В 1865 году шведский морской министр Б. фон Платен (Baltzar Julius Ernst von Platen; 1804–1875) убедил прижимистый Риксдаг Швеции в необходимости иметь специальные корабли для действия во внутренних водах с целью артиллерийской поддержки и защиты флангов шведских крепостей.
Для этого решили построить десять небольших мониторов, способных действовать на мелководье, а главное, свободно перемещаться в системе Гёта-канала (Göta kanal), связывающего Гётеборг на Западном побережье пролива Каттегат и Сёдерчёпинг на Балтийском море, который и по настоящее время является самым крупным гидротехническим сооружением в Швеции.
Он имеет давнюю историю: еще в середине XVI века епископ города Линчопинг (Linköping) предложил соединить каналом поселение Съёторп на оз. Вёнерн (Vänern) и поселение Мём на восточном побережье Балтики. Канал позволял избежать больших таможенных сборов, взимаемых Ганзейским союзом за проход судов в Датских проливах. Идея всем пришлась по душе, но к строительству канала приступили только в мае 1810 года, и продолжалось оно 22 года.
При общей длине системы около 400 км, 103 км из них проходят по озерам, а 87 км русла было прорыто вручную, деревянными лопатами с металлическими накладками. На этих участках ширина канала колеблется от 7 до 14 м, минимальная глубина — порядка 3 м. Для компенсации перепада высот на канале сооружено 58 шлюзов.
В строительстве этого грандиозного сооружения принимало участие 58 тыс. солдат из 16 полков, часть работы выполнялась русскими дезертирами, трудившимися по найму.
Общие трудозатраты составили 7 млн человеко-дней при рабочем дне 12 ч, а сами работы обошлись в огромную по тем временам сумму — 24 млн шведских риксталеров (талер — 25,6 г серебра).
26 сентября 1832 года состоялось торжественное представление канала королю Швеции Карлу XIV (Karl XIV Johan; 1763–1844), и его семье. В XIX веке, до развития железнодорожного сообщения, канал являлся важнейшей транспортной артерией этой страны, а потому защищался целой системой крепостей, в помощь которым и предназначались мониторы.
Первым из этих «помощников» по проекту лейтенанта Д. Кристиана д’Айли (John Christian d’Ailly; 1829–1898) был построен малый речной монитор «Garmer» («Гармер»), получивший свое имя в честь пса Гармр из скандинавской мифологии.
Корабль предназначался для оказания поддержки крепости Карлсбург (Karlsborg), расположенной на оз. Вёттерн (Vättern), а потому первоначально входил не в состав ВМС, а был приписан к береговой обороне.
Многие исследователи считают, что в разработке проекта принял участие Д. Эриксон (John Ericsson; 1803–1889).
Действительно, летом 1862 года шведы командировали в САСШ лейтенанта Д. Кристиана д’Айли. Он не только подробнейшим образом разобрался проекте Эриксона и посетил кораблестроительные верфи, но и попытался вникнуть в технологию производства, чтобы в первую очередь изучить способы изготовления брони.
Одним из итогов этой командировки стал проект д’Айли монитора для Швеции, вполне возможно, что в его разработке принял участие и Эриксон, поскольку достоверно известно, что мэтр «приложил руку» к проектированию в 1864 году большого прибрежного монитора HSwMS «John Ericsson» («Джон Эриксон»).
Увы, по «Garmer» однозначного документального подтверждения (или опровержения) этого события нет. С учетом того, что форма корпуса этого корабля отличается от «эриксоновской» (отсутствуют широкие свесы его верхней части, подобной плоту, защищающие от таранного удара), все-таки следует признать если не «первородное» авторство д’Айли, то, как минимум, серьезную переработку им исходного образца.
Закладка «Garmer» (зав. № 207) состоялась в июле 1865 года на верфи Акционерного общества (АО) «Motala Mekaniske Verkstad» в городе Норчёпинг (Norrköping).
В качестве главной энергетической установки использовалась паровая машина производства «Motala ångmaskin», пар вырабатывался одним огнетрубным котлом. Монитор имел полный броневой пояс по ватерлинии, из кованого железа, палуба также покрывалась железными листами. Броневая защита (149 мм) орудийного каземата осуществлялась только с его лобовой части. Защита куполообразной боевой рубки, смонтированной на верхней части каземата, состояла из 208-мм брони. Вооружение корабля первоначально состояло из 267-мм гладкоствольного орудия М/67 (Модель 1867 г.), расположенного в своеобразном башнеподобном овальном, куполообразном каземате. Однако это была временная мера.
Вскоре шведские артиллеристы, ознакомившись с конструкцией новейших французских нарезных казнозарядных орудий, поспешили открыть и у себя производство подобных систем. Причем, разработанное ими 240-мм орудие (М/69), как оказалось в итоге, было принято на вооружение гораздо раньше аналогичных систем в странах, привыкших считать себя великими морскими государствами.
Скорость 140-кг снаряда этого орудия была доведена до 397 м/с, что обеспечивало при угле возвышения 7,5° дальность стрельбы до 3500 м.
В 1877 году «Garmer» дополнительно получил 10-ствольную 12,7-мм митральезу, разработанную шведским инженером Х. Пальмкранцем (Carl Helge Julius Palmcrantz; 1842–1880). Установка, принятая на вооружение под индексом М/75, имела массу 115 кг и скорострельность 500 выстр./мин. Экипаж насчитывал 20 человек.
Первоначально корабль, как и приморские крепости, входил в береговую оборону страны (Swedish Royal Skerry Artillery); когда ее в 1875 году упразднили, его перевели в состав шведского флота. Все без исключения командиры «Garmer» жаловались на его крайне неудачную компоновку. Командир должен был находиться внутри купола рубки, где стоял рулевой, и контролировать движения судна, в бою же ему следовало руководить стрельбой. Так как орудие в горизонтальной плоскости было фиксировано, то его наведение осуществлялось поворотом всего корпуса монитора.
Однако связь между находившейся сверху рубкой и орудийной прислугой была очень плохой: командиру все время приходилось то вставать, чтобы оглядеться и оценить обстановку, то чуть ли не ложиться на пол, чтобы дать указания артиллеристам. Иногда возникали трудности с не слишком надежной машиной. Поэтому служба корабля, по шведским меркам, оказалась недолгой — в 1893 году его списали.
В год спуска на воду «Garmer» шведы на частной верфи «Bergsunds Mekaniska Verkstads Nya AB» (Бергзундский завод) в Стокгольме заложили совершенно необычный корабль, спроектированный самим Д. Эриксоном — малый монитор «Skjold» («Скьольд»), спущенный на воду 11 ноября 1868 года.
В неподвижной артиллерийской башне овальной формы (толщина брони: в лобовой части — 220 мм, по бокам и сзади — 93 мм), располагавшейся на верхней палубе, размещалось одно 267-мм гладкоствольное орудие M/67. Небольшая рубка устанавливалась на задней части крыши башни.
В 1870 году монитор перевооружили 240-мм нарезным орудием M/69. Принудительная вентиляция отсутствовала, и чтобы орудийная прислуга не задохнулась от пороховых газов, в железной крыше башни были просверлены многочисленные отверстия, в непогоду закрывавшиеся брезентом.
Корабль по конструкции ничем, кроме размеров и использования неподвижной башни, не отличался от классического эриксоновского монитора (что не удивительно). Он имел глубоко погруженный в воду корпус с плоским днищем, недосягаемый для артиллерийского огня и защищенный от таранного удара широкими свесами бронированной верхней части корпуса, подобной плоту. Нижняя часть железного корпуса, закрытая сверху выпуклой водонепроницаемой палубой, полностью находилась под водой. А верхняя часть по сути являлась деревянным плотом, в котором были сделаны отверстия к люкам металлической палубы нижней части. Плот был значительно шире и длиннее подводного корпуса.
Впрочем, называть это сооружение монитором не совсем корректно. У монитора обязательно должна быть вращающаяся орудийная башня, а вот ее-то у «Skjold» как раз и не было. По сути, корабль представлял собой малоподвижную плавучую батарею. Высота надводного борта составляла всего 0,6 м, поэтому корабль представлял собой минимальную цель и весьма остойчивую артиллерийскую платформу, поскольку волны могли свободно перекатываться через него, а не разбиваться о борт.
Необычность корабля состояла еще и в том, что он мог приводиться в движение не только паровой машинной мощностью, но и вручную. Для этой цели в кормовой части под палубой сразу за машиной располагался двойной ряд сидений для 24 человек. Хорошо защищенные от неприятельского огня, они могли с помощью специальных рукояток вращать гребной винт. Скорость при этом достигала 1,5– 2 уз.
Д. Эриксон, приславший это устройство в дар своей исторической родине, считал, что ручной привод позволит монитору, в случае необходимости, двигаться скрытно, не выдавая себя ни дымом, ни шумом машины.
Наконец, привод позволял передвигаться в критических ситуациях, когда израсходуется топливо или выйдет из строя машина. Командование шведского флота вначале весьма своеобразно использовало «Skjold»: на него в качестве «гребцов» направляли служить злостных нарушителей дисциплины или просто проштрафившихся матросов. Это наказание немного напоминало ссылку на галеры, практикуемую в средние века.
Чтобы привести разгильдяев в чувство, обычно было достаточно пару-тройку часов пройтись на ручном приводе.
До 1873 года монитор числился в береговой обороне, а затем был переведен в состав шведского флота. Экипаж корабля «не оценил» ручной привод двигательной системы; она не вписывалась в традиции шведского флота, где никогда не существовало наказания типа «в рабы на галеры».
Потому этот механизм вскоре удалили, что сократило численность экипажа с 42 до 20 человек.
Любопытная деталь: «Skjold» никогда за время своей недолгой службы не выходил из системы Гёта-канала. С 1890 года он числился в резерве, 27 февраля 1906 года его списали, а 21 июня следующего года потопили, используя в качестве корабля-цели.
© Ю.Ф. Каторин
Источник — https://dzen.ru/a/ZR_BZX0_UlFaU4qx