Ещё в начале 30-х командование бронетанковых войск РККА в полной мере осознало проблемы своих, принятых на вооружение в спешке, основных танков БТ и Т-26. Проблемы эти были настолько серьёзными, что перед руководством РККА всерьёз замаячил вопрос о необходимости модернизации этих танков. Более того, уже в 1933 году было инициировано начало работ по созданию на замену им «общевойскового» танка Т-46.
Впрочем, харьковчане пообещали избавленную от недостатков первых моделей, новую версию БТ – его наиболее совершенную модификацию БТ-7 и, если не считать обидного облома с новой башней под трёхдюймовую пушку, они со своей задачей справлялись. А вот у товарищей со 174-го питерского танкового завода им. Ворошилова дела шли не так хорошо. Модернизировать Т-26 было практически невозможно. Подвеска и двигатель работали на пределе, а без их первоочередной замены никакая эффективная модернизация была в принципе немыслима. Затея же с Т-46 полностью провалилась. Созданный и испытанный в 1935-ом году, этот танк крайне разочаровал заказчика.
(Т-46)
Тем не менее, для всех было очевидно – назрела необходимость менять во всех отношениях слабый пехотный «двадцатьшестой» на что-то более серьёзное, но, учитывая наличие БТ-7, не менее пехотное.
Потерпев фиаско с Т-46, как и в 30-ом с Т-24, чтоб опять не тратить понапрасну деньги и время, решили предварительно изучить положение дел в мировом танкостроении.
В 1935-ом году смотреть в Англии было нечего – лёгкие танки там были хуже нашего Т-26, новые А-9 и А-11 нам были недоступны – первый «Виккерс» планировал впарить английской армии, а А-11 будет готов в металле только через год.
Французские AMR-33 и AMR-35 тоже были слабее Т-26. D-1, D-2, AMC-34 и AMC-35 едва-едва ему соответствовали. А новые R-35 и H-35 ещё только доводились до ума и продаже на сторону также не подлежали (пока, по крайней мере). Да и не было ни во французских, ни в английских танках, доступных для изучения нашими специалистами, ничего такого, что мы и сами не смогли бы смастачить.
В Италии смотреть было просто нечего.
Всерьёз наших специалистов заинтересовали только две модели: шведский L-100 и американский M1. Уже интересно, да? Ведь ни Швеция, ни САСШ в лидерах танкостроения отродясь не числились!
Шведский танчик хоть и в подмётки нашему Т-26 не годился, содержал в себе несколько чрезвычайно интересных новинок (в т. ч. одна из трёх его модификаций имела торсионную подвеску).
(L-100)
Американский же лёгкий танк буквально заворожил своим удивительно компактным и мощным силовым агрегатом в виде 7-цилиндрового звездообразного двигателя мощностью 250 л.с., чего для около 9-тонной машины было просто охренительно много (наш Т-26 при своих 9,2 тоннах кое как обходился 85-сильным моторчиком).
(M1)
Поначалу американцы вовсе не горели желанием продать танк СССР, но когда заказ от армии САСШ ограничился лишь сотней машин для кавалерии (пехота, а потом и вся армия САСШ в целом, предпочли очень схожий М2 – из которого в конце-концов вырос известный танк-разведчик «Стюарт»,
(М2 и вершина его развития М3/5 «Стюарт»)
при том, что в САСШ уже были начаты работы по созданию среднего танка), сдались и продали М1 со всеми потрохами (в смысле технологиями, включая двигатель). Не пропадать же добру задарма – ведь его разработка обошлась американскому налогоплательщику в копеечку – точнее центик.
Танк у американцев хоть и был охренительно шустрым, но вместе с тем, недопустимо безпушечно вооружённым (4 пулемёта, из которых один крупнокалиберный и один зенитный) и слабовато защищённым (броня: лоб 15,8 мм, борт-корма 6,8 мм, башня 15,8–6,8 мм). С таким набором он годился только в разведчики. Да и проходящий через боевое отделение выше, чем у Т-26, карданный вал усложнял работу башнёров.
К достоинствам машины, помимо мощного и компактного силового агрегата, относились схожая с Т-26 схема,
(М1 и Т-26)
довольно совершенная трансмиссия (включавшая 5-скоростную синхронизированную КПП) и простая и надёжная подвеска. Именно то, что нам было нужно!
Что же касается проходящего выше, чем у Т-26, кардана, то удобство работы танкистов никогда не входило в набор обязательных элементов конструкции советских танков (если уж американцы с этим мирились до самого окончания ВМВ, то нам сам Бог велел). Главными всегда были ТТХ.
Согласитесь, было бы очень странно, если бы в СССР данной АИ не попытались модернизировать и Т-26 в духе М1.
Корпус подвергли минимально необходимым изменениям. Подвеску и часть узлов трансмиссии просто скопировали, а двигатель взяли свой, хорошо отработанный, серийный, звездообразный, пятицилиндровый авиамотор М-11 воздушного охлаждения (сперва – 110-сильный М-11Г, а потом 125-сильный М-11Д) – благо исчерпавших свой ресурс в авиации этих двигателей было хоть пруд пруди и специально для модернизируемых Т-26 их изготавливать нужды не было.
Как состыковать звездообразный авиамотор с танковой трансмиссией, тоже срисовали с М1. Ожидалось, что с более мощным двигателем, совершенной американской трансмиссией и динамичной подвеской подвижность Т-26 существенно увеличится.
Кроме того, поскольку высокая скорость для Т-26 отнюдь не самоцель, благодаря этой модернизации появилась возможность усилить бронезащиту. С передней проекции её довели до уровня БТ-7 (22 мм) и «на всякий случай» начали проектирование опытного комплекта навесных лобовых и бортовых экранов толщиной 10 мм, но которые, как предполагалось, будет категорически запрещено устанавливать в мирное время – во избежание форсированного износа трансмиссии и подвески в процессе боевой учёбы.
Поскольку танк с самого начала рассматривался в качестве носителя трёхдюймовой пушки, на нём сразу же получила «прописку» башня опытного арттанка Т-26-4.
Новый танк получил индекс Т-22 (танкетка под индексом Т-22 проектировалась в 29-30 г.г. и дальше НИОКРов дело не продвинулось – так не пропадать же армейскому индексу! В РИ, относительно знаменитого Т-34, получившего свой индекс от вполне успешно прошедшего испытания малого танка обр. 32 г., рассуждали, наверное, так же).
(Т-22)
Танк Т-22 был построен и испытывался в 1936-ом году. Но испытаний он не выдержал. Поскольку мощность силовой установки выросла незначительно, маневренные качества машины почти не повысились. Тем более у танка, догруженного дополнительным бронированием. При том, что увеличение толщины лобовой брони до 22 мм почти ничего к защищённости танка не добавляло. Малокалиберные противотанковые пушки пробивали её точно так же, как и прежнюю 15 мм на Т-26 или Т-46.
В отличие от новенького М-11Д, очень плохо показал себя в новом танке БэУшный авиамотор М-11Г – тот самый, который по задумке создателей Т-22 должен был стать штатным. По крайней мере, до подхода выработавших свой ресурс 125-сильных М-11Д. Дело в том, что моторы на танки предполагалось ставить уже именно выработавшие свой ресурс в ВВС. Но, как оказалось, у этих моторов, из-за естественного износа, наблюдались недобор мощности и повышенный расход масла во время работы, а на стоянке масло постепенно скапливалось в нижних цилиндрах, что при запуске зачастую приводило к разрушительным детонациям.
Да и расход бензина отнюдь не радовал – армии хватало головной боли с другими пожирателями авиатоплива – БТ, Т-28 и Т-35А.
Зато хорошо показала себя американская подвеска. В САСШ несколько лет доводили её до ума и она надёжно работала и на высокой скорости и под чрезмерной нагрузкой. Не зря на подвеске аналогичного типа, на т. н. вертикальных буферных пружинах, потом много-много лет бегали знаменитые американские танки М3 «Генерал Ли» и М4 «Генерал Шерман» и целая куча САУ и всевозможных специальных машин на их базе.
Хоть новый танк на замену Т-26 и не получился (от его принятия на вооружение и серийного выпуска решено было воздержаться), КБ 174-го завода получило чрезвычайно полезный опыт, который пригодился ему чуть позже… (см. часть2)
|
Т-26 1933 г. |
М1 1934 г. |
Т-22 1936 г. |
Масса (т) |
9,2 |
8,9 |
11,5 |
Двигатель (л.с.) |
85 |
250 |
110-125 |
Скорость (км/ч) |
31 |
72 |
32 |
Запас хода |
140 |
209 |
100 |
Броня: Лоб корп. Борт-корма корп. Лоб башни Борт-корма башни |
15 15 15 15 |
15,8 6,4 15,8 6,4 |
22 15 15 15 |
Вооружение: Пушка ККП ТП |
45 – 1-3 |
– 1 3 |
76,2 – 1-3 |
Экипаж |
3 |
4 |
3 |
(«Герои» этой повести в одном масштабе)
Пы.Сы. У наиболее дотошного читателя вполне может возникнуть вопрос – с какого ляда американцам продавать СССР один из двух своих новейших лёгких танков – даже если он пришёлся армии не ко двору? Ведь разработкой и производством М1 занималась не какаянить частная лавочка навроде Кристи, а самый что ни есть государственный военный Rock Island Arsenal (хотя, ИМХО – тот даже будет рад удачно скинуть одну из двух, почти одинаковых моделей).
Тут мне придётся напомнить две вещи. Во-первых, это АИ, а во вторых, вернуться в тот самый ноябрь 1933 года, когда САСШ признали СССР.
В долгой беседе между Рузвельтом и Литвиновым, предопределившей акт признания, одной из основных тем было взаимное опасение растущей мощи Японии. Именно эта угроза подвигнула Рузвельта официально признать СССР и установить с ним дипотношения. Ведь нашим торговым связям отсутствие дипотношений никак не мешало! Более того, рассчитывая на военное антияпонское сотрудничество (без огласки, на чисто джентльменской основе – пока без подписания вообще каких-либо документов, поскольку почву для столь решительного во всех отношениях шага готовят годами, а общественное мнение в САСШ пока было явно не готово к каким-либо оборонительным договорённостям с Советами), Рузвельт направил первым послом в СССР не какогонить чинушу из Госдепа, а своего личного представителя Уильяма Буллита, рассчитывая, что тот сделает всё, что нужно, для подготовки почвы для каких-либо военных соглашений в случае прямой конфронтации САСШ и Японии. Но тот оказался совсем не тем человеком, которым мог что-то подобное реализовать на практике. По сути, Буллит показал себя на дипломатическом поприще в СССР тупо туристом.
За несколько лет пребывания на должности посла САСШ в СССР он не сделал ровно ничего из того, на что рассчитывал Рузвельт. За что был-таки отозван, и по прибытии в САСШ президент выразил ему своё полное неудовольствие результатами работы.
Теперь, в данной АИ, представим себе, что Буллит (или вовсе не Буллит) сделал не только всё то, на что рассчитывал Рузвельт, а гораздо больше!
Вот в таких условиях уже и появляется абсолютно допустимое предположение – а почему бы американцам, хотя бы в качестве одного из жестов доброй воли, и не продать ненужный им М1? Хотя бы для того, чтоб, если не дай Бог, случись война с Японией, СССР мог строить такие танки для САСШ, а Америка – напротив, для СССР. Согласитесь, очень удобно, когда в двух странах, оказавшихся волею судьбы союзниками в борьбе против третьей страны, на вооружение их армий есть машина предельно схожая.