Мифы «Адмирала графа Шпее»: почему затопили немецкий броненосец
Немецкий «карманный» линкор «Адмирал граф Шпее» вошёл в историю как самотоп. Его уничтожение своим же экипажем в Монтевидео в декабре 1939 года окружают мифы и легенды. Почему же немцы затопили свой корабль, отказавшись от прорыва в фатерлянд?
Содержание:
Рейдеры в Атлантике
Перед нападением на Польшу Германия подстраховалась — на случай, если западные союзники не станут смотреть спокойно, как вермахт рвёт армию незадачливых наследников Пилсудского. Уже в конце августа 1939 года в море ушли подводные лодки и два «карманных линкора» — броненосцы «Дойчланд» и «Адмирал граф Шпее».
Перед ними стояла задача — действия против торгового судоходства в Атлантике, если англичане и французы захотят вмешаться в конфликт. Надводные рейдеры поделили океан пополам: «Дойчланд» остался в Северной Атлантике, «Шпее» ушёл в Южную.
После начала Второй мировой они приступили к работе. Первый не достиг больших успехов, а вот второй вошёл в историю как более удачливый «корсар». В течение трёх месяцев, ускользая от вражеских поисковых групп, «Шпее» потопил девять судов на полсотни тысяч бруттотонн.
Но фортуна — дама капризная.
В декабре 1939 года рейдер был обнаружен английскими крейсерами и принял бой у залива Ла-Плата — что стало началом его конца.
Мнимый конвой
Утром 13 декабря «Шпее» искал у побережья Уругвая вражеский конвой. Заметив на горизонте мачты, немцы решили, что цель обнаружена. Но они ошиблись — это была английская эскадра коммодора Харвуда: тяжёлый крейсер «Экзетер» и лёгкие «Аякс» и «Ахиллес».
Английские военные корабли не смутили командира рейдера Лангсдорфа. Он решил, что перед ним эскорт конвоя — один крейсер и два эсминца. А значит, если их уничтожить, его ждёт лакомая добыча — ордер из торговых судов.
Лангсдорф решил атаковать.
Но это оказалось ошибкой. Конвоя не было, а мнимые эсминцы оказались крейсерами. Увы, Лангсдорф понял это, лишь начав бой.
Сражение без победителей
Харвуд решил взять «Шпее» в клещи, разделив свои корабли. С одной стороны по нему стрелял «Экзетер», с другой — «Аякс» и «Ахиллес». Но рейдер оказался грозным противником. Сосредоточив огонь шести своих 280-мм орудий на «Экзетере», он быстро добился успеха. Получив от немцев на полную катушку, сильно повреждённый «англичанин» вышел из сражения.
Однако Лангсдорф недооценил Харвуда.
Пока «Шпее» громил своими «чемоданами» «Экзетер», «Аякс» и «Ахиллес» делали дело. Они нагло сблизились с «германцем» и, засыпав его 152-мм снарядами, добились своего. Оставив их раненого собрата в покое, Лангсдорф перенёс всю мощь орудий на два английских корабля.
Огонь рейдера был по-прежнему точен.
Вскоре «Аякс» получил от него два раза из главного калибра и лишился половины артиллерии. При таком раскладе продолжать бой было опасно, поэтому Харвуд прекратил сражение, отведя свои корабли на безопасное расстояние.
Но затем Лангсдорф удивил англичан: вместо преследования он взял курс на Монтевидео. «Аякс» и «Ахиллес» двинулись следом. Когда Харвуд понял, что рейдер идёт в нейтральный порт, пришлось оставить его в покое.
Четырнадцатого декабря «Адмирал граф Шпее» вошёл в гавань столицы Уругвая и спустя три дня был затоплен своей командой. Гибель этого корабля окружена мифами, которые скрывают истинную причину произошедшего.
Миф первый — струсили и затопили
Во время сражения с англичанами броненосец получил сильные повреждения. Лангсдорф рассчитывал отремонтироваться в Уругвае, но проанглийское правительство этой страны отказало в помощи. Уругвайские верфи не взялись за ремонт немецкого корабля.
Англичан беспокоило нахождение «Шпее» в Монтевидео. Они считали, что тот может выйти в море в любой момент и раствориться в океанских просторах. А задержать рейдер двумя лёгкими крейсерами Харвуд не мог.
Считается, что ему помогли слухи, будто немецкий рейдер на выходе из гавани уже ждала мощная английская эскадра с линейным крейсером «Ринаун» и авианосцем «Арк Ройал». Якобы они так сильно давили на нервы Лангсдорфу, что тот проявил трусость и предпочёл затопить свой корабль, не сражаясь.
Но сражаться он попросту не мог.
Чтобы выяснить состояние «Шпее», Берлин срочно отправил в Монтевидео своего эксперта. Изучив вопрос, последний доложил в Германию, что в бою с английскими крейсерами броненосец получил два серьёзных повреждения: были уничтожены камбуз с провизионкой и вышел из строя командно-дальномерный пост. В результате выход в море был исключён. Во-первых, без камбуза и провизионки в походе не прокормить экипаж. Во-вторых, с неисправным КДП в бою невозможно точно стрелять.
На ремонт требовалось две недели, но Уругвай дал только три дня. Не видя другого выхода, 17 декабря 1939 года Лангсдорф уничтожил корабль. Спустя три дня он застрелился, чтобы не прослыть трусом.
Миф второй — топились по приказу фюрера
По второй версии приказ о затоплении «Шпее» отдал сам Гитлер. Но это не так.
Шестнадцатого декабря между Лангсдорфом и командованием кригсмарине шёл активный обмен радиограммами. Командир корабля видел лишь два выхода из сложившейся ситуации: или прорываться в Аргентину — или топиться.
Командование предоставило сделать выбор Лангсдорфу, поскольку на месте виднее. Взвесив шансы, а также учтя характер повреждений и небольшое количество боеприпасов, командир «Шпее» решил не рисковать жизнями команды.
Узнав о затоплении броненосца в Монтевидео, Гитлер тут же распорядился, чтобы немецкая пресса написала, что это сделали по его приказу.
Так завершилась история броненосца «Адмирал граф Шпее», чья судьба мистическим образом оказалась схожей с участью адмирала, в честь которого его и назвали. Оба сначала достигли успеха в сражении — а потом сгинули в водах Южной Атлантики.
источник: https://warhead.su/2020/02/13/mify-admirala-grafa-shpee-pochemu-zatopili-nemetskiy-bronenosets