Лёгкая броня альпийской Республики. БМП Mowag Tornado. Швейцария

15

Не так давно на страницах нашего ресурса была опубликована статья о швейцарском «Хетцере» 80-х. Та машина базировалась на агрегатах БМП Mowag Tornado, о которой речь пойдёт в этой публикации.

Лёгкая броня альпийской Республики. БМП Mowag Tornado. Швейцария

Ранее Швейцарская компания Mowag активно участвовала в разработке немецкой боевой машины пехоты Marder, которая с успехом прошла испытания. На момент ее появления, «Куница» была самым защищенным и маневренным БМП в мире, способным легко идти в ногу с танками «Леопард». Эти машины оставались в вооружении германской армии до 2010 года. Кроме этого компания Mowag принимала участие и в доработке и модернизации Мардера вплоть до 1988 года. Например, пулеметная установка, размещенная в кормовой части БМП Мардер, была разработана швейцарскими специалистами, которые даже планировали установить две таких пулеметные установки на задней части их собственной БМП. Некоторые детали «Куницы» действительно были перенесены в швейцарскую боевую машину пехоты «Торнадо», однако она так и осталась в статусе опытной разработки.

Боевая машина пехоты Mowag Tornado была разработана во второй половине 1960-х годов, и первая опытная машина была полностью готова в 1968 году. В связи с участием швейцарских специалистов в разработке немецкой БМП Мардер, Торнадо очень сильно напоминала своего немецкого «собрата», сохраняя даже внешнее сходство. При этом швейцарская БМП также учитывала все тактические и технические требования, предъявляемые к броневой технике стран-членов НАТО.

Конструкция машины была классической: моторно-трансмиссионное отделение располагалось в передней части (смещено вправо), боевое отделение – в середине корпуса, а десантное – в кормовой части, которая могла вместить до 7 пехотинцев. Экипаж состоял из трех человек. В задней части БМП была откидывающаяся аппарель, предназначенная для посадки и высадки десанта, а также были предусмотрены четыре люка на крыше десантного отделения. Для стрелкового оружия десанта в бортах отделения были выполнены две амбразуры с каждой стороны, что позволяло им открыть огонь без покидания боевой машины.

Лёгкая броня альпийской Республики. БМП Mowag Tornado. Швейцария

Корпус швейцарской боевой машины делался полностью сварным. В передней левой части находилось место для механика-водителя, за которым располагался командир БМП. Броня корпуса обеспечивала надежную защиту для десантников, членов экипажа и важных узлов и агрегатов машины от пуль, осколков снарядов и мин, а также от снарядов малого калибра. В лобовой проекции броня обеспечивала надежную защиту от обстрела различными боеприпасами калибра 20-25 мм. Передние бронелисты (верхний и нижний) и верхняя часть бортовых бронелистов корпуса были расположены под оптимальными углами наклона.

Сердцем БМП «Торнадо» был восьмицилиндровый V-образный дизельный двигатель мощностью 287 кВт (390 л.с.). Его мощности было достаточно, чтобы разогнать боевую машину весом около 22 тонн до максимальной скорости 66 км/ч (при движении по шоссе). Запас хода по топливу составлял не более 400 км. Трансмиссия, двигатель и механизм поворота были объединены в единый блок. Ходовая часть БМП состояла из шести опорных катков среднего диаметра (обрезиненных), трех поддерживающих катков, ведущего (переднего) и направляющего (заднего) колес на каждом борту. Подвеска была торсионной, а на первом, втором и шестом опорных катках имелись гидравлические амортизаторы.

Особенностью швейцарской БМП было разнообразие вариантов вооружения. Изначально планировалось установить на машине 20-мм автоматическую пушку, размещенную в одноместной бронированной башне с круговым вращением, а также ПТРК Bantam (для них предусмотрены специальные узлы крепления на башне). Данный ПТУР был достаточно передовым для своего времени и обеспечивал бронепробитие на уровне 500 мм и дальность стрельбы чуть более двух километров. Пулеметное вооружение БМП состояло из двух 7,62-мм пулеметов с дистанционным управлением, размещенных в корме корпуса на специальных поворотных стойках. По задумке разработчиков, эти пулеметы можно было использовать и для стрельбы по воздушным целям; углы наведения в вертикальной плоскости составляли от -15 до +60 градусов, а сектор наведения по горизонтали был ограничен 230 градусами. Боекомплект пулеметов составлял 5 тысяч патронов, а к 20-мм орудию планировалось иметь 800 выстрелов.

Лёгкая броня альпийской Республики. БМП Mowag Tornado. Швейцария

В 1975 году швейцарские инженеры представили новую и любопытную концепцию, установив на существующую шасси пару 80-мм безоткатных орудий от компании Oerlikon Contraves. Углы наведения орудий по вертикали были впечатляющими — от -10 до +20 градусов. Основными боеприпасами для этой машины были осколочно-фугасные или кумулятивные 80-мм реактивные снаряды с складывающимися стабилизаторами. Еще одним инновационным элементом был автоматический механизм заряжания и система питания с магазинами на 8 снарядов. Каждая установка несла боекомплект из 16 снарядов. Машина могла стрелять как в одиночном режиме, так и очередями, выпустить 8 снарядов было возможно всего за 1,7 секунды.

К сожалению, шведская боевая машина пехоты CV 9030СН оказалась более предпочтительной для швейцарских военных, и вопрос о принятии на вооружение собственной машины так и остался нерешенным. Несмотря на очевидные достоинства Mowag Tornado, машина не смогла найти покупателей на международном рынке, главным образом из-за достаточно высокой цены. Но это не останавливало компанию Mowag, которая продолжала пытаться разработать собственную боевую машину пехоты.

Уже в 1990-х годах швейцарские конструкторы представили вторую версию своей боевой машины пехоты — Mowag Tornado-2 (первая версия автоматически стала Mowag Tornado-1). Новая машина отличалась более мощным двигателем, улучшенной трансмиссией и современными приборами наблюдения. Она также была оснащена комбинированным прицелом, который обеспечивал возможность поиска целей как днем, так и ночью. Основным вооружением обновленной Мowag Tornado планировалось сделать 25-мм автоматическую пушку Oerlikon Contraves, которую можно было размещать в надбашенном бронированном лафете или в стандартной бронированной башне с круговым вращением (модификации MK.1 и MK.2 соответственно). Рассматривались также варианты установки более мощной 35-мм автоматической пушки и противотанкового ракетного комплекса MILAN для повышения боевых возможностей новинки. Все варианты сохраняли две дистанционно управляемые пулеметные установки в корме, которые по какой-то причине швейцарские конструкторы не хотели убирать. Но когда и эта попытка оказалась безуспешной, компания Mowag полностью переключилась на разработку и производство колесной боевой техники, а Мowag Tornado осталась в истории исключительно в виде опытных образцов.

Лёгкая броня альпийской Республики. БМП Mowag Tornado. Швейцария

Не смотря на неудачу с разработкой БМП компании MOWAG улыбнулся успех в создании колесной боевой техники, особенно ярко это проявилось в их модели MOWAG Eagle. Сегодня швейцарская армия может похвастаться наличием 443 бронеавтомобилей MOWAG Eagle разных модификаций, с колёсной формулой 4х4. Серийное производство этих машин началось в 2003 году. Благодаря успеху продаж, швейцарские инженеры уже представили пять поколений боевых разведывательных машин MOWAG Eagle, которые находят востребованность не только на внутреннем рынке, но и за рубежом. Например, Германия имеет на вооружении в два раза больше бронемашин Eagle, чем Швейцария, а также значительная партия этих машин (90 штук) использована датской армией.

Бронеавтомобиль MOWAG Eagle

Бронеавтомобиль MOWAG Eagle

Источник — https://topwar.ru/155698-boevaja-mashina-pehoty-dlja-shvejcarskih-alp.html

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account