Ну вот пошли, я бы так сказал, сказочные бронеавтомобили, прославленного советского завода. И первым из таковых будет КрАЗ Халк.
Впервые этот броневик показали в сентябре 2016 года на заводском полигоне Кременчугского автозавода, а в октябре того же года демонстрационный образец официально представили на оружейной выставке «Зброя та безпека-2016» в Киеве.
КрАЗ Халк имеет бескапотную компоновкус несущим бронированным корпусом, с передним расположением двигателя и отделения управления; в средней и кормовой частях машины расположено десантное отделение.
Экипаж состоит из двух человек, предусмотрена возможность перевозки до десяти полностью экипированных пехотинцев. Сиденья десанта для снижения воздействия на людей ударной волны при подрыве машины на минах или взрывных устройствах крепятся к бортам корпуса. Они выполнены складными, что позволяет использовать десантное отделение в качестве грузового отсека.
Бронированный корпус машины сварной, изготовлен из листов броневой стали с V-образным днищем. Стекла пуленепробиваемые. Бронированный корпус и стекла обеспечивают круговую баллистическую защиту по 2 уровню в соответствии со стандартом STANAG 4569 (защита при попадании пули с термоупрочненным сердечником патрона 7,62х39 мм автомата АКМ). Противоминная защита соответствует уровням 2а и 2b стандарта ТАМАС 4569 (взрыв мины или взрывного устройства мощностью 6 кг в тротиловом эквиваленте под днищем или колесом).
Бронированный корпус однообъемный, четырехдверный: одна дверь с левого борта — для водителя, две двери на правом борту — для старшего машины и для десанта, одна дверь в корме — для десанта.
В верхней части бортов десантного отделения установлены прямоугольные окна (по четыре с каждого борта, одно из них в правом борту, в двери для десанта) из бронестекла с вмонтированными в них амбразурами, закрывающиеся бронированными крышками, для ведения стрельбы из табельного стрелкового оружия. Такое же стекло с амбразурой находится в створке кормовой двери. В крыше корпуса имеется люк с вращающимся погоном, закрывающийся бронированной крышкой. На погоне смонтирован шкворень для монтажа пулемета. По периметру люка расположена бронезащита стрелка.
По заявлениям разработчиков, на поворотной платформе может быть применен любой боевой модуль.
КрАЗ Халк оснащен силовой установкой с 8-цилиндровым V-образным турбодизелем ЯМ3-238 ДЕ2, развивающим максимальную мощность 330 л.с. Двигатель размещен под полом, между передними сиденьями. В трансмиссии используется механическая 9-ступенчатая коробка передач. Машина имеет два топливных бака емкостью по 165 л.
На бронеавтомобиле используются шины размерностью 445/65R22,5 с внутренними пулестойкими вставками типа Runflat system.
Бронемашина может эксплуатироваться при безгаражном хранении при экстремальных температурах окружающего воздуха — от-45°С до +45°С.
В конце марта 2017 года генеральный директор ЧАО «АвтоКрАЗ» Р.А. Черняк сообщил, что бронемашина Халк не вызвала интереса у заказчиков из силовых структур Украины, в связи с чем компания стала рассматривать возможность ее производства на экспорт. По его словам, для прохождения предконтрактных испытаний броневик направили в одну из стран Юго-Восточной Азии. Правда, спустя четыре года информации о поставках Халка на экспорт не поступало.
Тем не менее, бронемашина включена в перечень вооружения и бронетехники, предлагаемых на экспорт украинской государственной компанией «Спецтехноэкспорт».
Основные технические характеристики бронеавтомобиля:
· Колесная формул – 4х4,
· Полная масса, т. – 16,
· Экипаж + десант, чел. – 2+10
Размеры, мм:
· длина корпуса, мм – 6185,
· ширина, мм – 2570,
· высота, мм – 3045,
· клиренс, мм – 300,
Уровень защиты по стандарту STANAG 4569:
· баллистической – 2,
· противоминной – 2а и 2b,
· Мощность двигателя, л. с. – 330,
· Скорость по шоссе, км/ч – 80,
· Запас хода по шоссе, км – 940.
PS. Конечно данная машина не представляет из себя ни чего особенного. Однако она нисколько не хуже тех западных образцов которые сейчас массово поставляются на Украина, а во много и лучше. Однако, западные партнёры Украины, ни только никак не развивали украинскую оборонку, но и всячески её тормозила. Что, собственно, вполне понятно, каждая построенная в Кременчуге боевая машина, это минус доход западных корпораций. А хозяевам Украины зачем это нужно.
Автор – Сергей Суворов.
Источник – Журнал «Техника и вооружение» №1 2023 года.