Мир Германо-скандинавской федерации. Линейные крейсера типа «Хельга»

16

После окончания Первой мировой войны и подписания Версальского договора 1919 года Германия была сильно ограничена в вопросах строительства новых кораблей для военно-морского флота. Данный договор запрещал Германии строить боевые корабли водоизмещением свыше 10 000 английских (длинных) тонн. В середине 20-х гг. Германия смогла приступить к замене старых броненосцев «Braunschweig», «Hannover» и «Elsass», возраст которых превысил 20-летний. В результате конструкторских изысканий, направленных на достижение компромисса между различными боевыми качествами кораблей в рамках отведенных Версальским соглашением 10 000 тонн водоизмещения, появился проект броненосцев (нем. «Panzerschiff») типа «Дойчланд». Три корабля этого типа, оснащенные дизельной энергетической установкой, обеспечившей кораблям значительно большую, чем у кораблей с паротурбинной ЭУ, дальность плавания, вошли в состав Рейхсмарине и позже — Кригсмарине в период 1933-1936 годов. В начале 1930-х, после закладки третьего корабля серии «Дойчланд», появились сведения о новых французских линкорах типа «Дюнкерк» с более высокой скоростью и мощным вооружением из восьми 330-мм орудий. Главнокомандующий германским флотом адмирал Эрик Редер сделал попытку увеличить водоизмещение 4-го и 5-го кораблей до 15 000 — 18 000 т и добавить на них третью башню главного калибра с целью парировать новую угрозу. Были составлены несколько вариантов нового линейного корабля: 18 000-тонный, 22 000-тонный и 26 000-тонный, причем вооруженными как с 283-мм, так и с 330-мм орудиями.

Победителем оказался проект немецкого «Дюнкерка» или «увеличенного Дойчланда»: корабль так же должен быть вооружен 330-мм орудиями, причем в двух четырех орудийных башнях (вспомогательное вооружение состояло из 12 150-мм и 18 105-мм орудий). На этом сходство с «французом» заканчивалось, зато начиналось сходство с «Дойчландом». В отличие от французского крейсера имеющим две башни в носовой части, «Крупный Дойчланд» имел традиционную схему размещения артиллерии – по одной башни в носовой и кормовой части. Немецкому государству по-прежнему требовался крейсер рейдер, и здесь крупный «Дойчланд», мог сыграть существенную роль в помощи «нормальному Дойчланду». Оба типа корабля имели сходный силуэт, и точно определить «кто есть кто» было затруднительно; во время войны такая ошибка должна была стоить очень дорого для незадачливого противника. К этому моменту, за проектом закрепилось название «Один». Название верховного божества не совсем подходило по статусу для пусть и линейного, но все же крейсера. С другой стороны, существовало мнение, что проект «Один» доработают в пользу линкора.

Но, посчитав что новому немецкому государству требуется в первую очередь рейдер, для которого дальность плавания важнее мощи орудий, проект стали дорабатывать в крейсерскую сторону.

Уменьшили калибр орудий главного калибра – с 330-мм до 305-мм; затем посчитав два калибра (ПМК и ПВО) не удачным, поставили 7 универсальных 128-мм установок. При этом, корабль становился слабее с точки зрения ПВО, потеряв зенитные установки в носовой части

Вот только, с доводкой 128-мм системы появились неожиданные проблемы (более-менее решенные только через 5 лет), и было решено поставить 11 105-мм установок зенитных орудий.

Затем проанализировав все шаги, и изучив ошибки, конструктора принялись дорабатывать проект. В первую очередь поработали над носовой частью, придав ей другие обводы (испытания модели показали лучшие характеристики). Главный калибр вернулся к прежним 330-мм орудиям – одинокому рейдеру в океане не откуда ждать помощи, и тут дополнительные миллиметры в стволах будут поважнее чем дополнительные литры в танках. Усилили ПВО, вернув носовую батарею (всего 13 установок или 26 105-мм орудий).

Но в проект вмешалась политика. Великобританию и так нервировала германо-скандинавская конфедерация, и постройка серии мощных линейных крейсеров способных устроить разбой на коммуникациях была бы воспринята англичанами «очень нежелательно». Поэтому, глава нации – Гуннарсон, не желая сориться с англичанами, отказался от строительства линкоров, и приказал переделать проект «Одина», если не сказать – сделать проект с чистого листа. В качестве образца для дальнейшего похоже был выбран крейсер «Готланд».

Обе башни главного калибра были перенесены в носовую часть, вот только в отличие от французского «Дюнкерка» имеющего линейно-возвышенное расположение башен, располагались на одном уровне. Главный калибр уменьшился до 283-мм, система ПВО стала второй жертвой – 24 105-мм установки, и опять без носовой установки. По образцу «Готланда» авиационная группа располагалась в кормовой части.

Таким образом, немецкий линейный крейсер получил характерный силуэт и его нельзя было спутать с типом «Дойчланд». Хотя, проект иного «Дойчланда» имелся.

Вот только кто оказался в выигрыше было большим вопросом. Вместо предполагающихся 2-х линкоров и 2-х линейных крейсеров, всего было заложено 8 линейных крейсеров (первоначально 4). Слабость вооружения «Одинов» то же была относительной – имеющий большие запасы топлива и высокую скорость, немецкий рейдер сам должен был выбрать момент, когда и с кем вступать в бой. К тому же, вариант перевооружения на 6 380-мм орудий был успешно осуществлен в ходе войны.

Первая четверка «Одинов» — «Один», «Тор», «Локи», «Хемдайлль» была заложена в 1935 году.

В 1936 году был заложен пятый крейсер по проекту «Один» — «Хель». Вот только тип «Хель», учитывая изменения, можно с полным правом назвать отдельным проектом.

При сходной конструкции, «Хель» имела существенные отличия, касающиеся как внешнего и внутреннего облика. «Богиня смерти» имела выше скорость, чем ее старшие родственники. Вооружение изменилось не сильное – 14 105-мм установок (28 стволов) и убраны торпедные аппараты. Зато возросла скорость – Богиня Смерти, должна быть неотвратимой, и догнать любую замеченную жертву (или уйти от неприятностей).

По проекту «Хель» было заложено три крейсера – «Герд», «Сиф», «Фригг».

Несмотря на упор на общую мифологию, названия кораблей в ГСФ шли не совсем по мифологии.  Соблюдая мифологию, первая четверка линейных крейсеров получила названия в честь асов (в смысле богов-асов). Но выполнив план на треть (т.е. оставалось свободными еще 8 богов), от асов отказались. Может причина была в том, что новые корабли («Хель» и «Герд») были уже другим проектом, и тем самым указывалось именно на «второе» поколение богов-крейсеров? С другой стороны, «Хель» и «Герд» хотя и получили названия в честь богов, позднее как-то незаметно получили (на официальном уровне!) «простые женские имена», а именно Хельга и Герда.

Тяжелые крейсера (водоизмещение 12 тыс.тонн, 8 203-мм орудий), получили названия в честь валькирий – головной крейсер «Брунхильда» (погиб около Исландии).

Проект «Хель» произвел впечатление и на советских моряков. Так советские линейные крейсера типа «Кронштадт» проектировались именно на основе немецких линейных крейсеров. Конечно, у советских моряков были свои взгляды как должен был выглядеть линейный крейсер. В отличие от «викингов», в СССР считали необходимым иметь как противоминные (152-мм), так и специальные (100-мм) орудия ПВО

или другой вариант – с увеличенным числом противоминных орудий.

Да и послевоенные проекты (тип «Ленинград») несли отпечаток влияния немецкого проекта.

К сожалению, из-за сложностей с промышленностью оба крейсера «Кронштадт» и «Петропавловск» так и не были построены к началу войны. После захвата Ленинграда, скандинавы, решили достраивать корабли – получившие названия по первоначальному проекту. Так же в состав скандинавского флота должны были войти оба крейсера типа «Киров», получившие названия «Аск» и «Эмбла».  Затопленные линкоры «Октябрьская революция» и «Марат», было решено превратить в плавучие батареи.

В связи с наступлением советских войск, бывшие советские крейсера были уведены в Германию. Несмотря на пополнение скандинавского флота, изменить обстановку трофейные корабли не смогли.

По странной истории все «викинговские» линейных крейсеров имели не только божественные имена, но и божественную историю! Вот после этого сомневаться, что «как вы яхту назовете так она и поплывет» не является закономерностью, а только случайность не приходится.

Головной крейсер – «Один» первым получил мощную РЛС, и первым стал жертвой противника. Крейсер потерял все управление в носовой части. Но в ходе модернизации обзавелся мощной РЛС способной видеть куда дальше, чем могли видеть простые глаза. Несмотря на постоянное сопровождение — за линейным крейсером «Одином» персонально было закреплено два самолета-разведчика «Кондор» (их пилоты называли свои самолеты «Хугин» и «Мунин»), «богу» это не помогло. Одна из самых результативных американских подлодок ВМВ – «Си Вулф» — четырьмя торпедами отправила «Одина» на дно в районе Фаревских островов. Германская пресса всячески отрицала гибель «Одина» (хотя и признавала попадания), не редко демонстрируя однотипные «Одину» корабли.

«Тор», как и «бог грома и молнии» молнии метал во врага и даже попадал. Воспользовавшись штормовой погодой, «Тор» атаковал один из атлантических конвоев, и вовремя ожесточенную схватки с эскортом, в английский «Рилапс» попала молния, выведя из строя электронику. Естественно, германский «Тор» воспользовался такой удачей, и, хотя «Рилапс» и погиб в бою, но эскорт он все же спас. Немцы в благородных скандинавских традициях, что бить беззащитного противника не достойно, ограничившись потоплением «Рилапса» ушли. Другая версия, говорит о том, что и сам «Тор» получил серьезные повреждения, которые во время шторма игнорировать было сложно. Зато потом, появились массовые свидетельства, что линейный крейсер «Тор» сбивал молниями и атаковавшие его самолеты (и кто отправит самолеты в грозу?) и даже бил подводные лодки, поднявшими перископ в опасной близости от него. В 1941 году получил 6 381-мм орудий вместо 8 283-мм. Погиб в 1944 году в Балтийском море, на минах, выставленных союзной авиацией.

«Локи». Оправдывая репутацию бога обмана и коварства, «Локи» уходил от погони во внезапно начавшийся туман или шквал, оказывался не там, где он был на самом деле. А в случаях, когда атаки случались, торпеды и бомбы не причиняли ему вреда, так как не взрывались! Попытки поймать «бога коварства» проваливались, что подчеркивалось пропагандой Викингов – с богом коварства бороться с помощью хитрости! «Локи» проходил сквозь засады подводных лодок и минных полей, избегал атак авиации, а артиллерийские бои вел только со слабыми противниками.

Но, в 1943 году линейному крейсеру предстояло пережить то, что переживал настоящий Локи. Незадолго до высадки в Норвегии, «Локи» был настигнут англо-американскими линкорами, и сел на мель. Появившаяся германская авиация спасла неподвижный корабль от расстрела, но судьба корабля была предрешена. В течение пары недель, «викинги» предпринимали неоднократные попытки снять с мели поврежденный корабль, а англо-американский флот – уничтожить его окончательно. Зонтик скандинавской авиации не всегда прикрывал корабль, и тогда в него летели бомбы и снаряды. Вторжение союзников в Норвегию, покончило с мучениями «Локи» — неподвижный корабль, доставивший много неприятностей, просто не мог послужить отличной мишенью для линкоров.

«Хеймдалль» прославился как защитник Германо-Скандинавского моста, а именно маршрута Исландии-Норвегии. Божественная судьбы не избежал. Так, сирена «Хеймдалля» имела странное, специфическое звучание — есть основания полагать, что специально доработана экипажем, чтобы подчеркнуть мистическую связь с божественным автаром. Впрочем, связь и влияние богов были обнаружены очень быстро — с началом войны, крейсера «Хеймдалль» и «Локи» несколько раз сталкивались, и только чудом избежали серьезных повреждений. Опасаясь потерять оба линейных крейсера, морское командование приложило все усилия, что бы два крейсера больше не встречались. Погиб при обороне Исландии в 1942 году в ожесточенном бою с англо-американской эскадрой, утопив при этом крейсер «Ринуан».

«Хель» (Хельга»). Один из самых удачливых рейдеров германо-скандинавской федерации, настолько удачливый, что вся серия германо-скандинавских линейных крейсеров считалось «хельгинской». «Сама неотвратимость», «сама смерть», «Ночной ужас» и подобные эпитеты постоянно преследовали корабль, хотя многие подвиги «Хельги» были лишь следствием пропаганды. Тем не менее, угрозы от «Хель» были весьма существенны – корабль наведывался и в Южное полушарие, и в Индийский океан. В общем, крови англичан, американцев, итальянцев и японцев, «Хель» испробовала вволю. Причем не только гражданских судов, но и военных кораблей. Так воспользовавшись беспечностью японских моряков, совершенно не ожидавших увидеть в Индийском океане вражеские корабли, «Хель» атаковала и потопила авианосец «Сёкаку». Второй (и то же из-за беспечности) знаменитой жертвой стал линкор «Аризона». В отличие от остальных американских кораблей, перебрасываемых из Тихого океана в Атлантику, «Аризона» пошла длинным путем, чтобы продемонстрировать «мощь и силу» Перу, Чили и Аргентине (а то немецкое влияние, немецкое влияние)…. Хотя, потопление американского линкора и вызвало насмешки в Южной Америке «американский линкор должен был демонстрировать мощь и силу. Мы прекрасно видели какую мощь и силу он представляет», но перетянуть южноамериканцев в свой лагерь викингам не удалось. В последствии «Хель» еще показывалась и около Южной Америки, и Южной Африки, но успехов уже не имела – союзные силы усвоили уроки и беспечности не проявляли. Погиб в 1943 году в бою с англо-американским флотом вторжения.

«Герд» («Герда»). Данный крейсер повторил судьбу не богини, а маленькой девочки, отправившейся за своим братом. Вот только жизнь оказалась куда суровее. Уходя от англо-американских сил, атаковавших Шпицберген, «Герда» рванула на восток. Изрядно поплутав по холодным водам (навигационное оборудование работало с перебоями), «Герда» вышла к порту Диксон. Учитывая минимальные запасы топлива (израсходованные во время ухода от погони), повреждения корпуса, нехватку продовольствия, германский экипаж с чистой совестью поднял белый флаг перед советским крейсером сделавшим давшим пару залпов из 152-мм орудий. То, что стреляла береговая батарея, а крейсер оказался ледовым пароходом, «викингов» не смутило – война двигалась к концу. Вошел в состав советского флота под именем «Кронштадт».

«Фригг» («Фрия»). Как и богиня очага, линейный крейсер с таким именем предпочитал охранять родной очаг. С началом войны досталось от английской авиации, потом от советской авиации. Затем не долгий выход в океан, повреждения, и ремонт. Снова атака английской авиации и снова ремонт. Потом атаки уже англо-американской авиации. В итоге «Фрия» практически всю войну провела на Балтике и в Немецком море. Окончила свой путь на Балтике – потоплена советской авиацией (перед этим досталось от англо-американской авиации)

«Сиф». Решив повторить успех индийского похода крейсера «Хель», «Сиф» отправилась в Средиземное море. Хотя и удалось навести шороха на английские и итальянские силы, но поход окончился не удачей. Линейный крейсер получил серьезные повреждения в схватке с английскими линкорами. Во время ремонта итальянцы (а потом и японцы) организовали несколько диверсий против германского корабля. К концу войны, сами «викинги» шутили, что у «Сиф» много золота, только если у реальной Сиф золотыми были только волосы, то у линейного крейсера золото ушло на ремонт. Учитывая повреждения, «Сиф» не могла вырваться из Средиземноморской ловушки, и была частично взорвана германцами. Трофейный корпус достался союзным силам.

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account