McDonnell Douglas Type A
Предисловие автора: Время закрывать долги.
Если вы думали, что статья для Популярной Механики смогла полностью закрыть тему программы Type A то вы сильно ошибаетесь. К сожалению, из-за ограничения размеров в неё я отобрал только интересные проекты. Кое что осталось «за скобками».
Решил тут попробовать формат статей в ВК, фиг его знает, удобнее или нет вышло. Наверное потом сформирую полную статью-дополнение в ЖЖ. А пока так.
Итак McDonnell Douglas Type A!
Не могла пройти мимо программы Type A и такая крупная авиастроительная фирма как McDonnell Douglas. Изначально для участия в работах они решили особо не умничать и представили доработку уже существующего проекта. McDonnell Douglas Model 260 разрабатывался с начала 70-х годов как универсальный самолёт вертикального взлёта для всех родов войск. Model 260 был создан в Сент-Луисе, в бывшем подразделении McAir. В фюзеляже самолёта предполагалось установить два компактных мотора J97 выступающих в роли газогенераторов для трёх вентиляторов диаметром 1,5 метра, одного горизонтального в носу и двух вертикальных в крупных гондолах над крылом.
В обычном горизонтальном полёте тягу создавали только вертикальные вентиляторы, носовой оставался закрыт створками. При вертикальном взлёте и посадке поток воздуха от вертикальных вентиляторов отклонялся при помощи массивных поворотных сопел на гондолах. В дело так же вступал носовой вентилятор. Для дополнительного охлаждения струи выхлопа и снижения тяги на рулёжке в гондоле были предусмотрены небольшие щели для подсоса воздуха. Схема с тремя вентиляторами с одной стороны обеспечивала высокую стабильность самолёта при вертикальном полёте, а с другой, не создавалась струя горячего выхлопа, способная повредить взлётную площадку или палубу корабля. По заверению разработчиков, при отказе одного двигателя самолёт способен продолжить обычный полёт и совершить контролируемую вертикальную посадку.
Хоть в McDonnell Douglas заявляли о том, что самолёт создаётся для всех родов войск, хорошо видно, что всё равно явно основным заказчиком виделся Флот. Это объясняет такое большое внимание к снижению температуры струи воздуха от вентиляторов. Это было вполне логично, учитывая активные работы Флота над малыми авианосцами в начале 70-х ещё до официального старта программы Type A. Тем не менее в ранних вариантах можно увидеть следы влияния и негласных пожеланий других войск. Например, воздухозаборники для двигателей изначальной располагались не по бокам фюзеляжа а над ним. Такое решение серьёзно снижало опасность попадания мусора и земли в двигатели при действии с неподготовленных площадок, грунтовых и повреждённых аэродромов.
Очень интересным моментом, было то, что кроме создания новой конструкции McDonnell Douglas выдвинуло идею и переоборудования в подобные СВВП и некоторых уже стоящих на вооружении самолётов. И если в случае А-6 Intruder и Т-39 Sabreliner эту идею можно понять, то вот смысл превращения дальнего истребителя перехватчика F-101 Voodoo в медленный дозвуковой СВВП от меня ускользает.
После объявления программы Type A у McDonnell Douglas не заняло много времени полностью доработать проект под требования моряков. Как и некоторые другие участники, в MDD не стали пытаться упихнуть все роли в одну машину или отказать от некоторых ролей. По сути Model 260 был разделён на два подвида с достаточно разными фюзеляжами — грузовой/десантный/заправщик и боевой/патрульный/разведывательный. Так же McDonnell Douglas выполнила требования адмиралов и добавила своему проекту возможность применения ракет «воздух-воздух». Более того в MDD пошли дальше и предложили ещё большую унификацию чем того хотел Флот. У Model 260 был представлен ударный вариант, способный взять на себя задачи поддержки морской пехоты и борьбы с надводными кораблями противника.
Как не странно, главным врагом Model 260 стало то, что этот проект пытался максимально следовать требованиям программы Туре А. В итоге в проекте получилось аж три по сути отдельных родственных самолёта, а не один как хотели военные. Плюс самолёт получился слишком медленный даже для своих задач. Особенно критично это было для противолодочной версии — ведь предполагалось, что подобный самолёт должен очень быстро реагировать на возможное обнаружение подлодок. Любое промедления и подводный ракетоносец просто успеет отстреляться и смысла его топить больше нет. А именно прикрытие США от подобных «убийц городов» и было одной из главных задач флота массовых лёгких авианосцев. В итоге McDonnell Douglas по сути пришлось пойти по пути, обычному для всех остальных участников Туре А. В новом проекте Model 276 перешли к использованию обычных турбовентиляторных двигателей большого диаметра с уже знакомым нам отклоняемым соплом «D-Nozzles». Основная задача самолёт — противолодочная борьба, всё остальное проектируется во вторую очередь. Такой подход был типичен для последних лет программы Туре А, когда стало ясно, что флот похоже немного переоценил необходимость настолько массовой унификации с одной стороны, и когда стало ясно что никаких малых авианосцев не будет и Туре А надо попытаться вписать на палубу «супер-авианосцев» с другой стороны. Фюзеляж унифицированный для всех задач — да так много груза и десанта уже не повозить, но что-то да влезет. Зато скорость возросла почти в два раза.
Model 276 появился под самый занавес Туре А и никаких особых преимуществ перед конкурентами не имел. Не успел он и засветиться в прессе в отличие от своего предка Model 260, о котором пресса писала крайне активно. Неудивительно, что об участии Model 276 в программе Туре А часто забывают даже в профессиональной литературе. Судьба же его сложилась как и у многих других участников Туре А — с закрытием программы все работы по самолёту были немедленно свёрнуты.
Ну и под конец несколько красивых картинок вразнобой
источники: