Малоизвестная Легкая ПТ-САУ СУ-37/45
Содержание:
История Создания
В 1933 году в СССР приступили к серийному выпуску плавающего танка Т-37, оснащенного одним пулеметом, и естественно, у военных возникло желание усилить его вооружение путем установки 45-мм пушки.
22 марта 1935 г. директор завода № 37 получил распоряжение начальника НТО АБТО РККА о необходимости разработки к 15 апреля? проекта САУ на базе танка Т-37А. Предусматривалась выполнение САУ с 45 мм пушки на шасси танка Т-37А.
В январе 1936 был собран прототип СУ-37.
***
Тактико-Технические Требования к СУ-37:
Вес установки в боевом положении не должен превышать трех тонн. Тактико-Технические свойства Самоходной Артиллерийской Установки должны быть не ниже, чем у Т-37А. Для самоходной установки использовать 45-мм противотанковое орудие 20-К вместе с верхним станком, прицелом и механизмами его наведения. Высота линии огня должна быть не свыше 1200 мм, углы обстрела: по вертикали -8 +25 градусов, по горизонтали — 30 градусов в каждую из сторон. Самоходная установка должна иметь щит, не препятствующий производить прямую наводку и прикрывать орудийный расчет спереди от пуль. С бортов расчет должен быть прикрыт до пояса 5-мм броней. В походном положении расчет должен быть прикрыт полностью, за исключением крыши. Самоходная установка должна допускать стрельбу как с места, так и с хода под всеми углами и быть устойчивой при стрельбе. Экипаж установки — 3 человека. Для самообороны предусмотреть укладку пулемета ДТ. Боекомплект не менее 50 снарядов и 1000 патронов.
Из-за возросшей массы машины, пришлось усилить ходовую часть и добавить по одному опорному катку на борт, расположив его перед ведущим колесом, которое, в отличие от подобного колеса базового танка, находилось теперь сзади из-за переноса трансмиссии в кормовую часть самоходной установки. В лобовом листе рубки установили 7,62-мм пулемет ДТ, для защиты от пехоты противника. Огонь из пулемета вел командир экипажа. Опытный образец самоходки получил обозначение СУ-37.
В январе 1936 года был создан прототип «СУ-37» на базе танка Т-37А имеющий экипаж из 2? человек и массой 3,4? тонны, немногим позже был создан второй прототип «СУ-45» на базе узлов танка Т-38 с увеличенным вдвое боекомплектом пушки и дополнительным членом экипажа — заряжающим. Масса СУ-45 перевалила за 4 тонны и составила 4300 килограмм, что было предельным показателем для ходовой.
(По данным «Авиармор»— 1 января 1936 г в связи с большими изменениями проекта САУ получила название СУ-45 – таким образом, ни одной СУ-37 построено не было.)
Однако в то время самоходки не пользовались уважением в Красной Армии. Военные называли их “недо-танками” из-за установки пушек в неподвижных рубках. Поэтому после начала серийного выпуска в 1937 году танка Т-38М, работы над “испорченными танками” СУ-37 и СУ-45 окончательно свернули.
***
Картинка СУ-45:
Характеристики второго прототипа СУ-45
ТТХ СУ-45 Обр.1936:
- Масса — 4,3 тонны.
- Вооружение — 45 мм пушка 20-К (БК 100 выстрелов); Пулемет ДТ. (по данным «Авиармор» БК 50 выстрелов)
- Экипаж — Мехвод, Командир, Заряжающий.
Подвижность:
- Максимальная эксплуатационная нагрузка на ходовую — 4,3 тонны
- Двигатель — ГАЗ-АА мощностью 40 л.с.;
- Удельная Мощность – 9,3 Лс/Тонну;
- Скорость – по шоссе 38 Км/Ч;
- По пересеченной местности – 16Км/Ч;
- Назад – 5 Км/Ч;
- Запас хода — 220 Км.
Бронирование:
- Лоб — 9 мм;
- Борт — 5 мм; (по данным «Авиармор» 9 мм)
- Корма — 5 мм;
- Крыша/Днище — 4 мм.
Дополнительно
От Автора
Во-первых, на картинках которые я нашел почему-то показана крыша над БО:
Хотя быть там ее не должно, ибо по логике там размещен 3 член экипажа + в изначальных ТТТ значится — «В походном положении расчет должен быть прикрыт полностью, за исключением крыши«.
Во-вторых, в статьях о СУ-37/45 достаточно сильно разнятся данные, я брал наиболее вероятные, хотя это не исключает ошибок. Например, в некоторых источниках почему-то указано, что СУ-45 может плавать, это очевидно полный бред ибо даже если считать плавучесть по крышке корпуса она едва дотянет до 4 тонн, чего очевидно недостаточно для САУ весом 4,3 тонны.
P.S.- Информации по САУ очень мало, а реальных фотографий я нашел всего 2, поэтому буду рад если кто-то подскажет где можно найти информацию по САУ.
Возможные Альтернативы
Из-за нагружённой до предела ходовой модернизация САУ потребует замены подвески на передних блокированных катках на листовые рессоры аналогичные Т-20 (У «Комсомольца» максимальная нагрузка 4 тонны на 4 опорных катка), и установки более мощного мотора ГАЗ-М1. Это позволит поднять максимальную эксплуатационную нагрузку до 5 тонн, за счет чего можно увеличить надежность и немного усилить бронирование. В результате мы получим вполне неплохую сверхлёгкую САУ по типу АСУ-57 только с броней получше и без возможности авиадесанта.
Источники
Авиармор сильно расходиться с другими источниками, потому его инфу я указал отдельно.