Маленькие линкоры большой империи. Эскадренные броненосцы типа «Габсбург»
К 90-м годам флот Дунайской монархии, казалось, окончательно уступил союзнику-конкуренту Адриатическое море. Два небольших броненосца береговой обороны (SMS Kronprinz Erzherzog Rudolf и SMS Kronprinzessin Erzherzogin Stephanie) и кардинально устаревший броненосец «Тегетгоф» против новейших итальянских гигантов-броненосцев. Австрийские корабли были “слишком хорошими, чтобы погибать, и слишком плохими, чтобы сражаться”. Основной проблемой имперского морского министра было получить финансирование на содержание и, если повезет, увеличение флота. Из-за специфики имперского бюджетного процесса камнем преткновения всегда служила позиция парламента ментально полностью сухопутной Венгрии. Основным навыком морского министра стало умение обосновать расходы, причем на венгерских депутатов действовали как аргументы о скромности предлагаемых к постройке кораблей, их оборонительном характере, так и использование для части кораблей венгерских исторических и географических названий.
Так основателю современного австрийского флота Максимилиану фон Стернеку (Штернеку) удалось добиться постройки трех броненосцев береговой обороны типа «Монарх». Ключики к сердцам венгерских депутатов были подобраны. Правда эпоха фон Стернека оказалась недолгой, ему не довелось даже увидеть свои «Монархи» в едином строю.
После Стернека 12 декабря 1897 года пост министра и командующего флотом занял вице- адмирал барон Герман фон Шпаун. И у него были еще более грандиозные планы. Через 10 лет по его программе , т.е. к 1909 году австро-венгерский флот должен был состоять из 15 броненосцев водоизмещением в 6000-9000 т, 7 крейсеров в 4000-7000 т, 7 крейсеров в 1500-2500 т, 15 крейсеров в 300-600 т, 90 миноносцев и контрминоносцев в 200-300 т и 7 речных мониторов (другой вариант рассчитывал на 12 броненосцев, 12 крейсеров, 24 мореходных миноносцев, 48 миноносцев 1-го класса и 12 дунайских мониторов). На все это надо было выделить из бюджета дополнительно 55 миллионов флоринов.
Программа, однако, была отклонена венгерской частью Имперского парламента. Но мореходные броненосцы были необходимы. Усиление итальянского флота и планы по действиям против российского Черноморского флота в случае конфликта заставили Имперский парламент выделить необходимое, хотя и скромное, финансирование.
К счастью для австрийского флота главным инженером его в это время был Зигфрид Попер, обладавший безусловным талантом создавать недорогие и компактные шедевры. Работа над проектом началась в 1899 году. С учетом выделенных средств и особенностей ТВД корабль должен был быть небольшим, хорошо бронированным, иметь первоклассную артиллерию и скорость, позволяющую уйти от более сильных противников. Ибо проектируемый Поппером эскадренный броненосец получался самым маленьким среди одноклассников и встроить в него стандартные для того времени 4 305 мм пушки даже Попперу было не по силам. Помимо главного калибра пришлось пожертвовать и автономностью, благо Адриатика, за пределами которой воевать не планировалось, это позволяла.
На 1899 год австрийцы планировали достроить оставшиеся броненосцы типа «Монарх», шесть эсминцев, достраивать броненосный крейсер «Кайзер Карл VI» и два крейсера типа «Зента». Но в статьях бюджета появились также эскадренные броненосцы №I и №II. Это были корабли нового проекта, первые эскадренные броненосцы империи. Правда для парламентариев они проходили как “усиленный броненосец береговой обороны”. Стоимость каждого корабля определялась в 5 миллионов флоринов в ценах 1899 года.
Проект предусматривал конструкцию корпуса по типу «Монархов», водоизмещение 7800-8330 тонн(по разным источникам), две паровые машины тройного расширения на 11000 л.с., водотрубные котлы ( систему выбрали позже), скорость на форсированной тяге 18 узлов, вооружение из трех 240 мм орудий в башнях, двенадцати длинноствольных скорострельных 150 мм пушек в каземате( первоначально планировались «Шкода», но поставили более проверенные крупповские), 24 скорострельные мелкокалиберные пушки и два торпедных аппарата. Бронирование более мощное, чем у прототипа.
Небольшой недорогой корабль, который, тем не менее мог противостоять итальянскому «Ре Умберто», а от более сильного противника, пользуясь высокой скоростью, способен был уйти под защиту батарей ближайшей базы, устроил парламентариев и в 1899 году первые два броненосца были заложены в Триесте на казенной верфи.
Так как австрийская промышленность еще не освоила всей номенклатуры продукции для больших броненосцев, корабли получили немецкие пушки Круппа главного и среднего калибра. 240 мм орудия были весьма удачными, опробованными ранее на «Монархах». Крупповская цементированная броня также оказалась весьма кстати.
Безусловным плюсом австрийского флота была постройка кораблей однородными сериями, позволявшая комплектовать боеспособные и эффективные соединения. По проекту Поппера было построено три броненосца- сперва SMS Habsburg и SMS Árpád, а затем SMS Babenberg. Имена они получили от самых знаменитых династий империи.
Га́бсбурги ( Habsburger) — одна из наиболее могущественных монарших династий Европы на протяжении Средневековья и Нового времени. Представители династии известны как правители Австрии (c 1342 года), трансформировавшейся позднее в многонациональные Австрийскую (1804—1867) и Австро-Венгерскую империи (1867—1918), являвшиеся одними из ведущих европейских держав, а также как императоры Священной Римской империи, чей престол Габсбурги занимали с 1438 по 1806 годы (с кратким перерывом в 1742—1745 годах).
А́рпад (венг. Árpád; между 845 и 855 — 907) — правитель венгров (надьфейеделем). Основатель династии Арпадов.
Арпа́ды (венг. Árpádok, хорв. Arpadovići, словацк. Arpádovci) — династия князей (с 1000 года — королей) Венгрии, правившая с конца IX века по 1301 год. В Средневековье династию часто называли «Домом Святых королей».
Бабенберги (нем. Babenberger) — первая княжеская династия в Австрии (976—1246). Кроме Австрии, Бабенберги были также герцогами Швабии (1012—1038), Баварии (1139—1156) и Штирии (1192—1246). Наиболее значительные представители Бабенбергов: Генрих II Язомирготт (1141—1177), Леопольд V (1177—1194), Леопольд VI Славный (1198—1230). При Бабенбергах Австрия превратилась в одно из самых сильных государств Священной Римской империи.
«Габсбург» был заложен на верфи Stabilimento Tecnico Triestino в Триесте 13 марта 1899 года, « Арпад» 10 июня 1899. Головной был спущен на воду 9 сентября 1900 года, второй броненосец, « Арпад» — спустили на воду 11 сентября 1901 года
К декабрю 1902 года «Габсбург» был окончательно закончен. 31декабря он вошел в состав австро-венгерского флота.15 июня 1903 в строй вошел « Арпад».
«Бабенберг», последний из трех кораблей был заложен на верфи СТТ 19 января 1901 года. Он был спущен на воду 4 октября 1902 года и закончен 15 апреля 1904 года, когда он присоединился к своим собратьям в строю K.u.K. флота.
На постройку серии эскадренных броненосцев ушло около 5 лет, весьма неплохой показатель, особенно с учетом отсутствия у австрийцев опыта постройки таких крупных боевых кораблей. Все три броненосца были построены на верфи СТТ в Триесте.
На испытаниях броненосцы продемонстрировали высокую стабильную скорость, хотя контрактной 20 узловой добиться не удалось. «Габсбург» показал максимальную скорость 19,62 узлов при 15063 л.с., « Арпад» 19,65 узлов при 14307л.с., «Бабенберг», с самыми мощными машинами, 19,85 узла при 16 000 л.с.
В итоге австрийцы получили три компактных, самых маленьких эскадренных броненосца в мире, со скоростью почти 20 узлов,хорошей мореходностью, неплохим бронированием и нестандартным вооружением- три 240 мм и двенадцать 152 мм орудий. Маленькие быстрые линкоры относили иногда к броненосцам 2-го класса или своеобразным броненосным крейсерам.
Так как бюджетно-финансовые ограничения сохранялись, следующая серия броненосцев, созданная на основе«Габсбурга»-три корабля типа «Эрцгерцог Карл», были большего водоизмещения, но с тем же 240 мм главным калибром.
«Габсбург» SMS Habsburg Stabilimento Tecnico Triestino , Триест. Строительный номер №323. Закладка 13 марта 1899. 9 сентября 1900. Вступление в строй 31 декабря 1902. продан на слом в 1921
«Арпад» SMS Árpád Stabilimento Tecnico Triestino, Триест. Строительный номер №324. Закладка 10 июня 1899. Спуск на воду 11 сентября 1901. Вступление в строй 15 июня 1903. продан на слом в 1921
«Бабенберг» SMS Babenberg Stabilimento Tecnico Triestino , Триест. Строительный номер №325. Закладка 19 января 1901. Спуск на воду 4 октября 1902. Вступление в строй 15 апреля 1904. продан на слом в 1921
Водоизмещение 8232 длинных тонн (8364 т)стандартное, 8823 длинных тонны (8 965 т) полное. Длина 113,11/114,57 м . Ширина 19,86 м. Осадка 7,46 м.
Бронирование-пояс:100- 180—220 мм
палуба: 40—66 мм
башни ГК: 210-280 мм
казематы СК: 135 мм, 210-280
командирская рубка: 150-200 мм
Двигатели-16 котлов типа Бельвилля; 4-цилиндровые паровые машины тройного расширения, 15 000 л.с. 15063 л.с. Движитель 2 винта. Скорость хода 19,6 — 19.85 узлов. Запас угля 500/840 тонн. Дальность плавания 10-узловым ходом — 3600 миль. Экипаж 638 человек(32 офицера).
Вооружение-1×2, 1×1 — 240-мм/40 Krupp C 94(«Бабенберг» С.97), 12×1 — 150-мм/40 Krupp C 96, 10×1 — 66-мм/45 Skoda, 6×1 — 47-мм/44 Skoda QF, 2×1 — 47-мм/33 Skoda QF. Минно-торпедное вооружение 2 × 450-мм подводных ТА
В 1910—1912 годах «Габсбург» и «Арпад» прошли переоборудование, в ходе которого для уменьшения площади цели и верхнего веса с них была снята одна из палуб надстройки и борта надстройки между казематами , что соответственно снизило водоизмещение. Противоминные орудия были опущены палубой ниже, был уменьшен носовой мостик (кормовой демонтирован) и сняты огромные вентиляционные раструбы. Это сэкономило около 80 тонн веса, водоизмещение было уменьшено до 8250 тонн и без того минимальная перегрузка исчезла. «Бабенберг» остался в первоначальном виде.
В 1913 году «Бабенберг» прошел капремонт без изменения внешнего вида.
В 1916-1917 годах добавлено 2 x 1 — 66 мм/42 пушки L / 45 .
Первые австрийские эскадренные броненосцы имели небольшое (8300 тонн)для своего времени водоизмещение, но были очень тщательно спроектированы. Жесточайшая экономия и высокая инженерная культура позволили вместить в небольшой корпус мощные механизмы и достойное вооружение.
Внешне это были гладкопалубные корабли с большой седловатостью и носовой частью таранного типа. На миделе размещались две вертикальные дымовые трубы, ближе к оконечностям-высокие носовая и кормовая надстройки, за ними по башне главного калибра.
Стальной корпус делился на 174 водонепроницаемых отсека. Двойное дно составляло 63% длины корпуса. При отделке использовались в основном негорючие материалы, из дерева были только подложка для брони и настил главной палубы. Верхние палубы были покрыты линолеумом или кортицином. Надводная часть борта в носовой части 5,8 метра, в кормовой 5,5 метра, что обеспечивало удовлетворительную для Адриатики мореходность. Корабли имели метацентрическую высоту от 0,82 м до 1,02 м . По бокам корпуса были установлены скуловые кили для уменьшения качки.
Для размещения максимального количества орудий казематы были сделаны двухъярусными.
Двухвальная силовая установка состояла из двух четырёхцилиндровых вертикальных паровых машины тройного расширения производства Stabilimento Technico Triestino мощностью 15 000 л.с. и 16 водотрубных котлов Бельвиля. Проектной скорости в 20 узлов на испытаниях корабли так и не достигли (“Габсбург” на испытаниях развил максимум 19,98 узла), зато в эксплуатации оказались на редкость стабильными и быстрыми ходоками, легко развивая 19,6-19,85 узлов. Это позволяло им быть быстрее подавляющего большинства броненосцев и даже броненосных крейсеров типа «Джузеппе Гарибальди» у основного соперника.
Нормальный запас угля составлял на броненосцах составлял 500 тонн, а максимальный 840 тонн, что обеспечивало дальность плавания на экономичной скорости в 3600 миль, весьма немного, но более-менее достаточно для Адриатики.
Корабли имели достаточно мощное бронирование, главный пояс закрывал 67 метров длины корпуса, от форштевня до кормового траверза. Высота главного пояса 2,36 метра, ниже ватерлинии находилось 102-130 см брони. В районе цитадели толщина пояса достигала 220 мм, по нижнему краю -180 мм на высоту 95 см.В оконечностях пояс также утончался до 180 мм. Пояс замыкался 200 мм траверзами. В оконечностях борта были прикрыты 50 мм броней.
Над главным поясом находился верхний, в 100 мм толщиной, между барбетами башен.Он замыкался 100 м траверзами. Над верхним поясом на каждый борт стояло по три двухъярусных каземата для 150 мм пушек. У казематов лобовая броня -из 137 мм плит, боковая и задняя-88 мм.
Башни главного калибра имели толщину 210мм, их барбеты в верхней части защищались 180-210 мм броней, а в нижней 183 мм.
У носовой боевой рубки толщина стен-200 мм, с коммуникационной трубой со 150 мм защитой. Для кормовой-то же, но толщиной 100 и 50 мм соответственно. Коммуникационные шахты шли до броневой палубы.
Броневая палуба была комбинированной-плоской над ватерлинией в цитадели и карапасной ниже ватерлинии в оконечностях.В носовой части ее толщина 60 мм, в кормовой 66 мм, в цитадельной-40 мм. Палуба была из стали.
Броневая защита кораблей была выполнена из крупповской цементированной хромоникелевой брони(кроме палубы). В целом, для столь небольших кораблей, броневая защита являлась чрезвычайно мощной и хорошо продуманной.Общий вес броневой защиты составлял 2247 – 2250 тонн.
В качестве главного калибра использовались 240 мм 40 калиберные крупповские пушки C 97. Такие же стояли на германских броненосцах типов «Кайзер Фридрих III» и «Виттельсбах», а также австрийских «Монархах», правда «габсбурги» получили усовершенствованную модель. Корабли несли три таких орудия-два в носовой башне и одно в кормовой. Углы вертикальной наводки составляли от −4 ° до +20 °, сектор обстрела 270° . Вес орудия составлял 30 700 кг.
Практическая скорострельность орудий составляла до 2,5 выстрелов в минуту(расчетная 3-4), их 229-килограммовый бронебойный снаряд с начальной скоростью до 705 м/с имел дальность до 15 800 метров. На дистанции 10 000 метров бронебойный снаряд пробивал 180-миллиметровую бронеплиту гарвеевской стали или 120 мм плиту цементированной крупповской брони, не говоря уже о 300 мм плите обычной железной брони. Снаряды использовались австрийского производства, более тяжелые, чем у немцев. Для немецкого 215 кг снаряда дальность достигала 16 900 метров.
По сравнению с 254 мм пушками итальянского флота (10″/40 (25.4 cm) EOC Pattern R, практическая скорострельность до 1,5 выстрелов в минуту, 226,8-килограммовый бронебойный снаряд с начальной скоростью до 700 м/с) австрийцы получали значительное огневое преимущество. А если учитывать традиционно слабую броню итальянцев, то выбор Поппера более чем оправдан.
Для первых двух броненосцев орудия изготовили на заводе Круппа, а «Бабенбергу» достались «импортозамещенные» пушки с завода «Шкода». Больше импортировать орудия такого калибра не приходилось.
Однако основным средством уничтожения противника считалась скорострельная артиллерия среднего калибра. У «габсбургов» это была мощная батарея из двенадцати 152 мм орудий Круппа SK L/40 с длиной ствола в 40 калибров. На каждый борт их было по шесть, в трех двухъярусных казематах. Погонную и ретирадную стрельбу могли вести по два крайних орудия. Скорострельность крупповских пушек составляла 4-5 выстрелов в минуту при дальности до 13 700 метров. Углы вертикальной наводки составляли от −7 градусов до + 20 градусов. Управление и наведение орудий производилось вручную.
Для защиты от миноносцев корабли были обеспечены мощной и грамотно расположенной скорострельной артиллерией. Десять 66 мм 45 калиберных шкодовских пушек стояло на крыше надстройки. Восемь 47 мм пушек ( шесть QF L / 44 и две QF L / 33) размещалось на боевых марсах.
Для десанта могли быть использованы две 70 мм сталебронзовые шлюпочные пушки, 318 винтовок Манлихера М1895 и 76 320 8 мм патронов к ним.
Поппер предусмотрительно сэкономил на торпедном вооружение. Броненосцы несли всего по два 450 мм подводных бортовых торпедных аппарата.
Первые маневры с участием своих эскадренных броненосцев («Габсбург» и «Арпад») австрийцы провели в середине 1903 года. Через год к ним присоединился «Бабенберг». Одним из эпизодов учений 1904 года был учебный бой трех эскадренных броненосцев с тремя броненосцами береговой обороны типа « Монарх». Впервые австрийский флот мог маневрировать двумя однородными эскадрами капитальных кораблей. Новые «габсбурги» составили 1-ю дивизию, а устаревшие «монархи»-2-ю. С вступлением в строй новых эскадренных броненосцев типа « Эрцгерцог Карл» нумерация дивизий сдвинулась, «габсбурги» оказались во Второй.
Август 1914 года, в связи с вступлением в строй новых линкоров типа «Радецкий», «габсбурги» оказались уже в Третьей дивизии линкоров, флагманом был «Габсбург» под флагом капитана Миклоша Хорти. Вступление в строй австрийских дредноутов привело к переводу первых эскадренных броненосцев уже в 4-ю дивизию.
Первой боевой операцией, как и для всего австрийского флота, стало отвлечение внимания союзников для прорыва в Стамбул эскадры адмирала Сушона из «Гебена» и «Бреслау». Вступление Италии в войну на стороне Антанты стало поводом к одной из немногих операций линейных сил-обстрелу итальянского побережья у Анконы 24 мая 1915 года. В ударе возмездия приняли участие дредноуты “Viribus Unitis”, “Tegetthoff” и “Pring Eugen”, броненосцы “Erzherzog Ferdinand Max”, “Erzherzog Karl”, “Erzherzog Friedrich”, “Erzherzog Franz Ferdinand”, “Radetzky”, “Zrinyi”, “Habsburg”, “Arpad”, “Babenberg”, броненосный крейсер “Sankt Georg”, a также крейсеры и эсминцы. Почти весь флот империи.
“Habsburg” обстрелял береговую батарею, железнодорожную станцию и другие военные объекты, “Arpad” – казармы, газовый завод и верфь “Cantiere Liguri е Anconiati”, “Babenberg” электростанцию. Бомбардировка продолжалась несколько часов, были повреждены портовые сооружения, железная дорога и ряд гражданских объектов, нанесен значительный материальный ущерб. Итальянский флот навстречу не вышел. Помни Лиссу!
Активные операции австрийского линейного флота сдерживало многократное превосходство союзников. В Таранто стояли 4 итальянских дредноута,4 броненосных крейсера, 4 британских эскадренных броненосца. В Бриндизи -6 итальянских эскадренных броненосцев, 4 броненосных крейсера, 10 эсминцев 4 британских легких крейсера. Эти эскадры были усилены дополнительными крейсерами, эсминцами и подлодками англичан,12 эсминцами и 8 подлодками французов. А вскоре на остров Корфу забазировались основные силы французского флота.
Австрийский флот союзными англо-франко-итальянскими силами был заблокирован в Адриатике. Прорываться удавалось лишь подлодкам.
Однако после гибели на Адриатике броненосных крейсеров «Леон Гамбетта» и «Джузеппе Гарибальди» в апреле-июле 1915 года , крупные корабли союзников также перестали появляться на Адриатике.
Боевые действия на Адриатике приобрели характер набеговых операций легких сил и действий подводных лодок. Австрийский флот своим существованием сковал превосходящие силы противника.
Крупные корабли практически не участвовали. Только после гибели “Wien”“Arpad” отправили на усиление группы поддержки сухопутных войск в Триест. Он принял участие в обстреле Кортелаццо 19 декабря 1917 года, видели его и в октябре 1917 года при поддержке армии у Капоретто. Вскоре, правда, броненосец отозвали назад, в Полу.
Тысячи бездельников-моряков, с экипажей крупных кораблей, бьющих баклуши на базах, не только подавали дурной пример остальным, но и создавали условия для роста революционных настроений. Поэтому корабли, не имеющие реальной боевой ценности, начали разукомплектовывать.
В конце войны броненосцы вывели из боевого состава и перевели в корабли охраны портов. « Арпад» с сентября 1917 и «Hubsburg» февраля 1918 стали учебными кораблями , а «Babenberg» — плавучей казармой с января 1918. Экипажи были сокращены, моряков отправили на доукомплектование экипажей подлодок и в авиацию. После восстания в Каттаро 1918 года « Арпад» некоторое время был плавучей тюрьмой для мятежников.
В ноябре 1918 года все три корабля окончание войны застало в Поле, здесь они были интернированы.
После войны трофейные корабли были в 1920 переданы по Сен-Жерменскому мирному договору Великобритании в качестве репараций, англичане же продали их на слом итальянским фирмам в 1921 году.
Традиционно для австрийского флота эпохи Поппера корабли Дунайской империи представляли собой компактные, но отлично сбалансированные и хорошо просчитанные боевые единицы, идеально соответствующие условиям Адриатики. В полтора раза более крупные итальянские броненосцы при сравнимой скорости и огневой мощи были гораздо большими по размеру мишенями, не полностью прикрытыми и без того тонкой броней.
Безусловно, ставка обоих берегов Адриатики на скорость оправдалась. Операции противников свелись к набегам на побережье или Отрантский барраж, а здесь скорость, позволяющая быстро добраться до цели и, выполнив задачу, уйти от преследования под защиту береговых батарей ближайшего порта.
Бюджетно-парламентские хитрости австрийских флотоводцев привели к асимметричным решениям-от классификации кораблей до сдерживания роста главного калибра. Здесь австрийцы шли параллельными путями с другой немецкой империей-Германской. Тех, правда, кроме бережливости, сдерживали размеры Кильского канала. По крайней мере 240 мм главный калибр германцы и австрийцы использовали единственные( германские броненосцы типа «Виттельсбах»).
По сути корабли можно было отнести к продвинутым эскадренным броненосным крейсерам(«Асамы» и «Гарибальди») или к истребителям броненосных крейсеров(«Центурионы»,»Триумфы» или «Пересветы»). Хотя и своим итальянским визави имели много что сказать.
Попперу же в итоге все-таки удалось преодолеть парламентские ограничения, создав на излете эпохи один из лучших эскадренных броненосцев-«Радецкий».