Линкор «Халхин-Гол». Часть-7 Морской бой.

11

Линкор «Халхин-Гол». Часть-7 Морской бой.

Линкор «Халхин-Гол». Часть-7 Морской бой.


Вскоре после рассвета «Халхин-Гол» отдал швартовы, и портовые буксиры медленно оттащили махину линкора от причалов военного рейда, расположенного в Центральном бассейне залива. В трех кабельтовых от берега заработали машины, и корабль малым ходом двинулся на запад. Нырнув под исполинский мост Сан-Франциско — Окленд, линкор оставил по правому борту острова Йерба-Буэна и Алькатрас, миновал зону паромных причалов. Затем будущий флагман Тихоокеанского флота плавно выскользнул в океан между мысами Лойн-Пойнт и Форт-Пойнт. Чуть выше мачт корабля проплыла ажурная громадина моста Золотые Ворота, подвешенного над одноименным проливом на канатах в метр поперечником.

Линкор «Халхин-Гол». Часть-7 Морской бой.
Когда перед линкором распахнулся океан, Биберев скомандовал «полный вперед», а Михаил отправился спать. От порта назначения их отделяли четыре с половиной тысячи миль — неделя пути экономическим ходом.

Линкор «Халхин-Гол». Часть-7 Морской бой.

Как показывает карта Тихого океана, расстояние от Владивостока до Сан-Франциско несколько (раза в три) больше, чем 4500 мили. Значит советский линкор направлялся не во Владивосток, а в другое место…. — остров Тауру?! Так же следует обратить внимание, что линкор эти 4500 миль собирается пройти не экономическим ходом, а полным ходом (или капитан Биберев решил щегольнуть, дав полную скорость, а потом, скрывшись за горизонтом, снизив ее до экономической).

Товарищи командиры, я только что получил шифротелеграмму из Главного морского штаба. Москва предупреждает, что в ближайшие дни ожидается внезапная, то есть без предварительного объявления войны, агрессия Японии против Советского Союза. Нам предписано повысить бдительность и привести корабль в боевую готовность — не исключено, что противник попытается атаковать и уничтожить наш линкор. Воздушные и подводные силы Тихоокеанского флота будут патрулировать квадрат к востоку от Курильских островов, чтобы обеспечить наше возвращение.
Кроме того, «Халхин-Гол» получил приказ выйти к архипелагу Адмирала Дорсона и сопровождать до Камчатки пароход «Забайкальский Комсомолец», который в настоящее время выполняет особую научную миссию на острове Туару.

Уже 7 ноября началась реализация заблаговременно разработанных планов боевых действий на северном направлении. Ударному соединению флота (семь крупнейших авианосцев, восемь линкоров, десять крейсеров и около полутора десятков эскадренных миноносцев) было дано распоряжение к 22 ноября сосредоточиться у острова Итуруп, пополнить припасы и ждать приказа о начале войны. К советской границе подтягивались дивизии Квантунской армии общей численностью около миллиона штыков. Со дня надень ожидалось заседание Императорского тайного совета, который должен был дать директиву о разворачивании военных действий.

Линкор «Халхин-Гол». Часть-7 Морской бой.
При подходе к острову Тауру, выясняется, что японский крейсер атаковал советскую экспедицию. Причем подтверждение идет и из Москвы.

Бой около острова Тауру.
В первом боевом крещении, преимущества советского корабля были подавляющими. Обнаружив (на расстоянии 55 километров или 32 мили) противника (легкий крейсер) с помощью РЛС, советский линкор сокращает дистанцию до 30 км (17-18 миль). Это расстояние — 25 км или 14 миль, линкор, идущий со скоростью 20 узлов, должен преодолеть за 0,7 часа или 42 минуты. С расстояния 30 км, советский линкор (используя данные как РЛС, так и воздушной корректировки), открывает огонь – первый залп 4 снаряда (сразу накрытие), потом два полузалпа, сначала левыми, потом правыми орудиями. Итак, на уничтожение японского крейсера потребовалось 12 снарядов главного калибра.

Затем следуют странные события.
…..допросил пленного японского офицера. Страшные вещи мы узнали, — оказывается, их флот сосредоточен у Курил и вот-вот двинется бомбить Владивосток!
Вообще-то сосредоточенному около Курил японскому флоту что бы идти на Владивосток сначала надо пройти мимо Сахалина (или если длинным путем – для начала обогнуть Японию). И вряд ли такие сведения, как сосредоточение флота в преддверии войны, стали бы доверять офицеру крейсера находящемуся на другом ТВД.
Всю ночь гудели паровые котлы, выжимая полную мощность, и турбины гнали огромный корабль на северо-запад. К утру их отделяло от места вчерашней стоянки почти триста миль. Но вскоре после рассвета натянутые на мачтах антенны приняли радиограмму с борта дальнего разведчика АНТ-39: японский флот курсирует восточнее Итурупа и Хонсю. Стало ясно, что самые удобные проливы — Надежды и Буссоль для «Халхин-Гола» закрыты…

Линкор «Халхин-Гол». Часть-7 Морской бой.
Вот тут возникает еще один законный вопрос. А что было бы если бы японский флот не курсировал бы около Итурупа и Хонсю? Советский линкор прошел бы через проливы Буссоль и Надежды?
Да-да все напоминает одну историю, случившуюся осенью 2018 года, когда военные корабли одной страны собирались пройти через территориальные воды другой страны.
Советский (или американский) военный корабль – линкор! – собирается пройти через территориальные воды Японии, причем японцев об этом не ставят в известность. И это в момент, когда война между СССР и Японией очень вероятна. Казус Белли в чистом виде!

Бибереву даже не было надобности смотреть на карту, чтобы понять: следует уводить корабль как можно дальше к норду, а затем прорываться в Охотское море через Первый Курильский пролив под прикрытием береговой авиации. До Петропавловска-Камчатского оставалось почти полторы тысячи километров — тридцать часов движения полным ходом.
Стало быть (по формуле расстояние 1500 / время 30 = скорость 50), линкор «Халхин-Гол», двигается со скоростью 26-27 узлов.

Линкор «Халхин-Гол». Часть-7 Морской бой.

Если, конечно, враг не перехватит их превосходящими силами в открытом океане.
И это случилось. «Красная Звезда» сообщила, что на перехват «Халхин-Голу» спешит соединение в составе линкоров «Сайен» и «Тоса», авианосца «Амаги» и шести эсминцев или легких крейсеров. В 11.38, когда поступило это сообщение, оба линкора находились на расстоянии восьмидесяти пяти миль севернее советского корабля. Сопровождаемый миноносцами «Амаги» подтягивался с запада.
Таким образом на 11.38. получаем треугольник:
Линкор «Халхин-Гол». Часть-7 Морской бой.
Расстояние советский линкор – японские линкоры: 85 миль; 157,42 км; 850 каб
Расстояние советский линкор – японский авианосец: около 100 миль; 185,2 км; 1000 каб
Расстояние японские линкоры – японский авианосец: 133 миль; 246,3 км; 1329 каб.

При этом, сближение линкора «Халхин-Гол» и авианосца «Амаги» на дистанцию стрельбы главного калибра (Б-37 стреляет на 45,6 км или 24,6 мили) будет только через 4 часа, и то при благоприятных обстоятельствах (авианосец не отходит на вест/запад). В этих условиях японский авианосец может отправить против линкора «Халхин-Гол» три волны авиации (по 80 минут на каждую) – достаточно чтобы возникла ситуация «линкор погиб, не сделав ни единого выстрела по авианосцу».
Но, у советского линкора оказался козырь в рукаве.

Линкор «Халхин-Гол». Часть-7 Морской бой.

Около 12.10 расстояние между «Халхин-Голом» и «Амаги» составляет 800 кабельтов (148,160 км или 79 миль). Советский линкор, пользуясь данными воздушного наблюдения и корректировки, открывает огонь используя подкалиберные снаряды. Всего подкалиберных снарядов 160 штук (по 20 снарядов на орудие) и все они израсходованы за 6 минут. При этом упоминается, что реальная скорострельность орудий Б-37 составила 1-2 выстрела в минуту (штатная скорострельность 2 выстрела в минуту)

Уже первые залпы дают накрытие японского авианосца.
В 12.15. происходят две вещи.
40 японских самолетов — торпедоносцы тип «97» и бомбардировщики типа «99» атакуют советский линкор.
Линкор «Халхин-Гол» пристрелялся по авианосцу «Амаги» (открыт огонь по японской авиации).

Достоверно известно, что авианосец «Амаги» получил три попадания:
Попадание №1 в «остров» — надстройку на краю взлетной палубы авианосца.
Попадание №2. Снаряд, падает почти отвесно (может это была бомба?), пробивает палубу и взрывается в трюме. Повреждение взлетной палубы, начало пожара.
Попадание №3 (время 12.20) в корму, в подготовленные к вылету самолеты, происходят подрывы торпед и бомб. После этого пожар становится неконтролируемым, огонь подбирается одновременно и авиационному топливу, и хранилищу боеприпасов.
Нормальный процент попаданий (на больших дистанциях) составляет 1-2%, т.е. из 100 выпущенных снарядов в цель попадает 2 – это нормально. Из 160 выпущенных снарядов 1-2% будет равен 2-4 снарядам. Так что 3 достоверно попавших снаряда укладываются в статистику. Вот только речь идет о стрельбе на дистанцию 140 километров!!! И здесь, надо признать высочайшую эффективность стрельбы на сверхдальней дистанции.

Японский удар.
Первый удар, японская авиация наносит с одного борта, затем делает заход на второй борт советского линкора. И потом следует третий удар на цель. Хотя в дальнейшем используется слово «удар», речь скорее о «заходах».
Итак, речь не идет не то, что о «звездной» / «звездообразной» атаке, когда вражеский объект одновременно атакуется со всех сторон, речь идет о том, что японские пилоты не использовали даже такую простую тактику как одновременная атака с двух сторон! При таком варианте, обе группы наносят удар носовых курсовых углов, не оставляя противнику возможности увернуться – не случайно подобная атака получила название «молот и наковальня». Следуя прежним курсом, корабль получит повреждения в оба борта, в ситуации повернуться на одну волну (принять удар 1-2 торпед в нос и с остальными разминуться), он подставляет борт под удар другой волны; попытка дать задний ход и плыть кормой парируется высокой скоростью самолетов. Именно такие атаки с курсовых сторон позволили японцам потопить английские линейные корабли «Рипалс» и «Уэлс».
А вот авиагруппа с «Амаги» атаковала линкор не с двух сторон одновременно (не говоря уже о звездной атаке), а поочередно – сначала с одного борта, потом с другого. Логичный вывод: авиагруппа авианосца «Амаги» состояла из неопытных пилотов.
Японская авиация добилась следующих попаданий (к сожалению, не ясно именно куда).
2 бомбы в бортовую броню выше ватерлинии. Броня не пробита. (1-2 удар)
1 бомба пробивает заднюю трубу и взрывается уже над морем. (1-2 удар)
Выход из строя одного шестидюймового орудия (1-2 удар).
Разрушена башня №2 (взрыва нет), зенитные установки (3 удар).
Перебит паропровод. (3 удар)
Пожар в кормовой надстройке (3 удар)
Попадание за пределами броневого пояса – большая дыра. (3 удар)
Попадание торпеды в правый борт (3 удар).
Таким образом имеем около 8 попаданий бомб и одно торпедное попадание.

Эффективность зенитного огня линкора «Халхин-Гол», если верить источникам, находится где-то на уровне «одним ударом семерых убиваю». Ведь линкор в течение максимум 10 минут смог отбиться (точнее говоря сбить) от 40 атаковавших его самолетов!!! Американский линкор «Саут Дакота» в примерных условиях сбил 26 из 50 японских самолетов (примечание: не 26, а 6-8, и там был еще эскорт в 6 крейсеров и 14 эсминцев).
Комментарии излишни (в смысле не читайте утром советскую прессу).

Авианосец «Амаги» отходит, но в условиях начавшегося волнения пожар на его борту становится неконтролируемым, и авианосец погибает.

В 12.30 линкор «Халхин-Гол» возвращается на курс норд-вест, рассчитывая прорваться мимо японских кораблей. Если боя избежать не удастся, то он будет идти в темноте, и здесь у советского линкора, обладающего радором несомненное преимущество. Тем не менее, если все же избегать боя, то лучше отклонится от курса на 300 миль на ост (восток) и разминуться с японскими кораблями ночью. Но в это время выясняется, что
мазута в топливных цистернах оставалось в обрез — как раз хватит, чтобы пройти кратчайшим курсом.

Итак, линкор «Халхин-Гол» с самого выхода из Сан-Франциско шел полным ходом (и двигаясь к острову Туару, и от Туара взяв курс на Камчатку). Раз линкор двигался полным ходом, то две ситуации:
или надо сомневаться в не профессионализме моряков («все нормально, у нас типа неисчерпаемый запас топлива»)
или то, что линкор мог позволить себе двигаться с максимальной скоростью (заправщик по пути).
Ведь запас топлива (хода) такая же важная характеристика, как и скорость, толщина брони и оружие. Недостаток топлива – и ваш корабль в разгар сражения лишится скорости, а то и банально не дойдет до нужного место, став игрушкой волн.
Поэтому, принимая во внимания, то что линкор «Халхин-Гол» до боя с авианосцем «Амаги» имел полную скорость, а после боестолкновения имел дефицит топлива, вывод. Советский линкор получил тяжелые повреждения топливных резервуаров — меньше, чем за 30 минут ситуация «двигаемся полным ходом» изменилась на ситуацию «только коротким путем и никаких маневров».
Как оказалась в последствии, сыграла роковую роль в судьбе советского линкора.

***************************************************************

Далее должен быть бой линкоров, атака минных сил, атака авиации.
Но что-то описание боевых действий мне разонравилось (да и фантастичным оно получается). Думал позднее вернуться и все же дописать…. И вот прошло полгода и к теме никакого интереса не возникло, даже про цикл забыл. Но решил закончить.

Эпизод «Саен» — «Халхин-Гол».
Расстояние
11.38 ЯпЛ — ХГ 85 миль
15.23 ЯпЛ — ХГ 25,898 миль.
Пройденное за 5 часов (6,4 часа) расстояние 60 миль.

15.23 носовая башня, выпустившая шестнадцатидюймовый снаряд, когда расстояние составляло двести двадцать пять кабельтовых (41670 м). Третьим залпом добились попадания в среднюю часть «Сайен». (- 6 снарядов)
15.30-15.40. зафиксированы четыре прямых попадания между (- 4 снаряда)
После этого вокруг «Халхин-Гола» выросли стены пенящейся воды, поднятые падающими вокруг японскими снарядами.
К 15.50 дистанция сократилась до пятнадцати миль (24.135 м) 130 каб.
Т.е. с 15.23 до 15.50 расстояние 25-15 миль, прошли 10 миль.

Подписаться
Уведомить о
guest

16 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account