«Матильды» и «Валентайны» на вес золота

17
«Матильды» и «Валентайны» на вес золота

«Матильды» и «Валентайны» на вес золота

Статья Петра Самсонова с сайта WARSPOT.

Содержание:

Часто можно встретить заявление, что без западных поставок война на советско-германском фронте могла закончиться ещё в конце 1941 года со сдачей Москвы. Попробуем разобраться, когда боевые машины западных союзников впервые попали в СССР, какие это были танки и как они повлияли на ход боевых действий в критические первые месяцы Великой Отечественной войны.

До ленд-лиза

Для начала стоит разобраться, что такое ленд-лиз и какое отношение он имеет к первым поставкам танков союзников в СССР. Закон под названием «Акт о поддержке обороны Соединённых Штатов» (An Act to Promote the Defense of the United States) был принят 77-м Конгрессом США 11 марта 1941 года. Он давал президенту пока ещё нейтральной страны права передавать оружие, транспорт, инструмент, сырьё, сельскохозяйственное и промышленное имущество любой стране, защиту которой он считал важной для обороны США. Термин «ленд-лиз» пошёл из сокращения текста акта, позволяющего президенту «продавать, передавать, обменивать, сдавать в аренду, давать взаймы и распоряжаться другим образом» вышеупомянутыми товарами — то есть, передавать кому-то оружие даром президент США мог, но это было далеко не единственным вариантом.

«Матильды» с надписью «В Россию» на борту

«Матильды» с надписью «В Россию» на борту

Британские работницы наносят лозунг «Привет нашим союзникам в СССР» на борт «Матильды»

Британские работницы наносят лозунг «Привет нашим союзникам в СССР» на борт «Матильды»

Текст акта напрямую не называет никакую страну, оставляя решение, куда поставлять оружие, за президентом. Эта возможность оказалась как нельзя кстати, так как в марте 1941 года никто всерьёз не мог представить, что часть американских поставок пойдёт в СССР. Да, СССР начал получать военную помощь от США и Великобритании почти сразу после нападения немцев, но первые поставки были скорее пробными. В августе 1941 года началась работа над подключением СССР к «полноценному» ленд-лизу, которая 1 октября 1941 года завершилась 1-й Московской конференцией, также известной как «Конференция трёх держав» (Three-Power Conference). Тогда СССР, США и Великобритания договорились о военной взаимопомощи и порядке расчётов за неё, но до этого давать что-то в аренду или взаймы никто Советскому Союзу не собирался. Ранние поставки в СССР ленд-лизом не являлись, Советский Союз их оплачивал, и первые танки и самолёты, присланные на советско-германский фронт новыми союзниками, были действительно на вес золота.

Торжественная церемония отправки первых «Валентайнов» в СССР

Торжественная церемония отправки первых «Валентайнов» в СССР

Ещё один украшенный танк. Плакат гласит: «Вся помощь России, немедленно!»

Ещё один украшенный танк. Плакат гласит: «Вся помощь России, немедленно!»

Первые поставки танков начались до Московской конференции. Уже в сентябре СССР получил первые достоверные данные о характеристиках британских машин — лёгких Mk.VI и Mk.VII («Тетрарх»), пехотных Mk.II («Матильда»), Mk.III («Валентайн») и Mk.IV («Черчилль»), а также крейсерских Mk.I, Mk.II, и Mk.III. Крейсерские машины англичан советским танкистам не понравились — даже самые современные их машины этого класса оказались хуже советских БТ-7. Из лёгких танков какой-либо интерес представлял лишь «Тетрарх». Пехотные танки больше удовлетворяли требованиям, но в 1941 году британцы отказались поставлять «Черчилли», ссылаясь на то, что потерянные на востоке танки выдадут секреты новой машины немцам. Остались лишь «Матильда» и «Валентайн».

Количество отправленных новому союзнику танков было значительным: до ноября 1941 года Великобритания выделила СССР 440 машин (20 «Тетрархов», 235 собственных и 12 канадских «Валентайнов», а также 170 «Матильд»). Ещё 187 танков выделили в ноябре (30 канадских и 75 британских «Валентайнов», 82 «Матильды»), а 250 — в декабре (55 канадских и 45 британских «Валентайнов», 150 «Матильд»). Таким образом, всего для первых поставок в СССР было выделено британских 877 танков. Это было меньше, чем обещанные изначально 500 танков в месяц, но процесс начался.

Так сложилось, что «Тетрархов» в СССР попало всего 20 штук, прибыли они в конце декабря южным маршрутом, и в битве за Москву не участвовали. Пехотные же танки послали гораздо раньше. Конвой PQ-1 с первыми 20 танками отправился в Архангельск 29 сентября, PQ-2 вышел в море 13 октября. К 30 октября в СССР уже находилось 49 «Матильд» и 84 «Валентайна», а всего к концу года Великобритания поставила в СССР 316 машин: 145 «Матильд» и 216 «Валентайнов».

Разгрузка «Валентайнов» и «Матильд» в Архангельске

Разгрузка «Валентайнов» и «Матильд» в Архангельске

Естественно, прибывшие в Архангельск танки далеко не сразу попадали в войска. Машинам надо было пройти приёмку (множество танков либо были повреждены в пути, либо прибыли без полного комплекта принадлежностей), требовалось обучить экипажи, перевести инструкции, и т.д. Процедуры эти были весьма болезненные, и первые танки худо-бедно, но попали в строевые части лишь к концу ноября — началу декабря 1941 года. При этом речь идёт даже не о всех 300 танках, а об одиночных ротах или батальонах. Лишних танков на фронте не бывает, но говорить о том, что западные поставки спасли Москву, не приходится. Британские танки прибыли слишком поздно и их было слишком мало чтобы значительно повлиять на оборону столицы. Американских танков тут не было вовсе, те начали прибывать лишь под самый конец 1941 года.

Первая капля на гребне волны

146-я танковая бригада была среди первых соединений и частей, получивших импортные танки. В связи с тревожной обстановкой под Москвой бригада формировалась в спешке. 20 ноября, примерно месяц после формирования, 137-й и 139-й танковые батальоны бригады получили свою матчасть: по 21 «Валентайн» и 10 Т-60. 138-й батальон матчасть вовремя не получил и поэтому был оставлен в Москве. Уже в 4:00 20 ноября бригада получила приказ выступить к Истре и войти в подчинение Западного фронта. К утру 21 ноября танковые батальоны уже находились восточнее Истры к северу и югу от Волоколамского шоссе. Весь день бригада искала 18-ю и 78-ю сд, которые им было приказано поддерживать. К 22:00 дивизии были найдены. Оказалось, что положение на фронте тяжёлое, и 78-я сд даже оказалась в полуокружении.

Рота «Валентайнов» (в документах танки называются «Валентин») 137-го тб помогла пехоте выйти из кольца. На следующий день пришлось отбивать немецкие атаки у Коммуны и Петрово. 23 ноября командующий фронтом дал приказ установить танки в три противотанковых района (у населённых пунктов Коммуны, Бараки и Петровское), однако, как это часто бывало в 1941 году, командир 108-й сд выдернул три танка из засад у Петровского для того, чтобы атаковать немцев в районе Лукино.

Атака была организована плохо, и пехота за танками не пошла. Машины вернулись в Петровское, но командир снова послал их в бой без поддержки, из-за чего один танк был потерян, а второй повреждён. Танки показывали себя хорошо, когда их применяли массово, особенно из засад, но общевойсковые командиры продолжали дробить бригаду на части. 22 ноября 139-й тб был изъят из бригады полностью и отправлен в личное распоряжение Рокоссовского. Взамен бригада 8 декабря получила 55-й тб с отечественными Т-34 и Т-60, а также «довольно потрёпанной матчастью и, не в пример другим частям, разболтанным личным составом».

Документы 146-й тбр положительно отзывались о действии «Валентайнов» зимой. Жалоб на импортную матчасть не было. Командир бригады докладывал что Т-34 и «Валентайны» могут преодолеть снежный покров глубиной до 1 метра, а вот Т-60 в такой ситуации небоеспособны. «Валентайны» легко управлялись, двигались бесшумно, и расходовали горючее экономно. Даже действуя зимой, танк заводился легко. Орудие работало безотказно, и броня надёжно защищала от немецких снарядов, хотя слабые места, несомненно, были. Среди недостатков машины также была низкая скорость, слабый мотор, малый запас хода, малый боекомплект без осколочно-фугасных снарядов, и ненадёжный пулемёт.

Немецкий Pz.Kpfw.II проезжает мимо подбитого «Валентайна» у Истры

Немецкий Pz.Kpfw.II проезжает мимо подбитого «Валентайна» у Истры

138-й батальон всё-таки получил свою матчасть: 15 «Матильд», 6 «Валентайнов», и 10 Т-60. 26 ноября 1941 года батальон был придан 7-й гв.сд. Дивизия в тот момент прибыла на новые позиции, и 138-й батальон вместе со 159-м гв.сп и 219-м гап сосредоточился на рубеже Бухарово, Ложки, Гончары, Жуково северо-западнее Зеленограда. Воевать пополнению пришлось почти сразу. В тот же день немцы несколько раз атаковали позиции 159-го гв.сп пехотой и танками. Атаки были успешно отбиты. На следующий день стрелковый полк с приданным танковым батальоном вёл бой за Есимово, отражая немецкие контратаки и неся большие потери. 159-й гв.сп потерял здесь за 27-29 ноября 202 человек убитыми и 355 ранеными. Опыт эксплуатации иностранных танков ни полк, ни дивизия не зафиксировали.

Иномарки также воевали в 131-м и 136-и отдельных танковых батальонах. На 5 декабря у 131-го батальона было 5 КВ и 18 «Валентайнов». 18 декабря 131-й отдельный танковый батальон был придан 112-й танковой дивизии, к тому времени в строю оставалось лишь один КВ и 8 «танков английских». Дивизия в то время была расположена у города Дубна Тульской области. Увы, упоминаний каких-то особенностей эксплуатации «Валентайнов» в документах дивизии автор не встречал.

136-й отб был довольно разношёрстным: в него вошли 10 Т-34, 10 Т-60, 9 «Валентайнов» и 3 «Матильды». 4 декабря батальон вступил в состав 5-й танковой бригады, которая в то время находилась в районе Таширово, северо-западнее Наро-Фоминска. К тому времени из иномарок в строю оставалось лишь 3 «Матильды». 5-я тбр тоже оказалась неоднородной. Включая пополнение, в бригаду входило 6 танков КВ, 15 Т-34, 3 БТ-7, 2 Т-60, один Т-40, и вышеупомянутые британские танки.

Советские танкисты изучают «Валентайн»

Советские танкисты изучают «Валентайн»

Ждать боя долго не пришлось. В ночь на 7 декабря бригада получила приказ уничтожить прорвавшегося противника на участке 222-й сд, после чего вернулась на свои позиции. Особой активности на этом участке фронта не наблюдалось. Тем не менее, 136-й тбр терял машины из-за технических неисправностей. Первая «Матильда» попала на СПАМ 11 декабря, остальные — 15-го. Совмещение неопытных экипажей и далеко не самых надёжных танков великих побед не сулило. Интересно, что в списках боеспособных танков тут и там мелькает лишь один «Валентайн». Вероятно, более лёгкие машины в руках советских танкистов надёжностью тоже не отличались.

Среди танковых батальонов Западного фронта произошла рокировка. Для поддержки грядущего контрнаступления 136-й тбр перевели в подчинение 329-й стрелковой дивизии 5-й армии атакующей севернее. В докладе об использовании танков в ноябре-декабре 1941 года «Матильды» не упоминаются вообще, видимо те три танка так и остались на СПАМе. Однако, действия «Валентайнов» в 136 отб описаны. По словам доклада отставших при езде по снегу танков этого типа не было. Снегоходность «Валентайна» в докладе хвалили. По словам автора, Т-34, КВ, и «МК-3 английский» могли ездить по снежному покрову глубиной до 80 см, в то время как для других танков (Т-30, Т-40, Т-60) 30-40 см было пределом.

При морозе у 2-фунтовки наблюдался недокат при первых 5-6 выстрелах. Из-за неправильной сборки 7% снарядов ещё давали осечки. Зимой «Валентайн» жёг 30-35 кг горючего в день для прогрева, больше Т-30 и Т-40 (20-25 кг) но меньше чем Т-60 (35-40 кг).

«Валентайн» в характерном камуфляже зимы 1941-1942 гг. Издалека белая краска, нанесённая сеткой поверх базового защитного цвета, казалась серой и разбивала силуэт машины

«Валентайн» в характерном камуфляже зимы 1941-1942 гг. Издалека белая краска, нанесённая сеткой поверх базового защитного цвета, казалась серой и разбивала силуэт машины

Надёжность британских танков всё-таки оставляла желать лучшего. К началу 1942 года 136-й отдельный танковый батальон, к этому времени включённый в состав 20-й танковой бригады, имел лишь 2 «Валентайна» и один Т-60. 7 января один «Валентайн» был потерян из-за технической неисправности. 20 января бросили и второй. В документах 20-й тбр есть дополнительная характеристика импортных машин при езде зимой. По их мнению, «Валентайны» и «Матильды» могли ездить по снегу 60-80 см глубиной, лишь следуя по дороге, проложенной Т-34. Также двигаться по колее среднего танка могли Т-26. Малые танки в таких условиях воевать не могли совсем.

К концу года также сформировались 170-й и 171-й отдельные танковые батальоны. У 171-го в наличии находилось 12 «Матильд» (6 с радиостанцией), 9 «Валентайнов» (все 9 с радиостанцией), и 10 Т-60. Машины разбивались по типам: 1-я рота «Матильды», 2-я — «Валентайны», 3-я — Т-60. Из личного состава экипажи «Матильд» имели лишь 10-дневную подготовку, экипажи «Валентайнов» обучены не были. 170-й и 171-й отб были включены в состав Северо-Западного Фронта 20 декабря 1941 года, где они воевали вместе с 4-й ударной армией. Здесь ещё до начала боевых действий 170-й отб дал отчёт о 7 «Матильд» в строю наряду с 9 «Валентайнами» и 10 Т-60 — видимо, неопытные механики-водители всё-таки испортили несколько танков до боя.

«Матильды» 170-го танкового батальона. Машины были далеко не так беспомощны в снегу, как часто рассказывают, но всё-таки сцепление гусениц с обледенелым грунтом было плохим

«Матильды» 170-го танкового батальона. Машины были далеко не так беспомощны в снегу, как часто рассказывают, но всё-таки сцепление гусениц с обледенелым грунтом было плохим

12 декабря была сформирована 23-я танковая бригада, для её укомплектования 14 декабря прибыл 132 отб с «двумя ротами английских танков и ротой танков Т-60». Уже 15 декабря бригада пошла в бой поддерживая 133-ю сд 49-й армии в районе Серпухова. Здесь Т-60 проявили, возможно, единственное превосходство над британскими машинами: 6-тонный малый танк мог пройти по льду там, где 16-тонные «Валентайны» и 25-тонные «Матильды» могли утонуть. Несмотря на раздёргивание рот на раздельные машины общевойсковыми командирами, бригада воевала вполне успешно. Командиру бригады английские машины понравились. Полковник Белов в докладе о боевых действиях конца декабря 1941 года писал «Английский танк как по огню, а также по манёвренности — ХОРОШИЙ ТАНК, но имеет недостаток т.е. большое скольжение гусениц даже на малых подъёмах». По словам полковника Белова, экипажи хорошо справлялись с управлением танков, несмотря на короткий срок обучения.

О действиях британских машин Белов даже составил целый доклад, который 2 января 1942 года послал начальнику автобронетанковых войск 49-й армии. Тема езды по снегу была раскрыта полностью. По словам Белова, по колее проложенной гужевым транспортом «Валентайн», «Матильда», и Т-60 шли хорошо. При снежном покрове глубиной 40-45 см вне дорог «Матильда» шла на 3-й передаче, а «Валентайн» на 1-2 передачах, что было равно скорости 5-6 км/ч. Т-60 без посторонней помощи по такой местности уже пройти не мог. Белов советовал пускать танки лесом, так как там глубина сугробов не превышала 25-30 см.

Из-за отсутствия шпор на траках «Валентайн» и «Матильда» могли ехать по обледенелым склонам крутизной 20-25 градусов с трудом, но Т-60 с такими подъёмами не справлялся совсем. Пределом для этих танков были склоны крутизной в 15-20 градусов. При крутизне склона в 30-35 градусов Т-60 могли спускаться по нему зигзагами.

«Валентайн» в засаде, зима 1941-1942 гг.

«Валентайн» в засаде, зима 1941-1942 гг.

В отличие от подвижности машин, вооружение высоких оценок не удостоилось. Пушки работали безотказно, но отсутствие осколочно-фугасных снарядов не позволяло эффективно бороться с артиллерией и пехотой противника, а пулемёты постоянно клинило из-за перекоса лент.

На прогрев «Матильды» требовалось 100-120 литров горючего в сутки, «Валентайна» — 80-90 литров, а Т-60 — 70-80. Танки использовали отечественное дизельное топливо и масло М3С. Белов отмечал, что частый прогрев машин тратил драгоценный ресурс двигателей, и если с Т-60 ещё можно было что-то поделать, то отсутствие даже руководства по ремонту зарубежных машин существенно усложняло ремонт.

Несмотря на спешную организацию танковых частей с зарубежными танками и предельно короткими курсами обучения, машины попадали на фронт полтора-два месяца спустя прибытия в СССР. Это значило что танки которые начали прибывать лишь в середине октября просто-напросто не успели к оборонительной фазе битвы за Москву. Этих машин на фронте было очень мало, и сложно сказать, что они могли оказать серьёзное влияние на оборону столицы.

«Матильда» в зимнем камуфляже. На заднем плане виден ещё один такой танк

«Матильда» в зимнем камуфляже. На заднем плане виден ещё один такой танк

Однако, совсем бесполезными эти поставки считать тоже не стоит. Там, где машины всё-таки были, лишними они не оказались. Любители бронетанковой техники часто ругают «Матильды» и «Валентайны» за низкие характеристики. И правда, рядом с Т-34 или КВ-1 британские пехотные танки выглядят довольно бледно. Специфика театра военных действий тоже играла против этих машин. Танки размораживались ещё в пути, а попавшие на фронт машины плохо действовали в глубоком снегу и на обледенелых косогорах. Куда им тягаться с Т-34, который как ласточка парил над снегом? Но такое сравнение характеристик «на бумаге» не отражает реальность.

Взамен «Матильды» или «Валентайна» советские танкисты, как правило, могли рассчитывать не на Т-34 или КВ, а в лучшем случае Т-40, Т-30, или Т-60, которые в глубоком снегу и на льду вели себя куда хуже иномарок. Высокой скоростью советские малые танки похвастаться тоже не могли. Выигрывали «Матильда» и «Валентайн» по бронированию и вооружению, хотя отсутствие осколочно-фугасных снарядов у 2-фунтовок конечно было существенным минусом. Ещё одним недостатком была низкая квалификация экипажей, но подготовка танкистов тогда хромала как и для отечественных, так и для зарубежных танков. В общем, даже если «Матильды» и «Валентайны» имели свои недостатки, то альтернатива была ещё хуже. Первые зарубежные танки хоть и не успели к обороне Москвы, но всё равно пришли как раз кстати.

Тот же танк с другого ракурса

Тот же танк с другого ракурса

Эти машины были лишь первыми из потока импортной техники. Крупные поставки начались зимой-весной 1942 года, и местами (особенно на Северном Кавказе) иностранные машины даже оказались более многочисленными, чем советские. Всего в СССР прибыло свыше 4000 «Матильд» и «Валентайнов». По мере насыщения войск танками Т-34 и КВ их превосходство над среднестатистическим советским танком убывало, да и почти четыре тысячи «Шерманов» полученных от США оказались куда более полезным грузом, но зимой 1941-1942 гг. это были весьма современные и полезные боевые машины.

Источники и литература

    1. U.S. Statutes at Large, Volume 55 (1941-1942), 77th Congress, Session 1.
    2. Wartime International Agreements. Soviet Supply Protocols. Department of State Publication 2759, European Series 22.
    3. Архив Canadian Military Headquarters, London (1939–1947), RG 24 C 2
    4. Национальный архив Великобритании (The National Archives)
    5. Михаил Барятинский, Танки ленд-лиза в бою
    6. ЦАМО
    7. http://tankfront.ru

источник: https://warspot.ru/20687-matildy-i-valentayny-na-ves-zolota

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account