3

Вечером 1 апреля 1944 года новейший линейный корабль муравийского флота «Богатырь» находился на рейде Хуан-Скапа в трехчасовой готовности к походу. На следующий день намечались опытные стрельбы новыми бетонобойными снарядами повышенной разрушительной силы, предназначенными для обстрела береговых объектов, для каковой цели на прибрежном полигоне был выстроен целый небольшой укрепрайон.

Линейные корабли типа «Победитель». Муравия

 

В 23.10 на корабль прибыл его командир, капитан 1-го ранга Антонов, приказавший немедленно изготовить корабль к походу и бою. На недоуменные вопросы офицеров ответа дано не было.

В 02.15 «Богатырь» вышел в море, каким-то образом оставшись при этом незамеченным службой охраны рейда, и на рассвете 2 апреля уже находился возле полигона. В 05.48 линкор открыл огонь.

Было сделано семь пятиорудийных и шесть четырехорудийных залпов, причем уже второй лег накрытием, перемалывая в труху железобетонные постройки. В 06.09 огонь был прекращен, и только тогда офицеры обнаружили, что их командир совершенно пьян.

К расследованию дикого случая подключилась уголовная полиция, поскольку (пикантная подробность) среди обломков были обнаружены фрагменты как минимум двух человеческих тел. Опознать погибших, что неудивительно, так никогда и не удалось, однако были получены показания жителей находившегося возле ведущей на полигон дороги поселка, которые видели накануне вечером автомобиль, как две капли воды походивший на «Дюзенберг» Антонова.

Сам Александр Антонов наотрез отказался давать какие либо объяснения случившемуся, заявив, что как контр-адмирал и командующий Экспедиционной эскадрой, он не несет никакой ответственности за деяния какого-то капитана 1-го ранга. В итоге дело замяли —  портить отношения с наследником престола никому не хотелось, и события этого дня так и остались темным пятном в биографии последнего муравийского линейного корабля.

 

Проектирование новых линейных кораблей еще в конце 20-х гг. Первоначально предполагалось построить новые линкоры в замещение «Латника» и «Китежграда», у которых в 1933-1935 гг. истекал двадцатилетний срок службы. При этом Адмиралтейство намеревалось построить сразу три линкора, что ограничивало их стандартное водоизмещение 23333 тоннами. Предназначением же их виделся бой с японскими линейными крейсерами, немало досаждавшими муравийскому флоту во время войны 1915-1917 гг.

Проект 1930 года, являвшийся, по сути, увеличенным вариантом тяжелого крейсера типа «Катагур», имел вооружение из 3х3 305-мм артустановок, скорость 30 узлов и толщину главного броневого пояса 305 мм. Любопытной его особенностью стал полный отказ от противоминного калибра и 76-мм автоматические зенитные орудия, имевшиеся только в виде эскизных проработок. Неудивительно, что проект был забракован Адмиралтейством, потребовавшим установить на проектируемых линкорах «достойное» 356-мм вооружение и башенные установки противоминного калибра. В итоге водоизмещение новых кораблей подпрыгнуло до 32000 тонн, так что речь теперь шла о постройке только двух кораблей. Однако и этот вариант уже казался Адмиралтейству недостаточным.

В середине 30-х гг. из Японии начали поступать все более тревожные сведения о готовящейся закладке новых линкоров. По оценке муравийских экспертов речь могла идти о кораблях водоизмещением 55-60 тыс. т., с вооружением из 12 406-мм или 8 457-мм орудий и скоростью 26-27 узлов. Было от чего придти в уныние – для постройки подобных исполинов, Муравия не имела ни финансовых, ни промышленных возможностей.

Оставалось лишь брать качеством проектируемых линкоров — приняв пределом стандартное водоизмещение 40000 тонн и трехбашенное расположение главного калибра, довольно быстро определили остальные элементы будущих кораблей: скорость 29-30 узлов и трехслойное (!!!) бортовое бронирование. Долго выбирали между калибром орудий 457-мм (двухорудийные башни) и 406-мм, но в итоге предпочли последний, как еще до конца не освоенный и, в перспективе, позволяющий получить большую огневую производительность.

Необходимого, для выполнения заданных ТТХ, сокращения протяженности цитадели добились уменьшения соотношения длинны к ширине корабля, и применением трехвальной турбинной установки с расположением всех турбин в одном поперечном машинном отделении, разгороженном, впрочем, продольными переборками. Тем не менее, выполнить требование Адмиралтейства о наличии трехслойного бронирования не удалось и от противоосколочной 102-мм переборки пришлось отказаться. Главной причиной этого было перманентное увеличение толщины наружного броневого пояса, предназначавшегося для снятия бронебойных колпачков снарядов противника, от 50-мм дошедшего до 120.

Линейные корабли типа «Победитель». Муравия

Для противоминного калибра были приняты трехорудийные башни, конструктивно схожие с установленными на легких крейсерах типа «Охотник», а для универсального — спаренные 102-мм артустановки со щитами, замененные вскоре на башенные. Они размещались таким образом, чтобы обеспечить максимальную мощь огня (по 8 стволов) на самых опасных, носовых и кормовых, ракурсах.

Большую экономию веса обещало применение электросварки  – фактически именно за счет уменьшения веса корпуса удалось защитить оконечности 120-мм броней, являющейся продолжением внешнего броневого пояса цитадели.

После появления статьи А. Антонова «Место авианосца в эскадренном сражении», где убедительно доказывалось, что авианосец будет уничтожен противником уже в начале эскадренного боя, Адмиралтейство вновь потребовало установить  на линейные корабли катапульты и ангары, но категорически возражало против предлагавшейся их установки в кормовой оконечности, мотивируя запрет тем, что катапульты будут мешать стрельбе кормовых орудий ГК в корму, а расположенный в корпусе ангар будет слишком опасен с точки зрения живучести корабля. Следует отметить, что проектантам сравнительно легко удалось справиться с новой задачей. Ангары на четыре гидроплана и две катапульты были размещены в надстройках без их излишнего перекраивания.

Зато новую волну переделок вызвало появление в проекте спаренных 47-мм автоматов. Их батареи удалось разместить под углом к диаметральной плоскости, для увеличения секторов обстрела. Тем не менее, ближайшие к ДП артустановки носовой батареи не могли стрелять прямо по носу, из-за чего уже во время постройки была добавлена еще пара 47-мм автоматов размещенных на крыльях ходового мостика.

Ценой больших усилий и финансовых затрат металлургами М-Металла был создан новый сорт закаленной брони, примерно на 20% превосходивший крупповскую, и таким образом расчетный эквивалент 330-мм брони главного броневого пояса равнялся почти 400-мм крупповской брони.

Особое внимание было уделено проектированию башен главного калибра и их орудий. Вес нового снаряда составлял ровно 1200 кг, что при его начальной скорости 770 м/с сулило хорошую бронепробиваемость. Скорострельность новых орудий была доведена до 3 выстрелов в минуту, что вызвало необходимость увеличить боекомплект до 120 выстрелов на ствол. Толщина лобовой брони башен составила 420-мм с внешним 100-мм экраном.

Основным компонентом системы управления огнем стали электромеханические вычислители «РШ» (Решатели Шонина). Их опытная проверка была проведена на старом линейном корабле «Латник» и на тяжелых крейсерах типа «Князь Иван II». Испытания на «Латнике» производились поочередно с использованием новой системы и старых приборов управления огнем, убедительно продемонстрировав превосходство новой прибористики. Точность стрельбы «Латника» с новой СУО возрастала почти на 50%.

Для уменьшения сотрясений при попаданиях снарядов противника блоки «РШ» устанавливались в амортизирующих рамах, без механических соединений между собой, но с применением гибких кабелей и сельсинов для передачи информации от одного блока к другому.

Хватало у нового проекта и недостатков. Унаследованные от «Охотников» башни противоминного калибра были тесными, хотя их внутренний объем несколько увеличился за счет отказа от башенных дальномеров. Ворота ангара могли оказаться под воздействием пороховых газов образующихся при стрельбе средней пары универсальных орудий на кормовых директрисах. Вдобавок корабли нового проекта получили традиционную для муравийских линкоров неважную мореходность. Отношение высоты форштевня к длине корабля составляло всего 1:25 при полном водоизмещении, что при острых, почти клиновидных, обводах носовой части обуславливало плохую всходимость на волну, и обрекало его на заливание носовой части в штормовую погоду. Неудивительно, что позднее всерьез обсуждалась возможность установки на этих кораблях карапасной палубы в носовой части, как на линейных кораблях типа «Страж» в начале их карьеры. Круг замыкался!

Линейные корабли типа «Победитель». Муравия

Особые сомнения вызывала принятая система противоторпедной защиты, не проверенная на опытных отсеках. Возможно решающую роль в этом сыграла щедро принятая проектировщиками ширина ПТЗ, составляющая по 7 метров с каждого борта. К счастью, новым линкорам так ни разу и не удалось проверить эффективность своей ПТЗ на практике.

Все изменения и дополнения, вносимые в проект, вызвали рост проектного водоизмещения еще на две тысячи тонн, с понижением проектной скорости до 28 узлов, что было признано крайним пределом – скорость новых японских линейных кораблей все еще оставалась загадкой.

Закладка головного линкора, получившего название «Победитель» состоялась на М-Металле летом 1936 года. Это событие никак не афишировалось в прессе, поскольку было принято решение «не дразнить» японцев, заставляя их ускорить выполнение собственной программы строительства линейных кораблей. Только осенью 1937, уже в связи с закладкой в Главном Адмиралтействе второго корабля — «Богатырь», об этом было сообщено иностранным военным атташе. В справочнике Джейна они фигурировали со стандартным водоизмещением 35000 тонн и скоростью 26 узлов.

Весной 1939 года «Победитель» был спущен на воду но, хотя корпусные работы велись довольно быстро, строительство башен главного калибра затягивалось, и в строй новый корабль вошел только в январе 1941 года. Уже в процессе достройки, в связи с началом войны, выявилась необходимость усиления зенитного вооружения, но из-за отсутствия необходимого числа зенитных автоматов сразу это выполнить не удалось. Только после вступления в строй второго линкора (спущенного на воду летом 1940 года), сразу получившего дополнительные артустановки на крышах башен ГК, зенитное вооружение было усиленно и на «Победителе», и общее число 47-мм спаренных установок составило 20.

Первоначально планировалось после спуска головного корабля заложить на М-Металле третий линкор этого проекта, но по финансовым обстоятельствам эта закладка была сначала отложена, а потом и вовсе перенесена в программу 1941-1945 годов. 

 

Водоизмещение 42000 т (стандартное), 48600 т (полное).

Скорость: 28 узлов.

Вооружение:  3х3 406-мм/47, 4х3 152-мм/53, 12х2 102-мм/54, 14х2 47-мм автоматов, 4х4 10,2-мм пулеметов.

Бронирование: борт – 120+330 мм, палуба –  37 мм (верхняя), 120-152 мм (нижняя).

Мощность ТЗА:  135000 л.с. Дальность плавания: 9000 миль.

Размерения (квл): 220,5х35,0х10,7 м.

Линейные корабли типа «Победитель». Муравия

 

Подписаться
Уведомить о
guest

132 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account