Проблемы с тягачами в РККА общеизвестны. В основном — в тяжелом спектре, но и с лёгкими тягачами был затык. Хотя и не такой большой, лёгкие артсистемы можно и гужевой тягой потаскать, но всё же лучше иметь что-то и для быстрой транспортировки артиллерии. В качестве основы лёгкого арттягача я решил взять пикап ГАЗ-4 на основе ГАЗ-А. Приведу его сравнение с полуторкой:
ГАЗ-4/ГАЗ-АА :
Мощность двигателя — 40 л.с./40 л.с.
Снаряженная масса — 1080 кг/1750 кг
КПП — 3-ступ./4-ступ.
Диаметр колеса — 29/32 дюймов
Грузоподъемность кузова — 0,5/1,5 т
В общем , нам необходимо проделать следующую модификацию — установить на наш пикап колеса и коробку передач от ГАЗ-АА, причем в идеале колеса поставить двойные, для снижения давления на грунт. Не знаю, честно говоря, насколько это поднимет снаряженную массу ГАЗ-4, но думаю не выше чем на 250 кг. В любом случае, выше 1300-1350 кг снаряженная масса ГАЗ-4 не поднимется. И даже так его снаряженная масса значительно меньше чем у ГАЗ-АА, на 400-450 кг, что учитывая ту же коробку передач и тот же двигатель можно смело прибавлять к полезной нагрузке на буксире.
ЕМНИП, на буксире ГАЗ-АА таскал 1 700 кг. Если приплюсовать к этому наши 400 кг можно получить 2,1 тонны буксируемой массы. Учитывая сниженное относительно ГАЗ-АА удельное давление на грунт в 1,62 раза (ну, чисто по снаряженной массе смотрю, опять же), можно рассчитывать на то, что по бездорожью эта машинка будет ездить получше обычного грузовика.
Минусы — нет демультипликатора в КПП, для размена скорости на тягу и ещё одного моста. Но я решил что “нафиг-нафиг”, ибо оснащенный всеми этими красотами ГАЗ-ААА стоил 9500 рублей, в то время как обычная полуторка стоила 5763 рублей — т.е. удорожание выходит немаленькое. А у нас платить по сравнению с ГАЗ-АА придется разве что за ещё одну пару колес, что не так уж и много.
К слову, запустить этот автомобиль можно и в гражданское производство (думаю, многим бы пригодился ГАЗ-4 с увеличенной проходимостью и хорошей массой буксируемого груза), а в ходе войны просто отмобилизовать их — так можно будет частично окупить производство тягачей за счет гражданского рынка. С тем же Т-20 так уж точно бы не вышло.
В общем, на выходе мы получаем МАКСИМАЛЬНО унифицированный с полуторкой арттягач, практически не превосходящий её по стоимости и способный таскать артсистемы массой до 2,1 тонн (не учитывая массы расчета, конечно) при том относительно быстро — демультипликатора для того чтобы таскать “медленно, но много” у нас всё равно нет.
ИМХО — несмотря на полное отсутствие брони это чудо будет повеселее Комсомольца. Во-первых он тупо дешевле — Т-20 стоил 27+ тысяч рублей, и это в принципе понятно — гусеничная техника всегда сложнее колесной, а тут ещё к этому добавляется броня, более сложная силовая установка и прочее. Во-вторых, ИМХО, на альт. тягач будет по как минимум дорогам ездить пошибче даже с прицепом — этому способствует меньшая масса самого тягача. Кроме того, в сравнении с Т-20 получается значительная экономия по расходу топлива, что тоже немаловажно. Ремонтировать альт-тягач в полевых условиях наверное проще — машинка максимально унифицирована с остальным автопромом от ГАЗ-а. Ну и под конец стоит сказать что и расчету в кузове, и водителю явно будет удобнее располагаться на альтернативном тягаче чем на крохотном Т-20.
Конечно, в плюсах у Комсомольца демультипликатор (мог таскать до 3 тонн на 2,5 км/ч), гусеничная ходовая и бронирование. Но причину отказа от первого и второго я уже объяснял (дорого и сложно), а бронирование у Т-20, ну… такое себе. Экипаж-то она защищает, а вот расчет орудия в кузове — нихрена. То есть если тягач этот под обстрел попадёт и даже уцелеет (что тоже не шибко вероятно — всё же толщина брони там тоже не впечатляет), то пушка всё равно окажется небоеспособной — стрелять из неё будет просто некому. Поэтому за эту броню переплачивать смысла не вижу, тягач может и вообще без оной обойтись.
В общем, это первая моя попытка влезть в автомобильную тему. Жду заслуженных тапков.