Статья Петра Самсонова с сайта WARSPOT.
Содержание:
Часто можно встретить заявление, что без западных поставок война на советско-германском фронте могла закончиться ещё в конце 1941 года со сдачей Москвы. Попробуем разобраться, когда боевые машины западных союзников впервые попали в СССР, какие это были танки и как они повлияли на ход боевых действий в критические первые месяцы Великой Отечественной войны.
До ленд-лиза
Для начала стоит разобраться, что такое ленд-лиз и какое отношение он имеет к первым поставкам танков союзников в СССР. Закон под названием «Акт о поддержке обороны Соединённых Штатов» (An Act to Promote the Defense of the United States) был принят 77-м Конгрессом США 11 марта 1941 года. Он давал президенту пока ещё нейтральной страны права передавать оружие, транспорт, инструмент, сырьё, сельскохозяйственное и промышленное имущество любой стране, защиту которой он считал важной для обороны США. Термин «ленд-лиз» пошёл из сокращения текста акта, позволяющего президенту «продавать, передавать, обменивать, сдавать в аренду, давать взаймы и распоряжаться другим образом» вышеупомянутыми товарами — то есть, передавать кому-то оружие даром президент США мог, но это было далеко не единственным вариантом.
Текст акта напрямую не называет никакую страну, оставляя решение, куда поставлять оружие, за президентом. Эта возможность оказалась как нельзя кстати, так как в марте 1941 года никто всерьёз не мог представить, что часть американских поставок пойдёт в СССР. Да, СССР начал получать военную помощь от США и Великобритании почти сразу после нападения немцев, но первые поставки были скорее пробными. В августе 1941 года началась работа над подключением СССР к «полноценному» ленд-лизу, которая 1 октября 1941 года завершилась 1-й Московской конференцией, также известной как «Конференция трёх держав» (Three-Power Conference). Тогда СССР, США и Великобритания договорились о военной взаимопомощи и порядке расчётов за неё, но до этого давать что-то в аренду или взаймы никто Советскому Союзу не собирался. Ранние поставки в СССР ленд-лизом не являлись, Советский Союз их оплачивал, и первые танки и самолёты, присланные на советско-германский фронт новыми союзниками, были действительно на вес золота.
Первые поставки танков начались до Московской конференции. Уже в сентябре СССР получил первые достоверные данные о характеристиках британских машин — лёгких Mk.VI и Mk.VII («Тетрарх»), пехотных Mk.II («Матильда»), Mk.III («Валентайн») и Mk.IV («Черчилль»), а также крейсерских Mk.I, Mk.II, и Mk.III. Крейсерские машины англичан советским танкистам не понравились — даже самые современные их машины этого класса оказались хуже советских БТ-7. Из лёгких танков какой-либо интерес представлял лишь «Тетрарх». Пехотные танки больше удовлетворяли требованиям, но в 1941 году британцы отказались поставлять «Черчилли», ссылаясь на то, что потерянные на востоке танки выдадут секреты новой машины немцам. Остались лишь «Матильда» и «Валентайн».
Количество отправленных новому союзнику танков было значительным: до ноября 1941 года Великобритания выделила СССР 440 машин (20 «Тетрархов», 235 собственных и 12 канадских «Валентайнов», а также 170 «Матильд»). Ещё 187 танков выделили в ноябре (30 канадских и 75 британских «Валентайнов», 82 «Матильды»), а 250 — в декабре (55 канадских и 45 британских «Валентайнов», 150 «Матильд»). Таким образом, всего для первых поставок в СССР было выделено британских 877 танков. Это было меньше, чем обещанные изначально 500 танков в месяц, но процесс начался.
Так сложилось, что «Тетрархов» в СССР попало всего 20 штук, прибыли они в конце декабря южным маршрутом, и в битве за Москву не участвовали. Пехотные же танки послали гораздо раньше. Конвой PQ-1 с первыми 20 танками отправился в Архангельск 29 сентября, PQ-2 вышел в море 13 октября. К 30 октября в СССР уже находилось 49 «Матильд» и 84 «Валентайна», а всего к концу года Великобритания поставила в СССР 316 машин: 145 «Матильд» и 216 «Валентайнов».
Естественно, прибывшие в Архангельск танки далеко не сразу попадали в войска. Машинам надо было пройти приёмку (множество танков либо были повреждены в пути, либо прибыли без полного комплекта принадлежностей), требовалось обучить экипажи, перевести инструкции, и т.д. Процедуры эти были весьма болезненные, и первые танки худо-бедно, но попали в строевые части лишь к концу ноября — началу декабря 1941 года. При этом речь идёт даже не о всех 300 танках, а об одиночных ротах или батальонах. Лишних танков на фронте не бывает, но говорить о том, что западные поставки спасли Москву, не приходится. Британские танки прибыли слишком поздно и их было слишком мало чтобы значительно повлиять на оборону столицы. Американских танков тут не было вовсе, те начали прибывать лишь под самый конец 1941 года.
Первая капля на гребне волны
146-я танковая бригада была среди первых соединений и частей, получивших импортные танки. В связи с тревожной обстановкой под Москвой бригада формировалась в спешке. 20 ноября, примерно месяц после формирования, 137-й и 139-й танковые батальоны бригады получили свою матчасть: по 21 «Валентайн» и 10 Т-60. 138-й батальон матчасть вовремя не получил и поэтому был оставлен в Москве. Уже в 4:00 20 ноября бригада получила приказ выступить к Истре и войти в подчинение Западного фронта. К утру 21 ноября танковые батальоны уже находились восточнее Истры к северу и югу от Волоколамского шоссе. Весь день бригада искала 18-ю и 78-ю сд, которые им было приказано поддерживать. К 22:00 дивизии были найдены. Оказалось, что положение на фронте тяжёлое, и 78-я сд даже оказалась в полуокружении.
Рота «Валентайнов» (в документах танки называются «Валентин») 137-го тб помогла пехоте выйти из кольца. На следующий день пришлось отбивать немецкие атаки у Коммуны и Петрово. 23 ноября командующий фронтом дал приказ установить танки в три противотанковых района (у населённых пунктов Коммуны, Бараки и Петровское), однако, как это часто бывало в 1941 году, командир 108-й сд выдернул три танка из засад у Петровского для того, чтобы атаковать немцев в районе Лукино.
Атака была организована плохо, и пехота за танками не пошла. Машины вернулись в Петровское, но командир снова послал их в бой без поддержки, из-за чего один танк был потерян, а второй повреждён. Танки показывали себя хорошо, когда их применяли массово, особенно из засад, но общевойсковые командиры продолжали дробить бригаду на части. 22 ноября 139-й тб был изъят из бригады полностью и отправлен в личное распоряжение Рокоссовского. Взамен бригада 8 декабря получила 55-й тб с отечественными Т-34 и Т-60, а также «довольно потрёпанной матчастью и, не в пример другим частям, разболтанным личным составом».
Документы 146-й тбр положительно отзывались о действии «Валентайнов» зимой. Жалоб на импортную матчасть не было. Командир бригады докладывал что Т-34 и «Валентайны» могут преодолеть снежный покров глубиной до 1 метра, а вот Т-60 в такой ситуации небоеспособны. «Валентайны» легко управлялись, двигались бесшумно, и расходовали горючее экономно. Даже действуя зимой, танк заводился легко. Орудие работало безотказно, и броня надёжно защищала от немецких снарядов, хотя слабые места, несомненно, были. Среди недостатков машины также была низкая скорость, слабый мотор, малый запас хода, малый боекомплект без осколочно-фугасных снарядов, и ненадёжный пулемёт.
138-й батальон всё-таки получил свою матчасть: 15 «Матильд», 6 «Валентайнов», и 10 Т-60. 26 ноября 1941 года батальон был придан 7-й гв.сд. Дивизия в тот момент прибыла на новые позиции, и 138-й батальон вместе со 159-м гв.сп и 219-м гап сосредоточился на рубеже Бухарово, Ложки, Гончары, Жуково северо-западнее Зеленограда. Воевать пополнению пришлось почти сразу. В тот же день немцы несколько раз атаковали позиции 159-го гв.сп пехотой и танками. Атаки были успешно отбиты. На следующий день стрелковый полк с приданным танковым батальоном вёл бой за Есимово, отражая немецкие контратаки и неся большие потери. 159-й гв.сп потерял здесь за 27-29 ноября 202 человек убитыми и 355 ранеными. Опыт эксплуатации иностранных танков ни полк, ни дивизия не зафиксировали.
Иномарки также воевали в 131-м и 136-и отдельных танковых батальонах. На 5 декабря у 131-го батальона было 5 КВ и 18 «Валентайнов». 18 декабря 131-й отдельный танковый батальон был придан 112-й танковой дивизии, к тому времени в строю оставалось лишь один КВ и 8 «танков английских». Дивизия в то время была расположена у города Дубна Тульской области. Увы, упоминаний каких-то особенностей эксплуатации «Валентайнов» в документах дивизии автор не встречал.
136-й отб был довольно разношёрстным: в него вошли 10 Т-34, 10 Т-60, 9 «Валентайнов» и 3 «Матильды». 4 декабря батальон вступил в состав 5-й танковой бригады, которая в то время находилась в районе Таширово, северо-западнее Наро-Фоминска. К тому времени из иномарок в строю оставалось лишь 3 «Матильды». 5-я тбр тоже оказалась неоднородной. Включая пополнение, в бригаду входило 6 танков КВ, 15 Т-34, 3 БТ-7, 2 Т-60, один Т-40, и вышеупомянутые британские танки.
Ждать боя долго не пришлось. В ночь на 7 декабря бригада получила приказ уничтожить прорвавшегося противника на участке 222-й сд, после чего вернулась на свои позиции. Особой активности на этом участке фронта не наблюдалось. Тем не менее, 136-й тбр терял машины из-за технических неисправностей. Первая «Матильда» попала на СПАМ 11 декабря, остальные — 15-го. Совмещение неопытных экипажей и далеко не самых надёжных танков великих побед не сулило. Интересно, что в списках боеспособных танков тут и там мелькает лишь один «Валентайн». Вероятно, более лёгкие машины в руках советских танкистов надёжностью тоже не отличались.
Среди танковых батальонов Западного фронта произошла рокировка. Для поддержки грядущего контрнаступления 136-й тбр перевели в подчинение 329-й стрелковой дивизии 5-й армии атакующей севернее. В докладе об использовании танков в ноябре-декабре 1941 года «Матильды» не упоминаются вообще, видимо те три танка так и остались на СПАМе. Однако, действия «Валентайнов» в 136 отб описаны. По словам доклада отставших при езде по снегу танков этого типа не было. Снегоходность «Валентайна» в докладе хвалили. По словам автора, Т-34, КВ, и «МК-3 английский» могли ездить по снежному покрову глубиной до 80 см, в то время как для других танков (Т-30, Т-40, Т-60) 30-40 см было пределом.
При морозе у 2-фунтовки наблюдался недокат при первых 5-6 выстрелах. Из-за неправильной сборки 7% снарядов ещё давали осечки. Зимой «Валентайн» жёг 30-35 кг горючего в день для прогрева, больше Т-30 и Т-40 (20-25 кг) но меньше чем Т-60 (35-40 кг).
Надёжность британских танков всё-таки оставляла желать лучшего. К началу 1942 года 136-й отдельный танковый батальон, к этому времени включённый в состав 20-й танковой бригады, имел лишь 2 «Валентайна» и один Т-60. 7 января один «Валентайн» был потерян из-за технической неисправности. 20 января бросили и второй. В документах 20-й тбр есть дополнительная характеристика импортных машин при езде зимой. По их мнению, «Валентайны» и «Матильды» могли ездить по снегу 60-80 см глубиной, лишь следуя по дороге, проложенной Т-34. Также двигаться по колее среднего танка могли Т-26. Малые танки в таких условиях воевать не могли совсем.
К концу года также сформировались 170-й и 171-й отдельные танковые батальоны. У 171-го в наличии находилось 12 «Матильд» (6 с радиостанцией), 9 «Валентайнов» (все 9 с радиостанцией), и 10 Т-60. Машины разбивались по типам: 1-я рота «Матильды», 2-я — «Валентайны», 3-я — Т-60. Из личного состава экипажи «Матильд» имели лишь 10-дневную подготовку, экипажи «Валентайнов» обучены не были. 170-й и 171-й отб были включены в состав Северо-Западного Фронта 20 декабря 1941 года, где они воевали вместе с 4-й ударной армией. Здесь ещё до начала боевых действий 170-й отб дал отчёт о 7 «Матильд» в строю наряду с 9 «Валентайнами» и 10 Т-60 — видимо, неопытные механики-водители всё-таки испортили несколько танков до боя.
12 декабря была сформирована 23-я танковая бригада, для её укомплектования 14 декабря прибыл 132 отб с «двумя ротами английских танков и ротой танков Т-60». Уже 15 декабря бригада пошла в бой поддерживая 133-ю сд 49-й армии в районе Серпухова. Здесь Т-60 проявили, возможно, единственное превосходство над британскими машинами: 6-тонный малый танк мог пройти по льду там, где 16-тонные «Валентайны» и 25-тонные «Матильды» могли утонуть. Несмотря на раздёргивание рот на раздельные машины общевойсковыми командирами, бригада воевала вполне успешно. Командиру бригады английские машины понравились. Полковник Белов в докладе о боевых действиях конца декабря 1941 года писал «Английский танк как по огню, а также по манёвренности — ХОРОШИЙ ТАНК, но имеет недостаток т.е. большое скольжение гусениц даже на малых подъёмах». По словам полковника Белова, экипажи хорошо справлялись с управлением танков, несмотря на короткий срок обучения.
О действиях британских машин Белов даже составил целый доклад, который 2 января 1942 года послал начальнику автобронетанковых войск 49-й армии. Тема езды по снегу была раскрыта полностью. По словам Белова, по колее проложенной гужевым транспортом «Валентайн», «Матильда», и Т-60 шли хорошо. При снежном покрове глубиной 40-45 см вне дорог «Матильда» шла на 3-й передаче, а «Валентайн» на 1-2 передачах, что было равно скорости 5-6 км/ч. Т-60 без посторонней помощи по такой местности уже пройти не мог. Белов советовал пускать танки лесом, так как там глубина сугробов не превышала 25-30 см.
Из-за отсутствия шпор на траках «Валентайн» и «Матильда» могли ехать по обледенелым склонам крутизной 20-25 градусов с трудом, но Т-60 с такими подъёмами не справлялся совсем. Пределом для этих танков были склоны крутизной в 15-20 градусов. При крутизне склона в 30-35 градусов Т-60 могли спускаться по нему зигзагами.
В отличие от подвижности машин, вооружение высоких оценок не удостоилось. Пушки работали безотказно, но отсутствие осколочно-фугасных снарядов не позволяло эффективно бороться с артиллерией и пехотой противника, а пулемёты постоянно клинило из-за перекоса лент.
На прогрев «Матильды» требовалось 100-120 литров горючего в сутки, «Валентайна» — 80-90 литров, а Т-60 — 70-80. Танки использовали отечественное дизельное топливо и масло М3С. Белов отмечал, что частый прогрев машин тратил драгоценный ресурс двигателей, и если с Т-60 ещё можно было что-то поделать, то отсутствие даже руководства по ремонту зарубежных машин существенно усложняло ремонт.
Несмотря на спешную организацию танковых частей с зарубежными танками и предельно короткими курсами обучения, машины попадали на фронт полтора-два месяца спустя прибытия в СССР. Это значило что танки которые начали прибывать лишь в середине октября просто-напросто не успели к оборонительной фазе битвы за Москву. Этих машин на фронте было очень мало, и сложно сказать, что они могли оказать серьёзное влияние на оборону столицы.
Однако, совсем бесполезными эти поставки считать тоже не стоит. Там, где машины всё-таки были, лишними они не оказались. Любители бронетанковой техники часто ругают «Матильды» и «Валентайны» за низкие характеристики. И правда, рядом с Т-34 или КВ-1 британские пехотные танки выглядят довольно бледно. Специфика театра военных действий тоже играла против этих машин. Танки размораживались ещё в пути, а попавшие на фронт машины плохо действовали в глубоком снегу и на обледенелых косогорах. Куда им тягаться с Т-34, который как ласточка парил над снегом? Но такое сравнение характеристик «на бумаге» не отражает реальность.
Взамен «Матильды» или «Валентайна» советские танкисты, как правило, могли рассчитывать не на Т-34 или КВ, а в лучшем случае Т-40, Т-30, или Т-60, которые в глубоком снегу и на льду вели себя куда хуже иномарок. Высокой скоростью советские малые танки похвастаться тоже не могли. Выигрывали «Матильда» и «Валентайн» по бронированию и вооружению, хотя отсутствие осколочно-фугасных снарядов у 2-фунтовок конечно было существенным минусом. Ещё одним недостатком была низкая квалификация экипажей, но подготовка танкистов тогда хромала как и для отечественных, так и для зарубежных танков. В общем, даже если «Матильды» и «Валентайны» имели свои недостатки, то альтернатива была ещё хуже. Первые зарубежные танки хоть и не успели к обороне Москвы, но всё равно пришли как раз кстати.
Эти машины были лишь первыми из потока импортной техники. Крупные поставки начались зимой-весной 1942 года, и местами (особенно на Северном Кавказе) иностранные машины даже оказались более многочисленными, чем советские. Всего в СССР прибыло свыше 4000 «Матильд» и «Валентайнов». По мере насыщения войск танками Т-34 и КВ их превосходство над среднестатистическим советским танком убывало, да и почти четыре тысячи «Шерманов» полученных от США оказались куда более полезным грузом, но зимой 1941-1942 гг. это были весьма современные и полезные боевые машины.
Источники и литература
- U.S. Statutes at Large, Volume 55 (1941-1942), 77th Congress, Session 1.
- Wartime International Agreements. Soviet Supply Protocols. Department of State Publication 2759, European Series 22.
- Архив Canadian Military Headquarters, London (1939–1947), RG 24 C 2
- Национальный архив Великобритании (The National Archives)
- Михаил Барятинский, Танки ленд-лиза в бою
- ЦАМО
- http://tankfront.ru
источник: https://warspot.ru/20687-matildy-i-valentayny-na-ves-zolota