Маленькая американская штучка… (Часть1) Первый блин…чик.

1

Ещё в начале 30-х командование бронетанковых войск РККА в полной мере осознало проблемы своих, принятых на вооружение в спешке, основных танков БТ и Т-26. Проблемы эти были настолько серьёзными, что перед руководством РККА всерьёз замаячил вопрос о необходимости модернизации этих танков. Более того, уже в 1933 году было инициировано начало работ по созданию на замену им «общевойскового» танка Т-46.

Маленькая американская штучка... (Часть1) Первый блин...чик.

Впрочем, харьковчане пообещали избавленную от недостатков первых моделей, новую версию БТ – его наиболее совершенную модификацию БТ-7 и, если не считать обидного облома с новой башней под трёхдюймовую пушку, они со своей задачей справлялись. А вот у товарищей со 174-го питерского танкового завода им. Ворошилова дела шли не так хорошо. Модернизировать Т-26 было практически невозможно. Подвеска и двигатель работали на пределе, а без их первоочередной замены никакая эффективная модернизация была в принципе немыслима. Затея же с Т-46 полностью провалилась. Созданный и испытанный в 1935-ом году, этот танк крайне разочаровал заказчика.

Маленькая американская штучка... (Часть1) Первый блин...чик.

(Т-46)

Тем не менее, для всех было очевидно – назрела необходимость менять во всех отношениях слабый пехотный «двадцатьшестой» на что-то более серьёзное, но, учитывая наличие БТ-7, не менее пехотное.

Потерпев фиаско с Т-46, как и в 30-ом с Т-24, чтоб опять не тратить понапрасну деньги и время, решили предварительно изучить положение дел в мировом танкостроении.

В 1935-ом году смотреть в Англии было нечего – лёгкие танки там были хуже нашего Т-26, новые А-9 и А-11 нам были недоступны – первый «Виккерс» планировал впарить английской армии, а А-11 будет готов в металле только через год.

Французские AMR-33 и AMR-35 тоже были слабее Т-26. D-1, D-2, AMC-34 и AMC-35 едва-едва ему соответствовали. А новые R-35 и H-35 ещё только доводились до ума и продаже на сторону также не подлежали (пока, по крайней мере). Да и не было ни во французских, ни в английских танках, доступных для изучения нашими специалистами, ничего такого, что мы и сами не смогли бы смастачить.

В Италии смотреть было просто нечего.

Всерьёз наших специалистов заинтересовали только две модели: шведский L-100 и американский M1. Уже интересно, да? Ведь ни Швеция, ни САСШ в лидерах танкостроения отродясь не числились!

Шведский танчик хоть и в подмётки нашему Т-26 не годился, содержал в себе несколько чрезвычайно интересных новинок (в т. ч. одна из трёх его модификаций имела торсионную подвеску).

Маленькая американская штучка... (Часть1) Первый блин...чик.

(L-100)

Американский же лёгкий танк буквально заворожил своим удивительно компактным и мощным силовым агрегатом в виде 7-цилиндрового звездообразного двигателя мощностью 250 л.с., чего для около 9-тонной машины было просто охренительно много (наш Т-26 при своих 9,2 тоннах кое как обходился 85-сильным моторчиком).

Маленькая американская штучка... (Часть1) Первый блин...чик.

(M1)

Поначалу американцы вовсе не горели желанием продать танк СССР, но когда заказ от армии САСШ ограничился лишь сотней машин для кавалерии (пехота, а потом и вся армия САСШ в целом, предпочли очень схожий М2 – из которого в конце-концов вырос известный танк-разведчик «Стюарт»,

Маленькая американская штучка... (Часть1) Первый блин...чик.

(М2 и вершина его развития М3/5 «Стюарт»)

при том, что в САСШ уже были начаты работы по созданию среднего танка), сдались и продали М1 со всеми потрохами (в смысле технологиями, включая двигатель). Не пропадать же добру задарма – ведь его разработка обошлась американскому налогоплательщику в копеечку – точнее центик.

Танк у американцев хоть и был охренительно шустрым, но вместе с тем, недопустимо безпушечно вооружённым (4 пулемёта, из которых один крупнокалиберный и один зенитный) и слабовато защищённым (броня: лоб 15,8 мм, борт-корма 6,8 мм, башня 15,8–6,8 мм). С таким набором он годился только в разведчики. Да и проходящий через боевое отделение выше, чем у Т-26, карданный вал усложнял работу башнёров.

К достоинствам машины, помимо мощного и компактного силового агрегата, относились схожая с Т-26 схема,

Маленькая американская штучка... (Часть1) Первый блин...чик.

(М1 и Т-26)

довольно совершенная трансмиссия (включавшая 5-скоростную синхронизированную КПП) и простая и надёжная подвеска. Именно то, что нам было нужно!

Что же касается проходящего выше, чем у Т-26, кардана, то удобство работы танкистов никогда не входило в набор обязательных элементов конструкции советских танков (если уж американцы с этим мирились до самого окончания ВМВ, то нам сам Бог велел). Главными всегда были ТТХ.

Согласитесь, было бы очень странно, если бы в СССР данной АИ не попытались модернизировать и Т-26 в духе М1.

Корпус подвергли минимально необходимым изменениям. Подвеску и часть узлов трансмиссии просто скопировали, а двигатель взяли свой, хорошо отработанный, серийный, звездообразный, пятицилиндровый авиамотор М-11 воздушного охлаждения (сперва – 110-сильный М-11Г, а потом 125-сильный М-11Д) – благо исчерпавших свой ресурс в авиации этих двигателей было хоть пруд пруди и специально для модернизируемых Т-26 их изготавливать нужды не было.

Как состыковать звездообразный авиамотор с танковой трансмиссией, тоже срисовали с М1. Ожидалось, что с более мощным двигателем, совершенной американской трансмиссией и динамичной подвеской подвижность Т-26 существенно увеличится.

Кроме того, поскольку высокая скорость для Т-26 отнюдь не самоцель, благодаря этой модернизации появилась возможность усилить бронезащиту. С передней проекции её довели до уровня БТ-7 (22 мм) и «на всякий случай» начали проектирование опытного комплекта навесных лобовых и бортовых экранов толщиной 10 мм, но которые, как предполагалось, будет категорически запрещено устанавливать в мирное время – во избежание форсированного износа трансмиссии и подвески в процессе боевой учёбы.

Поскольку танк с самого начала рассматривался в качестве носителя трёхдюймовой пушки, на нём сразу же получила «прописку» башня опытного арттанка Т-26-4.

Новый танк получил индекс Т-22 (танкетка под индексом Т-22 проектировалась в 29-30 г.г. и дальше НИОКРов дело не продвинулось – так не пропадать же армейскому индексу! В РИ, относительно знаменитого Т-34, получившего свой индекс от вполне успешно прошедшего испытания малого танка обр. 32 г., рассуждали, наверное, так же).

Маленькая американская штучка... (Часть1) Первый блин...чик.

(Т-22)

Танк Т-22 был построен и испытывался в 1936-ом году. Но испытаний он не выдержал. Поскольку мощность силовой установки выросла незначительно, маневренные качества машины почти не повысились. Тем более у танка, догруженного дополнительным бронированием. При том, что увеличение толщины лобовой брони до 22 мм почти ничего к защищённости танка не добавляло. Малокалиберные противотанковые пушки пробивали её точно так же, как и прежнюю 15 мм на Т-26 или Т-46.

В отличие от новенького М-11Д, очень плохо показал себя в новом танке БэУшный авиамотор М-11Г – тот самый, который по задумке создателей Т-22 должен был стать штатным. По крайней мере, до подхода выработавших свой ресурс 125-сильных М-11Д. Дело в том, что моторы на танки предполагалось ставить уже именно выработавшие свой ресурс в ВВС. Но, как оказалось, у этих моторов, из-за естественного износа, наблюдались недобор мощности и повышенный расход масла во время работы, а на стоянке масло постепенно скапливалось в нижних цилиндрах, что при запуске зачастую приводило к разрушительным детонациям.

Да и расход бензина отнюдь не радовал – армии хватало головной боли с другими пожирателями авиатоплива – БТ, Т-28 и Т-35А.

Зато хорошо показала себя американская подвеска. В САСШ несколько лет доводили её до ума и она надёжно работала и на высокой скорости и под чрезмерной нагрузкой. Не зря на подвеске аналогичного типа, на т. н. вертикальных буферных пружинах, потом много-много лет бегали знаменитые американские танки М3 «Генерал Ли» и М4 «Генерал Шерман» и целая куча САУ и всевозможных специальных машин на их базе.

Хоть новый танк на замену Т-26 и не получился (от его принятия на вооружение и серийного выпуска решено было воздержаться), КБ 174-го завода получило чрезвычайно полезный опыт, который пригодился ему чуть позже… (см. часть2)

Т-26

1933 г.

М1

1934 г.

Т-22

1936 г.

Масса (т)

9,2

8,9

11,5

Двигатель (л.с.)

85

250

110-125

Скорость (км/ч)

31

72

32

Запас хода

140

209

100

Броня:

Лоб корп.

Борт-корма корп.

Лоб башни

Борт-корма башни

15

15

15

15

15,8

6,4

15,8

6,4

22

15

15

15

Вооружение:

Пушка

ККП

ТП

45

1-3

1

3

76,2

1-3

Экипаж

3

4

3

Маленькая американская штучка... (Часть1) Первый блин...чик.

(«Герои» этой повести в одном масштабе)

Пы.Сы. У наиболее дотошного читателя вполне может возникнуть вопрос – с какого ляда американцам продавать СССР один из двух своих новейших лёгких танков – даже если он пришёлся армии не ко двору? Ведь разработкой и производством М1 занималась не какаянить частная лавочка навроде Кристи, а самый что ни есть государственный военный Rock Island Arsenal (хотя, ИМХО – тот даже будет рад удачно скинуть одну из двух, почти одинаковых моделей).

Тут мне придётся напомнить две вещи. Во-первых, это АИ, а во вторых, вернуться в тот самый ноябрь 1933 года, когда САСШ признали СССР.

В долгой беседе между Рузвельтом и Литвиновым, предопределившей акт признания, одной из основных тем было взаимное опасение растущей мощи Японии. Именно эта угроза подвигнула Рузвельта официально признать СССР и установить с ним дипотношения. Ведь нашим торговым связям отсутствие дипотношений никак не мешало! Более того, рассчитывая на военное антияпонское сотрудничество (без огласки, на чисто джентльменской основе – пока без подписания вообще каких-либо документов, поскольку почву для столь решительного во всех отношениях шага готовят годами, а общественное мнение в САСШ пока было явно не готово к каким-либо оборонительным договорённостям с Советами), Рузвельт направил первым послом в СССР не какогонить чинушу из Госдепа, а своего личного представителя Уильяма Буллита, рассчитывая, что тот сделает всё, что нужно, для подготовки почвы для каких-либо военных соглашений в случае прямой конфронтации САСШ и Японии. Но тот оказался совсем не тем человеком, которым мог что-то подобное реализовать на практике. По сути, Буллит показал себя на дипломатическом поприще в СССР тупо туристом.

За несколько лет пребывания на должности посла САСШ в СССР он не сделал ровно ничего из того, на что рассчитывал Рузвельт. За что был-таки отозван, и по прибытии в САСШ президент выразил ему своё полное неудовольствие результатами работы.

Теперь, в данной АИ, представим себе, что Буллит (или вовсе не Буллит) сделал не только всё то, на что рассчитывал Рузвельт, а гораздо больше!

Вот в таких условиях уже и появляется абсолютно допустимое предположение – а почему бы американцам, хотя бы в качестве одного из жестов доброй воли, и не продать ненужный им М1? Хотя бы для того, чтоб, если не дай Бог, случись война с Японией, СССР мог строить такие танки для САСШ, а Америка – напротив, для СССР. Согласитесь, очень удобно, когда в двух странах, оказавшихся волею судьбы союзниками в борьбе против третьей страны, на вооружение их армий есть машина предельно схожая.

Подписаться
Уведомить о
guest

47 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account