Линейные крейсера типа «Фусо». Япония. Из мира с иным Вашингтонским соглашением

12

Линейные крейсера типа «Фусо»
По мотивам поста «Каким мог стать линкор Фусо» и
комментария коллеги Сергей Виговский:
Соглашусь, прям в воздухе висит АИ, по флоту IJN, с другим Вашингтоном.
С достройкой Тоса, списанием Хошо, и переоборудованием двух ЛКР типа Конго, в АВ.
**********

Самозатопление кайзеровского флота в Скапа-Флоу в 1919 году безоговорочно вывело японцев на третье место в мире после Британии и Соединенных Штатов. Однако Страна восходящего солнца не собиралась надолго оставаться третьей. После Первой Мировой Войны, в которой участие Японии было скорее символическим, в строй вошли два самых быстроходных и, возможно, самых сильных линкора в мире — “Нагато” и “Муцу”. Но в планах японских адмиралов они уже через 10 лет становились вполне рядовыми в восьмерке линейных кораблей новой программы “8+8”. На место “лидеров” прочили заложенные в 1920 году две единицы типа “Тоза” полным водоизмещением свыше 44 тыс. т и четыре еще более мощных — типа “Овари”. Их предполагалось вооружить десятью 16-дюймовыми орудиями в двухорудийных башнях (две в носу и три в виде ставшей впоследствии традиционной для японских крейсеров “горки” — в корме). Бронирование при этом оставалось на прежнем уровне, зато скорость возрастала до 27 узлов на “Тозе” и до 29,5 — на “Овари”. В результате флот получил бы две дивизии скоростных и очень сильно вооруженных линкоров. Подобную операцию предполагалось осуществить и с линейными крейсерами. Заложенные в 1920-1921 годах “Амаги”, “Акаги”, “Атаго” и “Такао” оставляли вне игры все суда этого класса, включая могущественный “Худ”. Они были практически полностью аналогичны линкорам типа “Овари”; отличия состояли лишь в скорости (линейные крейсера имели на 0,5 уз. больше) и толщине главного пояса (где преимущество имели линкоры — 295 вместо 254 мм).

Намерения японцев казались исключительно серьезными. Верфи фирмы “Мицубиси” в Нагасаки продемонстрировали высокую скорость постройки, и уже в конце 1921 года “Тоза” и “Кага” сошли на воду. Остальные единицы “линии баталии” также строились полным ходом. Ни ослабевшая после войны Англия, ни набиравшие все большую экономическую мощь, но все еще недостаточно опытные в строительстве флота Соединенные Штаты не могли немедленно ответить столь же обширной программой. Зато они могли добиться победы на дипломатическом поприще. Вашингтонское соглашение предусматривало, что из шести строившихся новых кораблей предстояло списать четыре (еще два можно было сохранить, но только если их перестроить в авианосец). Страна не только понесла серьезные материальные потери, но и оставалась навечно третьей: соотношение с Британией и США как 5:5:3 закреплялось на 20 лет с перспективой последующего продления такой ситуации. Японцы почувствовали себя глубоко уязвленными. Но противостоять сильнейшим государствам планеты они не могли.
Но, там где, не возможно действовать грубой силой, можно действовать хитростью.
Если лимит – 10 линкоров для Японии был установлен, то почему не провести изменения в самих кораблях? Европейцы настаивают, что у Страны Восходящего Солнца должно быть только 10 линейных кораблей – хорошо!
В результате, японцы согласились на 10 линкоров, но с условием – они списывают 4 линейных крейсера типа «Конго», но взамен достраивают четыре новых линкора!
Ожесточенные дипломатические баталии продолжились, но на сторону Японии сразу же стали США (с желанием достроить мощнейшие линкоры «Саут Дакота» и линейные крейсера «Лексингтон»), и Италия.
Великобритания противилась такой новой гонке, но все же скрепя сердцем, вынуждена была присоединиться к соглашению, достраивая 4 линкора типа «Нельсон» и линейные крейсера.
***
Примечание. Несколько маловероятная развилка, или точнее надо уменьшать потери в ПМВ. Ибо желание “иметь линкоры и возможность их построить” это не то же самое что и “желание иметь линкоры и отсутствие финансовых возможностей”.
***
Тем не менее, японский флот хотя и получил 6 кораблей с 410-мм орудиями, все равно оставался слабым, по сравнению с флотами вероятного противника. Однако, возможность усиления флота ограничивалась лишь модернизацией уже имевшихся кораблей. Тем не менее, инженеры Страны восходящего солнца взялись за дело чрезвычайно серьезно. Все старые корабли в течение последующих 15 лет прошли по две-три большие модернизации, не считая многочисленных мелких переделок.
Первыми уже в 1924 году вошли в док новейшие “Нагато” и “Муцу”. Их передние трубы были “отогнуты” назад — таким образом уменьшилось задымление постов управления огнем. Тогда же на линкорах появились гидросамолеты. Массивная семиногая фок-мачта начала обрастать дополнительными мостиками и платформами. В результате модернизаций надстройки всех японских боевых кораблей постепенно превратились в “пагоды”. В 1936 году с лучших линкоров Объединенного флота сняли пару 140-мм пушек, и вместо них установили восемь 127-мм зениток. Через год “Нагато” и “Муцу” поставили на самую большую в их истории модернизацию, занявшую свыше двух лет. В ходе работ была усилена горизонтальная броня (над всеми жизненными частями она превысила 8 дюймов), увеличен угол возвышения орудий главного калибра, установлены новые системы управления огнем, а также противоторпедные були, увеличившие общую ширину почти до 35 мм. В результате водоизмещение корабля возросло настолько, что, несмотря на полную замену турбин, котлов и удлинение корпуса на 9 м (с целью обеспечить оптимальные обводы), скорость снизилась до 25 узлов. Одновременно корабли лишились всех своих восьми торпедных аппаратов, абсолютно бесполезных в эпоху боя на дальних дистанциях, а также красиво изогнутой передней трубы — дымоходы от новых, меньших по размерам, котлов удалось вывести в единственную оставшуюся трубу.
Сходную модернизацию прошли «Тоса», «Кага», «Амаги» и «Акаги» (Великое Кантонское землетрясение в данном мире, оказалось не таким и великим, и «Амаги» получил незначительные повреждения)

Четыре линейных корабля типа “Исэ” и “Фусо” (примечание, «Ямасиро» по условиям соглашения должен был стать учебным кораблем, но переделка его в учебный корабль длилась так долго, что перед войной корабль вновь вошел в строй), хотя и сильно вооруженных, но неважно защищенных было решено превратить в линейные крейсера. Масштабная переделка состоялась в 1930—1935 годах. В первую очередь была убрана башня №3, а вместо нее поставлено МКО. Изменения коснулись и самих корпусов – как в длину, так и в ширину. Причем удлинился линкор в обе стороны – корму на 8 метров (где разместили новые механизмы), нос на 15 метров для лучшей гидродинамики (так же поставили полубак и бульб); в ширину корабль потолстел на 4 метра после установки булей. Мощность кораблей возросла почти в два раза, что позволило им развивать скорость около 30 узлов. Значительно усилилась броня палуб. Главная артиллерия хотя и сократилась в количестве была увеличена в калибре – 10 370/40-мм пушек (или оставить как есть 356-мм орудия?); при этом (после увеличения углов возвышения) она могла стрелять на 17 миль. На “Фусо” и “Ямасиро” осталось всего по четырнадцать 152-мм пушек, зато они получили стандартное для модернизированных единиц зенитное вооружение: восемь 127-мм зениток и шестнадцать 25-мм автоматов.

Линейные крейсера типа "Фусо". Япония. Из мира с иным Вашингтонским соглашением

Линейные крейсера типа "Фусо". Япония. Из мира с иным Вашингтонским соглашением
Линейные крейсера типа "Фусо". Япония. Из мира с иным Вашингтонским соглашением Линейные крейсера типа "Фусо". Япония. Из мира с иным Вашингтонским соглашением

Таким образом, к 1941 году, небольшой линейный флот Японии состоял из десяти полностью обновленных единиц. При этом, в строй в скором времени должны были вступить новейшие и сверхмощные линкоры типа «Ямато». Линкоры от «типа Нагато» до типа «Ямато» считались главной силой в предстоящих сражениях, линейным крейсерам типа «Фусо» и типа «Исэ» отводилась вспомогательная роль: в ночной атаке они должны были прикрывать (или быть лидерами) мелких сил – эсминцев и крейсеров.
****
Практика боев, в некоторых случаях подтвердила теорию. Так в бесконечных стычках около острова Гуадалканал, японским линейным кораблям типа «Фусо» и «Исэ» пришлось выступать и как «большой брат» вступив в схватку крейсеров и эсминцев (например бой у мыса Тассафаронга), так и пользоваться поддержкой мелких сил в боях с американскими линкорами (были потоплены два американских линкора – «Индиана» и «Монтана»)

Подписаться
Уведомить о
guest

17 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account