Линкор «Халхин-Гол». Часть-7 Морской бой.
Вскоре после рассвета «Халхин-Гол» отдал швартовы, и портовые буксиры медленно оттащили махину линкора от причалов военного рейда, расположенного в Центральном бассейне залива. В трех кабельтовых от берега заработали машины, и корабль малым ходом двинулся на запад. Нырнув под исполинский мост Сан-Франциско — Окленд, линкор оставил по правому борту острова Йерба-Буэна и Алькатрас, миновал зону паромных причалов. Затем будущий флагман Тихоокеанского флота плавно выскользнул в океан между мысами Лойн-Пойнт и Форт-Пойнт. Чуть выше мачт корабля проплыла ажурная громадина моста Золотые Ворота, подвешенного над одноименным проливом на канатах в метр поперечником.
Когда перед линкором распахнулся океан, Биберев скомандовал «полный вперед», а Михаил отправился спать. От порта назначения их отделяли четыре с половиной тысячи миль — неделя пути экономическим ходом.
Как показывает карта Тихого океана, расстояние от Владивостока до Сан-Франциско несколько (раза в три) больше, чем 4500 мили. Значит советский линкор направлялся не во Владивосток, а в другое место…. — остров Тауру?! Так же следует обратить внимание, что линкор эти 4500 миль собирается пройти не экономическим ходом, а полным ходом (или капитан Биберев решил щегольнуть, дав полную скорость, а потом, скрывшись за горизонтом, снизив ее до экономической).
Товарищи командиры, я только что получил шифротелеграмму из Главного морского штаба. Москва предупреждает, что в ближайшие дни ожидается внезапная, то есть без предварительного объявления войны, агрессия Японии против Советского Союза. Нам предписано повысить бдительность и привести корабль в боевую готовность — не исключено, что противник попытается атаковать и уничтожить наш линкор. Воздушные и подводные силы Тихоокеанского флота будут патрулировать квадрат к востоку от Курильских островов, чтобы обеспечить наше возвращение.
Кроме того, «Халхин-Гол» получил приказ выйти к архипелагу Адмирала Дорсона и сопровождать до Камчатки пароход «Забайкальский Комсомолец», который в настоящее время выполняет особую научную миссию на острове Туару.
Уже 7 ноября началась реализация заблаговременно разработанных планов боевых действий на северном направлении. Ударному соединению флота (семь крупнейших авианосцев, восемь линкоров, десять крейсеров и около полутора десятков эскадренных миноносцев) было дано распоряжение к 22 ноября сосредоточиться у острова Итуруп, пополнить припасы и ждать приказа о начале войны. К советской границе подтягивались дивизии Квантунской армии общей численностью около миллиона штыков. Со дня надень ожидалось заседание Императорского тайного совета, который должен был дать директиву о разворачивании военных действий.
При подходе к острову Тауру, выясняется, что японский крейсер атаковал советскую экспедицию. Причем подтверждение идет и из Москвы.
Бой около острова Тауру.
В первом боевом крещении, преимущества советского корабля были подавляющими. Обнаружив (на расстоянии 55 километров или 32 мили) противника (легкий крейсер) с помощью РЛС, советский линкор сокращает дистанцию до 30 км (17-18 миль). Это расстояние — 25 км или 14 миль, линкор, идущий со скоростью 20 узлов, должен преодолеть за 0,7 часа или 42 минуты. С расстояния 30 км, советский линкор (используя данные как РЛС, так и воздушной корректировки), открывает огонь – первый залп 4 снаряда (сразу накрытие), потом два полузалпа, сначала левыми, потом правыми орудиями. Итак, на уничтожение японского крейсера потребовалось 12 снарядов главного калибра.
Затем следуют странные события.
— …..допросил пленного японского офицера. Страшные вещи мы узнали, — оказывается, их флот сосредоточен у Курил и вот-вот двинется бомбить Владивосток!
Вообще-то сосредоточенному около Курил японскому флоту что бы идти на Владивосток сначала надо пройти мимо Сахалина (или если длинным путем – для начала обогнуть Японию). И вряд ли такие сведения, как сосредоточение флота в преддверии войны, стали бы доверять офицеру крейсера находящемуся на другом ТВД.
Всю ночь гудели паровые котлы, выжимая полную мощность, и турбины гнали огромный корабль на северо-запад. К утру их отделяло от места вчерашней стоянки почти триста миль. Но вскоре после рассвета натянутые на мачтах антенны приняли радиограмму с борта дальнего разведчика АНТ-39: японский флот курсирует восточнее Итурупа и Хонсю. Стало ясно, что самые удобные проливы — Надежды и Буссоль для «Халхин-Гола» закрыты…
Вот тут возникает еще один законный вопрос. А что было бы если бы японский флот не курсировал бы около Итурупа и Хонсю? Советский линкор прошел бы через проливы Буссоль и Надежды?
Да-да все напоминает одну историю, случившуюся осенью 2018 года, когда военные корабли одной страны собирались пройти через территориальные воды другой страны.
Советский (или американский) военный корабль – линкор! – собирается пройти через территориальные воды Японии, причем японцев об этом не ставят в известность. И это в момент, когда война между СССР и Японией очень вероятна. Казус Белли в чистом виде!
Бибереву даже не было надобности смотреть на карту, чтобы понять: следует уводить корабль как можно дальше к норду, а затем прорываться в Охотское море через Первый Курильский пролив под прикрытием береговой авиации. До Петропавловска-Камчатского оставалось почти полторы тысячи километров — тридцать часов движения полным ходом.
Стало быть (по формуле расстояние 1500 / время 30 = скорость 50), линкор «Халхин-Гол», двигается со скоростью 26-27 узлов.
Если, конечно, враг не перехватит их превосходящими силами в открытом океане.
И это случилось. «Красная Звезда» сообщила, что на перехват «Халхин-Голу» спешит соединение в составе линкоров «Сайен» и «Тоса», авианосца «Амаги» и шести эсминцев или легких крейсеров. В 11.38, когда поступило это сообщение, оба линкора находились на расстоянии восьмидесяти пяти миль севернее советского корабля. Сопровождаемый миноносцами «Амаги» подтягивался с запада.
Таким образом на 11.38. получаем треугольник:
Расстояние советский линкор – японские линкоры: 85 миль; 157,42 км; 850 каб
Расстояние советский линкор – японский авианосец: около 100 миль; 185,2 км; 1000 каб
Расстояние японские линкоры – японский авианосец: 133 миль; 246,3 км; 1329 каб.
При этом, сближение линкора «Халхин-Гол» и авианосца «Амаги» на дистанцию стрельбы главного калибра (Б-37 стреляет на 45,6 км или 24,6 мили) будет только через 4 часа, и то при благоприятных обстоятельствах (авианосец не отходит на вест/запад). В этих условиях японский авианосец может отправить против линкора «Халхин-Гол» три волны авиации (по 80 минут на каждую) – достаточно чтобы возникла ситуация «линкор погиб, не сделав ни единого выстрела по авианосцу».
Но, у советского линкора оказался козырь в рукаве.
Около 12.10 расстояние между «Халхин-Голом» и «Амаги» составляет 800 кабельтов (148,160 км или 79 миль). Советский линкор, пользуясь данными воздушного наблюдения и корректировки, открывает огонь используя подкалиберные снаряды. Всего подкалиберных снарядов 160 штук (по 20 снарядов на орудие) и все они израсходованы за 6 минут. При этом упоминается, что реальная скорострельность орудий Б-37 составила 1-2 выстрела в минуту (штатная скорострельность 2 выстрела в минуту)
Уже первые залпы дают накрытие японского авианосца.
В 12.15. происходят две вещи.
40 японских самолетов — торпедоносцы тип «97» и бомбардировщики типа «99» атакуют советский линкор.
Линкор «Халхин-Гол» пристрелялся по авианосцу «Амаги» (открыт огонь по японской авиации).
Достоверно известно, что авианосец «Амаги» получил три попадания:
Попадание №1 в «остров» — надстройку на краю взлетной палубы авианосца.
Попадание №2. Снаряд, падает почти отвесно (может это была бомба?), пробивает палубу и взрывается в трюме. Повреждение взлетной палубы, начало пожара.
Попадание №3 (время 12.20) в корму, в подготовленные к вылету самолеты, происходят подрывы торпед и бомб. После этого пожар становится неконтролируемым, огонь подбирается одновременно и авиационному топливу, и хранилищу боеприпасов.
Нормальный процент попаданий (на больших дистанциях) составляет 1-2%, т.е. из 100 выпущенных снарядов в цель попадает 2 – это нормально. Из 160 выпущенных снарядов 1-2% будет равен 2-4 снарядам. Так что 3 достоверно попавших снаряда укладываются в статистику. Вот только речь идет о стрельбе на дистанцию 140 километров!!! И здесь, надо признать высочайшую эффективность стрельбы на сверхдальней дистанции.
Японский удар.
Первый удар, японская авиация наносит с одного борта, затем делает заход на второй борт советского линкора. И потом следует третий удар на цель. Хотя в дальнейшем используется слово «удар», речь скорее о «заходах».
Итак, речь не идет не то, что о «звездной» / «звездообразной» атаке, когда вражеский объект одновременно атакуется со всех сторон, речь идет о том, что японские пилоты не использовали даже такую простую тактику как одновременная атака с двух сторон! При таком варианте, обе группы наносят удар носовых курсовых углов, не оставляя противнику возможности увернуться – не случайно подобная атака получила название «молот и наковальня». Следуя прежним курсом, корабль получит повреждения в оба борта, в ситуации повернуться на одну волну (принять удар 1-2 торпед в нос и с остальными разминуться), он подставляет борт под удар другой волны; попытка дать задний ход и плыть кормой парируется высокой скоростью самолетов. Именно такие атаки с курсовых сторон позволили японцам потопить английские линейные корабли «Рипалс» и «Уэлс».
А вот авиагруппа с «Амаги» атаковала линкор не с двух сторон одновременно (не говоря уже о звездной атаке), а поочередно – сначала с одного борта, потом с другого. Логичный вывод: авиагруппа авианосца «Амаги» состояла из неопытных пилотов.
Японская авиация добилась следующих попаданий (к сожалению, не ясно именно куда).
2 бомбы в бортовую броню выше ватерлинии. Броня не пробита. (1-2 удар)
1 бомба пробивает заднюю трубу и взрывается уже над морем. (1-2 удар)
Выход из строя одного шестидюймового орудия (1-2 удар).
Разрушена башня №2 (взрыва нет), зенитные установки (3 удар).
Перебит паропровод. (3 удар)
Пожар в кормовой надстройке (3 удар)
Попадание за пределами броневого пояса – большая дыра. (3 удар)
Попадание торпеды в правый борт (3 удар).
Таким образом имеем около 8 попаданий бомб и одно торпедное попадание.
Эффективность зенитного огня линкора «Халхин-Гол», если верить источникам, находится где-то на уровне «одним ударом семерых убиваю». Ведь линкор в течение максимум 10 минут смог отбиться (точнее говоря сбить) от 40 атаковавших его самолетов!!! Американский линкор «Саут Дакота» в примерных условиях сбил 26 из 50 японских самолетов (примечание: не 26, а 6-8, и там был еще эскорт в 6 крейсеров и 14 эсминцев).
Комментарии излишни (в смысле не читайте утром советскую прессу).
Авианосец «Амаги» отходит, но в условиях начавшегося волнения пожар на его борту становится неконтролируемым, и авианосец погибает.
В 12.30 линкор «Халхин-Гол» возвращается на курс норд-вест, рассчитывая прорваться мимо японских кораблей. Если боя избежать не удастся, то он будет идти в темноте, и здесь у советского линкора, обладающего радором несомненное преимущество. Тем не менее, если все же избегать боя, то лучше отклонится от курса на 300 миль на ост (восток) и разминуться с японскими кораблями ночью. Но в это время выясняется, что
мазута в топливных цистернах оставалось в обрез — как раз хватит, чтобы пройти кратчайшим курсом.
Итак, линкор «Халхин-Гол» с самого выхода из Сан-Франциско шел полным ходом (и двигаясь к острову Туару, и от Туара взяв курс на Камчатку). Раз линкор двигался полным ходом, то две ситуации:
или надо сомневаться в не профессионализме моряков («все нормально, у нас типа неисчерпаемый запас топлива»)
или то, что линкор мог позволить себе двигаться с максимальной скоростью (заправщик по пути).
Ведь запас топлива (хода) такая же важная характеристика, как и скорость, толщина брони и оружие. Недостаток топлива – и ваш корабль в разгар сражения лишится скорости, а то и банально не дойдет до нужного место, став игрушкой волн.
Поэтому, принимая во внимания, то что линкор «Халхин-Гол» до боя с авианосцем «Амаги» имел полную скорость, а после боестолкновения имел дефицит топлива, вывод. Советский линкор получил тяжелые повреждения топливных резервуаров — меньше, чем за 30 минут ситуация «двигаемся полным ходом» изменилась на ситуацию «только коротким путем и никаких маневров».
Как оказалась в последствии, сыграла роковую роль в судьбе советского линкора.
***************************************************************
Далее должен быть бой линкоров, атака минных сил, атака авиации.
Но что-то описание боевых действий мне разонравилось (да и фантастичным оно получается). Думал позднее вернуться и все же дописать…. И вот прошло полгода и к теме никакого интереса не возникло, даже про цикл забыл. Но решил закончить.
Эпизод «Саен» — «Халхин-Гол».
Расстояние
11.38 ЯпЛ — ХГ 85 миль
15.23 ЯпЛ — ХГ 25,898 миль.
Пройденное за 5 часов (6,4 часа) расстояние 60 миль.
15.23 носовая башня, выпустившая шестнадцатидюймовый снаряд, когда расстояние составляло двести двадцать пять кабельтовых (41670 м). Третьим залпом добились попадания в среднюю часть «Сайен». (- 6 снарядов)
15.30-15.40. зафиксированы четыре прямых попадания между (- 4 снаряда)
После этого вокруг «Халхин-Гола» выросли стены пенящейся воды, поднятые падающими вокруг японскими снарядами.
К 15.50 дистанция сократилась до пятнадцати миль (24.135 м) 130 каб.
Т.е. с 15.23 до 15.50 расстояние 25-15 миль, прошли 10 миль.