Мечта японских адмиралов. Проект линкора для замены линкоров типа Фусо капитана Фудзимото.
В предыдущей статье посвящённой нереализованным проектам японских линкоров, я рассказывал о проекте, поданном капитаном Фудзимото на конкурс линкоров А-140 (будущий Ямато). В этой статье я хочу рассказать о, пожалуй, самом известной работе Фудзимото — проекте линкоре для замены линкоров Фусо.
В результате Вашингтонского и последовавшего за ним Лондонского морских соглашений у Японии оставался только один путь к возможному равенству с США — создание кораблей, каждый из которых превосходил бы по боевым качествам одноклассников предполагаемого противника. Вначале японцы рассчитывали создать такой линкор в рамках договорных ограничений.
Поводом для начала работ в 1930 году стала близость предельного срока службы линейных крейсеров типа «Конго» и линкоров типа «Фусо». В соответствии с морскими конвенциями их можно было заменить по истечении 20 лет с момента ввода в строй.
К этому времени японцы уже окончательно остановились на схеме зашиты — «все или ничего», предполагавшей солидное бронирование расположенной в центре корабля цитадели за счет отказа от применения более тонкой бортовой брони в оконечностях и выше главного пояса. Собственно, все отличительные черты такой схемы, впервые введенной американцами на линкорах типа «Невада», уже проявились при проектировании «Нагато» и «Муцу». Такие же идеи закладывались в проекты нереализованных единиц программы «8 + 8».
Проект для замены линкоров «Фусо» составил капитан 1-го ранга Кикуо Фудзимото, занимавший пост главного проектировщика флота. Он являлся сторонником более современного подхода к концепции боевых кораблей основных классов, предусматривающего различные новшества в системе зашиты, не столь «толстой», сколько изощренной. Наиболее интересным отличием проекта Фудзимото являлась потенциальная возможность заменить трехорудийные 410-мм установки главного калибра (ГК) на трехорудийные же 460-мм или на двухорудийные уже совершенного чудовищного 510-мм калибра.
Проект Фудзимото предусматривал цитадель большей протяженности. Так же в бронировании предполагалось использование наклонной внутренней брони — новшества, впервые примененного англичанами на линкорах типа «Нельсон» — единственных кораблях этого класса, построенных в строгом соответствии с Вашингтонскими ограничениями.
Расположение трехорудийных башен главного калибра соответствовало схеме, принятой затем на «Ямато», — две в носу, одна в корме. Проблему среднего калибра Фудзимото попытался решить весьма оригинально: шесть двухорудийных башен располагались в оконечностях корабля, перед носовой и за кормовой башнями главного калибра. Впрочем, подобные схемы в то время были в моде с легкой руки итальянского военно-морского теоретика Де-Фео, предлагавшего вообще размещать две четырехорудийные башни ГК в самом центре корпуса по линейно-монотонной схеме, а зенитную артиллерию и средний калибр — ближе к оконечностям, вне зоны действия дульных газов.
Правда, был и недостаток такого размещения башен противоминного калибра. Дело в том, что они находились вне бронированной цитадели. Что делало их пороховые погреба (к тому же, находившиеся у самых бортов корабля), практически, беззащитным против огня противника.
По проекту, линкор Фудзимото должен был получится длинной 237 м, шириной – 32 м, и иметь осадку – 8,69 м. Проект Фудзимото предполагали установку девяти (3 х 3) 410-мм орудий ГК и двенадцати — шестнадцати 152-мм или 155-мм орудий противоминного калибра, а также восемь 127-мм зенитных орудий. Линкор Фудзимото должен был получиться со стандартным водоизмещением – 35 000 тонн, и полным – 39 250 тонн. На корабле должны были быть установлены четыре турбины по 73 000 л.с. Которое, по расчётам, должны были позволить ему развивать скорость в 26 узлов.
Общее мнение специалистов морского штаба склонялось к принятию проекта Фудзимото, однако, чисто, гипотетически. Главный вывод, сделанный высшими военно-морскими кругами Японии и из опыта проектирования нового линкора, заключался в том, что создать корабль с необходимыми боевыми качествами в рамках договорных ограничений вообще невозможно. Именно поэтому линкор капитана Фудзимото так никогда и не вышел на просторы океанов.
Источник — Кофман В.Л. Японские линкоры Второй мировой. Ямато и Мусаси.