LRASM: Long-Range Anti-Ship Missile — новая ПКР американского флота
Этот видеоролик был официально выпущен корпорацией "Lockheed" для презентации своего нового проекта — сверхдальнобойной противокорабельной крылатой ракеты LRASM.
С момента снятия с вооружения противокорабельной версии "Томагавка" — TASM — американский флот остался без дальнобойного противокорабельного оружия. Его единственной специализированной противокорабельной ракетой (не считая возможности запускать "Стандарты" по кораблям противника) остался RGM-86 "Гарпун". Ракета весьма эффективная, но радиус ее действия даже в лучших модификациях не превышал 280 километров.
Долгое время американский флот не обращал на это особого внимания. "Холодная война" завершилась: российский флот, многократно уменьшившийся в размерах, попросту не представлял такой угрозы, которая могла бы потребовать создания дальнобойной противокорабельной ракеты. Американские адмиралы были абсолютно уверены, что палубные F/A-18 с "Гарпунами" массированой атакой уничтожат абсолютно любого существующего надводного противника. Для тех редких ситуаций, когда вражеский надводный корабль приближался на дистанцию поражения к надводному кораблю США — хватало и "Гарпунов" самообороны.
Во всем этом был только один недостаток. "Гарпун", будучи ракетой довольно старого дизайна, не подходил к вертикальным пусковым ячейкам Mk-41. Американские адмиралы в 2000-ых избавились от всех ракет, не подходящих к этим универсальным пусковым установкам (тем самым радикально сократив расходы на обслуживание пусковых систем), но "Гарпун" вынуждены были оставить вместе с его контейнерными пусковыми Mk-141.
Традиционный кормовой "Шалашик" из двух направленных в противоположные стороны Mk-141, тем не менее, таил в себе ряд недостатков. Пусковые установки занимали много места на палубе и мешались другим орудийным системам. Для запуска ракет нужно было развернуться бортом к противнику (что требовало времени: кроме того, в одном залпе могло быть запущено не более половины ракет). Наконец — и это было самым главным — торчащие пусковые установки существенно увеличивали ЭПР корабля.
Американские адмиралы пытались решить проблему. Но на приспособленную для вертикального запуска версию "Гарпуна" Конгресс в 1990-ых денег не дал. "Холодная война" завершилась, американский флот провел самое масштабное списание в своей истории и мог обойтись и существующими ракетами.
Ситуация изменилась к 2000-ым. Быстрый рост китайского военно-морского флота — особенно приобретение таковым эсминцев с дальнобойными зенитно-ракетными комплексами и авианосца "Ляонин" (бывший "Варяг") стало причиной серъезного беспокойства американских адмиралов. Дальнобойные зенитные ракеты и патрулирующие истребители делали радиус действия "Гарпунов" уже не слишком-то "безопасным". Кроме того, значение технологий снижения ЭПР существенно возросло по мере развертывания более совершенных головок самонаведения ракет.
В принципе, американскому флоту не составляло бы труда вернуть на вооружение TASM — благо, оба ее компонента, "Томагавк" и "Гарпун" оставались в производстве. Но… TASM все же была уже несколько прошлым веком противокорабельных ракет. Американский флот хотел большего.
В 2009 году, агентство перспективных исследований — DARPA — обратилось к Lockheed с предложением о разработке проекта перспективной дальнобойной противокорабельной ракеты нового поколения. В ходе работ определились два перспективных направления:
LRASM-A — дальнобойная дозвуковая ПКР, выполненная по стелс-технологии.
LRASM-B — сверхзвуковая ПКР, аналогичная по схеме русско-индийской ракете БраМос.
В январе 2012 года, после тщательного сопоставления проектов, от LRASM-B было решено отказаться. Америка не имела особого опыта создания сверхзвуковых ракет, и неминуемо оказалась бы в этой области в роли догоняющей. В стелс-технологиях же США успешно лидировали. Кроме того, считается, что на решение отказаться от LRASM-B повлияло успешное испытание Тайванем собственной сверхзвуковой противокорабельной ракеты. Американцы сочли, что в крайнем случае всегда могут обратиться к давнему союзнику за лицензией…
В результате, все усилия были сосредоточены на LRASM-A.
Техническое описание
Согласно имеющейся информации, LRASM изготовляется на базе авиационной крылатой ракеты AGM-158 JASSM (Joint Air-to-Surface Standoff Missile), принятой на вооружение в 2009 году. Эта тактическая ракета, выполненная по стелс-технологии, чрезвычайно малозаметна для радаров противника и обладает радиусом действия до 370 км. В настоящее время, эта ракета состоит на вооружении ВВС США, Австралии, Голландии… и Финляндии, не так давно закупившей 50 ракет для своих F/A-18.
Изучая JASSM, инженеры Lockheed решили, что возможно увеличить радиус действия ракеты до 800-900 километров путем установки более эффективного двигателя и внутренней перекомпоновки для увеличения размеров топливного бака. Ракета, получившая название JASSM-ER в 2013 году была рекомендована к принятию на вооружение — и именно она и стала базой для LRASM.
Технически, LRASM представляет собой дальнобойную крылатую ракету с раздвижными крыльями, выполненную по стелс-технологии. В движение ее приводит турбореактивный двигатель. Ракета пригодна для запуска с самолетов (в т.ч. палубных F/A-18F и в перспективе — F-35) и из пусковых ячеек Mk-41 надводных кораблей (с твердотопливным ускорителем).
Основной частью проекта LRASM является ее система наведения. Еще при эксплуатации TASM в 1980-ых выявились проблемы с наведением дозвуковой ракеты на расположенную в 450 километрах цель. За время полета TASM, цель успевала сместиться и выйти из радиуса обнаружения! Чтобы компенсировать эту проблему, TASM выполняла поисковый маневр "Змейка", летая из стороны в сторону и осматривая значительный сектор.
Вполне понятно, что для вдвое более дальнобойной LRASM эти проблемы только усугубились.
Поэтому LRASM обладает чрезвычайно комплексной, многокомпонентной системой поиска и идентификации цели. Ракета может быть запущена в район поиска без начального целеуказания: выйдя в рассчетный сектор, LRASM самостоятельно выбирает схему поиска и ищет цель. В полете, ракета непрерывно поддерживает двусторонний канал связи с носителем, со спутниковыми системами, уточняя информацию относительно нахождения цели, потенциально опасных районов поиска и оптимальной траектории движения. Сенсорная аппаратура ракеты идентифицирует встреченные корабли, и ищет среди них те, которые совпадают с предварительно запрограммированными параметрами цели.
Определив таковые, LRASM формулирует схему атаки. Летящие ракеты поддерживают между собой связь, и могут осуществлять комплексную схему атаки на соединение противника. Атака осуществляется на сверхмалой высоте: при этом ракета выбирает оптимальный путь к цели, избегая поражения кораблями сопровождения и выбирая вектор атаки, наименее выгодный для средств противодействия противника, активно задействует аппаратуру радиоэлектронной борьбы.
Носители
В качестве носителей ракеты предполагаются надводные корабли, оснащенные пусковыми Mk-41, самолеты F/A-18F и F-35. Также интерес к развертыванию ракет выразили ВВС, которые хотят применять ракеты с стратегических B-1B. Насчет развертывания ракеты на подводных лодках пока не известно.
Испытания
Сенсорная аппаратура LRASM испытывалась на летающих стендах в 2012 году.
В июне 2013 были проведены первые баллистические запуски имитаторов LRASM из ячейки Mk-41. Все четыре запуска были успешны.
Примечание
Довольно интересно, что в приводимом ролике целью для LRASM является "символический" ракетный крейсер проекта 1164. Склонен полагать, что с точки зрения Lockheed это эффектная демонстрация превосходства LRASM над чстарыми символами "Холодной Войны". Ну, или… инженеры Lockheed тоже читают русские форумы и решили изящно ответить на частые заявления о "сверхмогуществе" российских дальнобойных ПКР П-1000 "Вулкан"?…