Малоизвестная нереализованная бронетехника Российской империи
В качестве заглавного изображения — проект бронеавтомобиля на шасси трактора «Вальтер»
Несколько документов с сайта gwar.mil.ru
Начало 17 года, самоходный пулемёт инженера Стржалковского и полковника Клерже:
Интересно что решили ставить мотор, т.к. педали крутить тяжело.
8″ самодвижущаяся башня:
Есть такая информация:
Самоходная гаубица подпоручика Дриженко
«В конце 1916 г. инженер-кораблестроитель Адмиралтейского завода подпоручик Дриженко представил в ГВТУ проект «самодвижущейся броневой башни для 8-дюймовой гаубицы», являвшейся, по сути, тяжелой гусеничной САУ. 8-дюймовая (203,2-мм) гаубица должна была устанавливаться в передней части «двойной броневой коробки, поперечное сечение которой напоминает вагон». Здесь же располагались командир и водитель, места которых оборудовались бронеколпаками. В средней части корпуса размещались расчет орудия и боекомплект, в задней – два бензиновых двигателя по 180 л.с., каждый из которых приводил в движение гусеницу одного борта. На крыше устанавливались два пулемета.
Ходовая часть имела оригинальную конструкцию: опорные катки диаметром 270 мм блокировались по четыре в тележки (5 тележек на борт), имевшие пневматическую подвеску, причем пневмокамеры тележек одного борта сообщались между собой. Ведущее колесо располагалось сзади. Гусеница зубового зацепления состояла из «шпал», соединенных по краям цепями-рельсами. Ширина гусеницы 800 мм, шаг 300 мм. При повороте рулевого штурвала движение одной гусеницы замедлялось. Чтобы из-за большой длины опорной поверхности (6 м) выполнение поворота не было затруднено, крайние тележки подвески автоматически поднимались (подобное решение 45 лет спустя будет воплощено на шведском танке STRV-103).
Для защиты воздухопритоков от пыли предлагалась система из изогнутых пластин, эластичных камер и «гармоник». Машина должна была иметь электрическое освещение, вентиляцию. Расчетная масса «башни» 46 т, длина 8,1 м, ширина 3,38 м, высота 3,4 м, удельная мощность силовой установки 7,8 л.с./т, скорость хода до 12 верст в час, удельное давление на грунт 0.5 кг/см2 . Экипаж 6 человек.
Проект был рассмотрен в Военной Автомобильной школе, начальник которой указал на общую сложность конструкции, неразработанность трансмиссии и механизма управления, ненадежность пневматических систем. В июле 1917 г. проект поступил в ГАУ. Специалисты Артиллерийского комитета сравнили изобретение с существовавшими танками союзников и дали заключение, в котором говорилось, что танки ведут бой «на дистанции не более 2-3 верст», на которой «недопустим другой род ведения огня, как прямой наводкой». Предложение же самоходной гаубицы «не имеет практического интереса», поскольку тяжелой артиллерии более соответствует тракторная тяга, нежели «закрытые башни».
Проект Дриженко был не первым отечественным проектом боевой гусеничной машины (В.Д.Менделеев, также инженер-кораблестроитель, предложил проект бронехода еще в 1914 г.). Ход же его обсуждения показывает, сколь внимательно относились русские специалисты к опыту союзников по применению танков, способам действия боевых машин.
(ЦГВИА. ф.803. on. 1, д.495)»
Остюда:
https://military.wikireading.ru/54474
Техника и вооружение 1993 03
Интересно что в документах с gwar.mil.ru стоят другие даты — апрель 1915-го, кроме того — упомянута 8-дм «крепостная гаубица», по идее это шнейдеровская гаубица обр. 1913, а не британская 8-дм гаубица Виккерса Mk.VI
«Бронированные тракторы»:
Британские танки названы «бронированными тракторами», и уже осенью 16-го в РИ захотели сделать свой «бронированный трактор», разработкой должен был заняться Адмиралтейский завод в Петрограде. «Временная техническая комиссия нашла что бронированные тракторы английского типа не пригодны для России. Рабочие же чертежи могущие быть пригодны для постройки измененного типа привезет в Петроград Английская комиссия выезжающая на днях». В реале насколько я знаю бриты с комиссией «о постройке сухопутных броненосцев» прибыли только летом 17-го. Велись ли какие-то работы в тот период на заводе — неизвестно.
«Подвижная крепость» Когуенко:
Некто Пётр Евтихьевич(?) Когуенко пишет 30 апреля 1915 года о том, что ещё в 1905-м году предлагал свою «подвижную крепость», «для подхода к неприятельским окопам или же для снабжения наших войск…», т.е. что-то типа БТРа.
Ещё два листка с названиями неких проектов — «движущаяся крепость» некоего П. А. Симагина и «пулемёт с заслоном на 25 человек» некоего В. А. Барциковского:
Наверное, самое ценное — это документы о том, что в РИ был реально (а не где-то в АИ) выдан заказ на разработку танка.