2

Мертворожденный КРАЗ 6316 (3Э, 4Э, 5Э, 6Э, 7Э)

По окончании испытаний прототипов ЧР-3120 и ЧР-3130 было принято решение о продолжении дальнейших работ по теме «Открытие», придерживаясь конструкции ЧР-3130. При этом, по требованию основного заказчика, кабина должна была размещаться над двигателем. Кроме того, по ряду параметров первоначальное техзадание было ужесточено: к примеру, автомобили должны были быть способны работать при высокой запыленности воздуха (до 1,5 г/мз) в течение 12 часов и т.д.

Мертворожденный КРАЗ 6316 (3Э, 4Э, 5Э, 6Э, 7Э)
Новый автомобиль грузоподъемностью 15 тонн, созданный на базе идеи ходового макета ЧР-3130, получил обозначение КрАЗ-6316. Как и трехосные «собратья», КрАЗ-6316 был оснащен новым много-топливным дизелем ЯМЗ-8425 мощностью 360 л.с. и двухдиапазонной коробкой передач ЯМЗ-202. На испытания в 1984 году поступили четыре поколения экспериментальных грузовиков модели «6316», различавшиеся между собой в деталях. Перед своим 4-х цифровым индексом машины получили букву «Э» (что означало «Экспериментальный») и порядковый номер поколения. Интересно отметить, что индексы КрАЗ-3Э6316 и КрАЗ-4Э6316 получили соответственно ходовые макеты ЧР-3130 и ЧР-3120 (хотя работы по развитию КрАЗ ЧР-3120 были свернуты, данный автомобиль все же был направлен для участия в испытаниях).
Мертворожденный КРАЗ 6316 (3Э, 4Э, 5Э, 6Э, 7Э)
На машинах «Э6316» и «5Э6316» использовалась рама новой конструкции — с лонжероном Z-образного сечения, что обеспечивало отличную совместимость передней подвески, кабины и силового агрегата. Также на этих машинах была использована специально разработанная более просторная кабина, которую в дальнейшем предполагалось использовать на народно-хозяйственных вариантах машин. Поскольку комфортному размещению водителя мешал расположенный рядом с ним двигатель, то кабина была сдвинута на 70 мм влево от продольной оси автомобиля. У этих машин была оригинальная подвеска передних мостов — с собственными амортизаторами и рессорами. Балансирная подвеска была лишь на машине «4Э6316», но она себя не оправдала.
Мертворожденный КРАЗ 6316 (3Э, 4Э, 5Э, 6Э, 7Э)
Коробка передач имела систему автоматической защиты от неправильных действий неопытного водителя при переходе с высшей передачи на низшую — конструкторы называли эту схему «защитой от дурака». В период с марта 1985 по апрель 1986 года опытные образцы прошли полный цикл испытаний во всех климатических поясах — машины проехали Заполярье, Амурскую область, Якутию, Сибирь. На юге КрАЗы проехали Ферганскую долину, города Бухару, Коканд, Ош, Хорог, на этом этапе испытаний автомобили прошли зоны сыпучих песков пустыни и высокогорные перевалы Тянь-Шаня и Алтайского хребта. Автомобили работали в климатических зонах с температурой от +40 до -53о С и преодолевали перевалы высотой до 4655 метров (Ак-Байтал). Общий пробег автомобилей за период испытаний составил 226 тысяч километров.
Мертворожденный КРАЗ 6316 (3Э, 4Э, 5Э, 6Э, 7Э)
По окончании испытаний комиссия подтвердила, что все представленные образцы автомобилей КрАЗ прошли их в соответствии с программой. А уже в мае 1986 года было принято решение провести дополнительные испытания модернизированных автомобилей, на которых были устранены выявленные в ходе предыдущих этапов недостатки. На них завод представил образцы КрАЗ-4Э6315 (6х6) и КрАЗ-5Э6316 (8х8), которые успешно выдержали этот экзамен.
Мертворожденный КРАЗ 6316 (3Э, 4Э, 5Э, 6Э, 7Э)
Предварительные испытания машин по теме «Открытие» были завершены в декабре 1987 года, однако еще до их завершения, в ноябре 1987 года, Минобороны СССР приняло решение о проведении Государственных приемочных испытаний. Однако, тут заводчан подстерегала главная неожиданность — комиссия признала возможным допустить автомобили к приемочным испытаниям с оговоркой — теперь автомобили КрАЗ-6316 должны были быть предъявлены на испытания с кабиной перед двигателем. Как видим, требования к компоновке были существенно изменены, соответственно пришлось перерабатывать компоновку машины — так появилась следующая серия экспериментальных образцов «6Э6316».
Мертворожденный КРАЗ 6316 (3Э, 4Э, 5Э, 6Э, 7Э)
Новая кабина была создана Отделом кузовных бюро и кабин УГК под руководством Б.Г.Болокана. Машины получили новую кабину и форсированный до 420 л.с. двигатель ЯМЗ-8425. Новые грузовики выдержали приемочные испытания, хотя был отмечен ряд недостатков, относящихся в основном к кабине и двигателю, что, в общем-то, неудивительно для недоработанного, только-только построенного, автомобиля с новой кабиной.
Мертворожденный КРАЗ 6316 (3Э, 4Э, 5Э, 6Э, 7Э)
Отметим, что новая трехместная кабина модели «6Э6316» оригинальной конструкции дополнительно могла быть оснащена навесными съемными бронелистами. Лобовое стекло было не цельным, а состояло из трех бронированных «форточек». При этом на опытных образцах реальная броня была заменена ее алюминиевой имитацией толщиной 6мм — это было необходимо для введения в конструкцию кабины точек крепления настоящих бронелистов, предусмотренных измененным военными техзаданием. На кабине, кстати, с целью маскировки появились надписи «Сибирь» и Turbo, что должно было в первую очередь заставлять предполагать о гражданском предназначении автомобиля.
Мертворожденный КРАЗ 6316 (3Э, 4Э, 5Э, 6Э, 7Э)
К декабрю 1988 года приемочные испытания были завершены и все опытные образцы КрАЗ-6315, КрАЗ-6316 и КрАЗ-6010 были переданы НИИ-21 в подмосковных Бронницах. В дальнейшем экспериментальный автомобиль шестого поколения КрАЗ-6Э6316 был передан в распоряжение РВАИ, где и находится до настоящего времени — на фото вверху в среднем ряду.
Мертворожденный КРАЗ 6316 (3Э, 4Э, 5Э, 6Э, 7Э)
В распоряжении же автозавода были оставлены шасси КрАЗ-6Э63161 и КрАЗ-5Э63151 шестой и пятой опытных серий соответственно. Данные машины автозавод должен был довести до полного соответствия требованиям военных. На базе КрАЗ-6Э63161 был создан грузовик седьмой опытной серии КрАЗ-7Э6316, также именовавшийся «Сибирь». От предыдущего поколения он отличался в первую очередь горизонтально расположенным над двигателем радиатором системы охлаждения, который имел вдвое большую площадь охлаждения. Этот радиатор был 5-ти секционным, что повышало его живучесть в боевых условиях — при повреждении одной из секций машина продолжала работу, а секции могли быть заменены независимо одна от другой.
Мертворожденный КРАЗ 6316 (3Э, 4Э, 5Э, 6Э, 7Э)
По окончании заводских испытаний КрАЗ-7Э6316 заводу было предложено устранить вновь отмеченные недостатки и представить доработанную машину на испытания в декабре 1989 года. Однако в ноябре того же года Министерство обороны СССР еще более существенно ужесточило требования к разрабатываемым автомобилям. По сути, заводу предстояло вновь радикально переработать автомобиль, однако распад великого Советского Союза, случившийся в 1991 году поставил крест на дальнейших работах по данному семейству в принципе.
Мертворожденный КРАЗ 6316 (3Э, 4Э, 5Э, 6Э, 7Э)
Один сохранившийся и восстановленный экземпляр КрАЗ-7Э6316 в настоящее время находится в заводском собрании автомобилей ОАО ХК «АвтоКрАЗ». Второй в бронированном исполнении с самоходной установкой «МСТА-К» находится на территории военной части где то в Сибири, и еще два в музее Рязанского военного института.

Мертворожденный КРАЗ 6316 (3Э, 4Э, 5Э, 6Э, 7Э)

Источник: http://truck-auto.info/kraz/315-6316-3ye4ye5ye6ye7ye.html

Подписаться
Уведомить о
guest

15 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account