Линкоры типа «Кинг Джордж V». Альтернатива.
Всерьёз работы по проектированию новых линкоров («Кинг Джордж 5») начались только в 1933 году. Срок действия Лондонского соглашения истекал 1 января 1937 года, перспективы подписания следующего были весьма туманны, и могла начаться новая гонка размеров капитальных кораблей. С другой стороны, по политическим и финансовым причинам Великобритания не желала первой начинать эту гонку, вследствие чего возникло желание не менять текущее положение вещей. Эти обстоятельства привели к выработке в 1933 году достаточно сомнительных требований на проектирование линкора программы 1937 года. Для выработки требований к новому линкору Морской штаб инициировал стадию предварительных проработок проектов линкора. Специалисты Штаба считали идеальным вооружение из 381-мм или 406-мм орудий, размещённых в четырёх двухорудийных башнях. В крайнем случае допускалось установить три трёхорудийные башни.
***
В итоге были разработаны 27-узловые проекты «16В», «16С», «15B» и «14F». Все 11 проектов были переданы для анализа в технический департамент Морского штаба. Их детальный анализ был изложен в выводах департамента. В целом выводы сводились к тому, что выбор следует сделать среди трёх основных вариантов:
30-узловый линкор с вооружением из 381-мм орудий;
27-узловый линкор с вооружением их 381- или 406-мм орудий;
23-узловый линкор с вооружением из 406-мм или 356-мм орудий.
Этот анализ был обсуждён лордами Адмиралтейства 20 сентября 1935 года. И сделан вывод в пользу линкора с девятью 381-мм орудиями и скоростью не ниже 29 узлов. Предполагалось, что эти линкоры будут построены для Европейского театра, а для противостояния более мощным японским и американским линкорам на Дальнем Востоке будет построена следующая серия линкоров с 406-мм орудиями. Но дальше в процесс проектирования нового линкора вмешалась политика
Британцы всеми силами стремились ограничить гонку вооружений. Осенью 1935 года по дипломатическим каналам удалось выяснить, что США готовы поддержать предложение об ограничении водоизмещения новых линкоров на отметке 35 000 т, а калибра орудий — 356 мм. Считалось, что к этому соглашению примкнёт и Япония. Между тем время для принятия решения уже наступило. С учётом срока ввода в строй новых линкоров в 1940 году на разработку и принятие на вооружение новых орудий оставалось около трёх лет. И хотя уверенности в заключении нового соглашения не было, британцами 10 октября 1935 года было принято решение строить 35 000-тонные линкоры со скоростью 28 узлов и вооружением из 356-мм орудий. Был дан старт предварительной разработке 356-мм орудий. Правильным решением было бы начать параллельную разработку 406-мм орудий, но по экономическим соображениям этого делать не стали. Дальнейшие события показали ошибочность принятого британцами решения. В Лондоне в конце 1935 — начале 1936 года прошла конференция об ограничении морских вооружений. Её результатом стала ратификация Великобританией, США и Францией в марте 1936 года соглашения об ограничении водоизмещения линкоров в 35 000 т, а калибра орудий — в 356 мм. Между тем, к договору не присоединилась Япония. Поэтому в тексте договора была сделана оговорка, что если Япония не подпишет его до 1 апреля 1937 года, то подписавшие договор страны имеют право увеличить калибр до разрешённых Вашингтонским соглашением 406 мм. Вот только французы изначально проектировали свой «Ришелье» под 380-мм орудия и не меняли калибр, американцы же заложили в проект «Саут Дакота» возможность замены на 406-мм орудий (что и сделали). Следовало ожидать от Японии, линкоров с 410-мм орудиями – причем существовала вероятность, что самураи новых английских линкоров (с 406-мм орудиями) ждать не будут…
На этом фоне 12 356-мм английских орудий (хотя и давали преимущество на дистанциях 60-80 кабельтов за счет скорострельности), смотрелись блекло.
В одиночку выполнять требования договора – что делало Великобританию «блюстителем законов», но при этом слабейшей из держав, англичане не хотели. Если все страны нарушают договора, то Великобритания (как бы ей этого не хотелось), должна в таком случае возглавить процесс и встать во главе начавшейся гонки вооружений. Пусть тайно.
В итоге, строившиеся с 12 356-мм орудиями, с началом ВМВ, все линкоры типа «Кинг Джордж» были перевооружены, и окончательно вступили в строй с орудиями чудовищного калибра – 18-дюймов! Подобных орудий не имел ни один корабль мира.
Надо сказать, что 457-мм пушки разрабатывались на основе 381-мм артсистемы, но оказались, конечно же, намного мощнее последний. Вес снаряда достиг 1 507 кг, его начальная скорость – 732 м/сек… Правда, следует учитывать, что данные приведены для «усиленно-боевого» заряда, содержащего 313 кг пороха – с обычным, 286 кг зарядом, начальная скорость снаряда составляла только 683 м/сек.
Могущество 457-мм снарядов поражало воображение. Содержание взрывчатого вещества в бронебойном боеприпасе составляло 54 кг, в фугасном – феерические 110,2 кг. При этом удар бронебойного снаряда играючи сокрушал любую мыслимую броню – по некоторым данным, он преодолевал бронеплиту толщиной в собственный калибр (то есть 457-мм) на расстоянии 75 кбт!
Во время «нового Ютландского сражения» (соотношение потерь было за немцами, но вот стратегическая обстановка не изменилась), именно 457-мм снаряды английского линкора «Принц Уэльс» прервали рейд немецкого линкора «Бисмарк» в Атлантику. Но, если немецкий линкор получив два чемодана смог вернуться на базу, то тяжелому крейсеру «Принц Ойген» не повезло.