Малоизвестные экспериментальные советские вездеходы

6

Статья с канала «AutoHS — история автомобилей» на яндекс-дзене.

Содержание:

Территория нашей страны велика, и полностью опутать ее сетью качественных дорог с твердым покрытием не удастся наверное никогда. 20% территории страны занимают болота, 90% — от трех до девяти месяцев покрыты снегом, а еще два-три месяца приходится на межсезонную распутицу. Поэтому так и сильны в родном отечестве традиции постройки специализированных, внедорожных транспортных средств…

МВТУ-2

В середине 50-х в СССР начались эксперименты с необычными сверхширокими пневматическими шинами — пневмокатками (роллигонами). Пневмокаток представлял собой бочкообразную многослойную шину с внутренним давлением 0,105-0,35 кг/см2.

Трехкатковый МВТУ-2

Трехкатковый МВТУ-2

Первый экспериментальный вездеход на таких шинах был построен в 1958 году силами специалистом МВТУ им. Баумана. Выглядел вездеход МВТУ-2 крайне необычно. Он получил трехкатковое (позже четырехкатковое) шасси с индивидуальным цепным колесным приводом и двухместную кабину открытого типа. По агрегатной базе машина была практически полностью унифицирована с ГАЗ-69.

Четырехкатковый вариант вездехода

Четырехкатковый вариант вездехода

В ходе испытаний МВТУ-2 выяснилось, что благодаря пневмокаткам обеспечивающим сверхнизкое давление на грунт, вездеход приобрел великолепную проходимость по слабонесущим грунтам — снегу, болоту, песку и т.д. Однако на дорогах с твердым покрытием роллигоны были склонны к преждевременному износу и чрезмерному сопротивлению качению. После окончания испытаний экспериментальный МВТУ-2 был разобран.

ЭТ-8

Однако эксперименты с пневмокатками в СССР на этом не завершились. В 1963 году специалисты НАМИ разработали и построили вездеход-транспортер ЭТ-8. Он получил шасси с двумя балансирными четырехкатковыми тележками с шинами И-220 шириной 1,2 м. Задняя тележка к раме крепилась жестко, передняя через поворотное устройство. Спереди на раме находилась 4-дверная цельнометаллическая кабина от тягача АТС-С. В задней части была смонтирована бортовая платформа грузоподъемностью 8 т. ЭТ-8 оборудовался 8-цилиндровым мотором от Урал-375 мощностью 180 л.с. К нему прилагались трансмиссия от МАЗ-501 и оригинальные бортовые редукторы с самоблокируемыми дифференциалами.

ЭТ-8

ЭТ-8

На испытания ЭТ-8 демонстрировал невероятную или как писали в отчетах сверхвысокую проходимость. Как и МВТУ-2, вездеход НАМИ прекрасно себя чувствовал на «мягких» грунтах. При этом демонстрировал уверенную тягу на крюке в 6-9 т и мог перевозить 8 т грузов. В целом ЭТ-8 показал свою жизнеспособность, но высокая цена и низкий ресурс ходовой части не дали и шанса на серийное производство.

ГАЗ-47 АМА

Еще один крайне необычный вездеход под условным индексом ГАЗ-47 АМА появился в 1964 году. Он был разработан в инициативном порядке конструктором Александром Михайловичем Авенариусом. Центральной особенностью вездехода стал его катково-гусеничный движитель позволявший за счет перекатывающихся роликов значительно увеличить скорость движения по дорогам с твердым покрытием. На бездорожье ролики не вращались и работали в качестве грунтозацепов, значительно увеличивая сцепление на слабонесущих грунтах.

ГАЗ-47 АМА

ГАЗ-47 АМА

Однако реальные испытания показали, что ощутимого прироста проходимости по сравнению с базовым ГАЗ-47 не произошло. При этом ресурс катково-гусеничной ходовой части оказался значительно ниже, чем у стандартной гусеничной, так что дальнейшего продолжения проект АМА не поулчил.

ШН-67

В 1967 году специалисты СКБ ЗИЛ создали вездеход ШН-67 с уникальным шнекороторным движителем. Его ходовое устройство состояло из двух полых металлических цилиндров с внушительными винтовыми грунтозацепами. Жестко закрепленные к алюминиевой раме они приводились от 180-сильного 8-цилиндрового двигателя ЗИЛ-375Я через гидромеханическую коробку передач ЗИЛ-135Л и систему бортовых-реверс редукторов. Вездеход получил рубленый водоизмещающий корпус и 3-местную стеклопластиковую кабину.

Состоявшиеся испытания продемонстрировали очень высокие внедорожные способности ШН-67. На сыпучих, мягких и вязких грунтах вездеход демонстрировал непревзойденную проходимость. Ни какой другой гусеничный, ни там более колесный советский вездеход не мог с ним сравниться. Кроме того он отлично «плавал» и на воде развивал 8 км/ч.

ЗИЛ-29061

ЗИЛ-29061

Недостатки ШН-67 стали продолжением его достоинств. Шнек (так между собой называли машину разработчики) оказался совершенно не приспособлен для передвежения по дорогам с твердым покрытием. Впрочем, для узких специализированных задач, такой снегоболотоход подходил лучше всего. Пройдя череду модернизаций и сменив индекс на ЗИЛ-29061, он все-таки получил серийное воплощение!

источник: https://dzen.ru/a/ZQkzNjEp7l2QtEcH

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account