеске могла быть размещена 450-кг бомба Type P. Держатели под центропланом крыла были рассчитаны на подвеску двух 225-кг бомб Type K или четырех бомб весом от 12 до 150 кг. При выполнении разведывательных полетов самолет нес четыре 75-кг бомбы Type G2. Вместо торпеды можно было повесить дополнительный топливный бак емкостью 600 литров. Собственные топливные баки в центроплане вмещали 818 литров.

Первый прототип D-750 No.01 был изготовлен в начале 1940 года и был доставлен на аэродром Франказаль (Francazal) для своего первого полета. Однако у машины возникли проблемы с силовой установкой – 12-цилиндровыми двигателями воздушного охлаждения Renault 12R 06/07, развивавшими мощность 450/500 л.с. (330/368 кВт) и имевшими разные направления вращения. Двигатели были неисправны, и потому первый полет состоялся лишь 6 мая 1940 года. Машину пилотировал знаменитый летчик-испытатель компании Dewoitine Марсель Доре (Marcel Doret).

Результаты испытания показали, что машина весьма перспективная для дальнейшей доводки и внедрения в серийное производство, но время, к сожалению, было упущено. Наступление нацистской Германии на Францию было стремительным. 25 июня 1940 года работы по прототипу D-750 No.01 были остановлены, а сама машина была уничтожена. Изготовление второго прототипа не было завершено. Военно-морские силы Франции так никогда и не получили самолет, который обещал слишком многое. Однако стоит рассмотреть вопрос: не был ли самолет выбранной концепции слишком легким и оснащенным слишком чувствительными моторами, т.е был бы он пригоден для напряженной и ответственной службы на авианосцах.

Однако эта оценка носит лишь теоретический характер, поскольку ни один из французских авианосцев не был завершен, а палубная авиация не была создана.

Многоцелевой палубный боевой самолет SNCAM (Dewoitine) D-750. Франция


схема многоцелевого палубного боевого самолета SNCAM (Dewoitine) D-750
Многоцелевой палубный боевой самолет SNCAM (Dewoitine) D-750. Франция

опытный многоцелевой палубный боевой самолет SNCAM (Dewoitine) D-750
Многоцелевой палубный боевой самолет SNCAM (Dewoitine) D-750. Франция
опытный многоцелевой палубный боевой самолет SNCAM (Dewoitine) D-750 имел верхние и боковые поверхности, выкрашенный в светло-серый цвет, а нижние поверхности были выкрашены в серо-синий цвет. Самолет нес опознавательные знаки авиации ВМС Франции (красно-бело-синие кокарды с черными якорями на верхних и нижних поверхностях крыла и на бортах фюзеляжа и трехцветные рули направления с черными якорями)

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: SNCAM (Dewoitine) D-750

Назначение: многоцелевой палубный боевой самолет

Статус: прототип

Компания-производитель: Société Nationale de Constructions Aéronautiques du Midi (SNCAM), Тулуза

Силовая установка: два 12-цилиндровых двигателя воздушного охлаждения Renault 12R 06/07, развивавших мощность 450/500 л.с. (330/368 кВт) и вращавших трехлопастные винты изменяемого шага с разными направлениями вращения

Экипаж: 3 чел.

Размеры:

размах крыла 15,90 м
длина 10,40 м
высота 2,90 м
площадь крыла 36,17 м²

Вес:

пустого 2920 кг
взлетный нормальный 4276 кг
перегрузочный 4496 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость на высоте 1500 метров 357 км/ч
крейсерская скорость на высоте 2000 метров 285 км/ч
экономические скорость 240 км/ч
продолжительность полета в варианте
торпедоносца 3,5 ч
самолета-разведчика 6,0 ч
дальность полета 1450 км

Количество изготовленных: 1 экз.

[1] Национального общества самолётостроения западной Франции (Société Nationale de Constructions Aéronautique de l’Ouest– SNCAO)

источник: VÁCLAV NĚMEČEK VÝKRES STANISLAV SMÉKAL «LETADLA 39-45 DEWOITINE D-750» «L+K» 2/82, стр.71

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account