23

Статья из архива 2019 года. Добавил иллюстраций.

Уважаемые коллеги, попалась очень интересная статья об одном малоизвестном танке Первой Мировой. Представляю её вашему вниманию.

 

Легкий французский танк Char Peugeot был построен компанией Peugeot (Пежо) в 1918–1919 годах. Танк во многом был похож на FT-17 и представлял собой некую альтернативу этому танку компании Renault (Рено). Вес танка составлял 8 тонн, экипаж состоял из 2-х человек. По сравнению с Renault FT-17, танк компании Peugeot отличался лучшим бронированием, более мощным вооружением (в неподвижной башне было установлено 75-мм орудие), а также более простой и сильной ходовой. Несмотря на эти плюсы, серийно данный танк не производился.

На начальном этапе развития танковой техники французским конструкторам удалось создать очень успешную машину, которая была востребована не только во французской армии, но и во многих странах мира. Речь идет о знаменитом легком танке Renault FT-17, который выгодно отличался от первых огромных танков-дредноутов, появившихся в годы Первой мировой войны. Именно с танка Renault FT-17 во многом и началось все современное танкостроение. Неудивительно, что у этой достаточно успешной машины очень быстро нашлись подражатели.

Ближайшим конкурентом компании Renault была не менее известная французская компания Peugeot, специалисты которой были потрясены огромным размером военного заказа на танк FT-17. Только в 1917–1918 годах французской армии было поставлено не менее 3177 танков FT-17, при этом еще 514 таких танков были поставлены армии США. Для тех лет такой военный заказ считался просто огромным. Именно поэтому компания Peugeot решила не оставаться в стороне от такого золотого ручейка, который, казалось бы, тек к ним прямо в руки. В итоге компания представила свой вариант танка Char Peugeot 1918, который во многом был основан именно на успешной модели своих прямых конкурентов. Главным инженером танка был капитан Омишен.

Танк Char Peugeot начали проектировать в 1918 году, в том же году уже был готов первый прототип боевой машины. Всего было собрано 2 небронированных прототипа танка, которые успели приступить к испытаниям лишь в конце 1918 года, когда исход войны не оставлял уже никаких сомнений. После капитуляции Германии армия отказалась от данного проекта, имея на руках полностью устраивающий военных танк Renault FT-17. Данная машина смогла буквально захватить мировой рынок и распространилась по всему миру. Эти танки и их модификации можно было встретить от Парагвая и Бразилии до Ирана и Японии. Всего было выпущено 7820 танков Renault FT-17 различных вариантов. Конкурировать с ним разработка компании Peugeot оказалась не в состоянии.

Компания Peugeot начала разрабатывать свой собственный легкий танк параллельно с танком Renault FT-17, который уже имел несомненный успех на полях сражений Первой мировой войны. Разработка Peugeot обладала целым рядом как положительных, так и отрицательных качеств. К положительным качествам машины можно было отнести более мощное вооружение (рассматри­валась возможность установки на танк 75-мм короткоствольного орудия), лучшее бронирование, более простую ходовую часть. При этом танк имел и явные недостатки. К таковым можно было отнести отсутствие вращающейся башни. Орудие в Char Peugeot 1918 устанавливалось в брониро­ванной рубке. В то же время вращающаяся башня, которая использовалась в Renault FT-17, стала стандартом в танкостроении на долгие годы вперед.

Инициатором разработки танка Char Peugeot, а также одним из его главных конструкторов был капитан Омишен, который предложил конструкцию, внешне схожую с танком Renault, но без башни и с упрощенной ходовой. К примеру, применительно к одному борту машины, ходовая состояла из 4-х опорных катков, которые были попарно блокированы в две тележки с амортизацией, выпол­ненной на пружинных рессорах, заднего ведущего колеса, переднего направляющего колеса и 5-ти поддерживающих роликов.

При этом открытие элементы подвески танка были прикрыты бронированными щитами — экранами. Корпус танка Char Peugeot имел клепаную конструкцию. От своего конкурента в лучшую сторону танк отличался достаточно просторной рубкой, в которой устанавливалось орудие. По бортам корпуса, а также в установленном под наклоном кормовом бронелисте были размещены двери, которые служили для посадки-высадки экипажа танка, а также загрузки в машину боекомплекта. Основное вооружение танка было пушечным. При этом в различных источниках можно встретить различные варианты предполагаемого вооружения: от 37-мм полуавтоматической пушки SA18, которая устанавливалась на танки Renault FT-17, до 75-мм короткоствольной гаубицы Блокхаус Шнейдер. На дошедших до нас фотографиях танк предстает именно с 75-мм стволом. Орудие монтировалось в лобовом листе корпуса в шаровой установке и было смещено к левому борту машины. С правой стороны от орудия располагалось место механика-водителя, которое было оснащено смотровым прибором. В качестве альтернативного варианта танк мог оснащаться лишь пулеметным вооружением с использованием 8-мм пулемета Hotchkiss.

Танк Char Peugeot смог подойти к испытаниям лишь в конце 1918 года, когда исход Первой мировой войны уже не вызывал ни у кого сомнений. Поражение Германии было делом ближайших месяцев. По этой причине, несмотря на ряд положительных особенностей, танк Char Peugeot 1918 располо­жился на одном уровне с Renault FT-17, не имея перед последним каких-то исключительных преиму­ществ. В этой ситуации армия отказалась от новинки в пользу уже освоенной в производстве версии, и проект фирмы Peugeot был отменен. К тому же танк FT-17 обладал некоторым потенциалом для дальнейшего развития. В дальнейшем на базе FT-17 была создана версия с 75-мм орудием. По сути это была одна из первых САУ, которая получила обозначение Renault FT-17 BS.

Источник – https://vk.com/feed?w=wall-5058831_1134279

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest

13 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account