22 декабря 1928 года произошла одна из самых загадочных морских катастроф ХХ века. В Южной Атлантике бесследно исчезло крупнейшее в мире на тот момент парусное судно — датский пятимачтовый барк "Копенгаген". За неделю до этого он налегке вышел из Буэнос-Айреса, направляясь в Австралию, чтобы там загрузить трюмы пшеницей и отвезти ее в Европу. На борту корабля было 26 человек команды и 45 курсантов морского училища.
Столь малая численность экипажа объяснялось тем, что корабль, построенный в Шотландии в 1921 году, был хорошо механизирован, в частности, паруса поднимались и опускались электролебедками, а матросам уже не надо было совершать рискованные прогулки по вантам. Помимо парусов, судно имело вспомогательную дизельную силовую установку для использования в штиль и для привода электрогенераторов. Длина "Копенгагена" составляла 132 метра, ширина — 15, водоизмещение 7900 тонн, площадь парусной оснастки — более 5000 кв.м.
21 декабря "Копенгаген" провел последний сеанс радиосвязи, при этом с корабля не сообщали о каких-либо неполадках или ухудшении погодных условий. В это время он находился примерно посередине Атлантического океана и двигался на юго-восток к мысу Доброй Надежды. На следующий день корабль на связь не вышел и все попытки "дозвониться" до него ни к чему не привели.
Поисково-спасательная операция с привлечением многих судов и нескольких самолетов закончилась безрезультатно — не было найдено ни самого корабля, ни его обломков, ни одного из членов команды, живого или мертвого. На "Копенгагене" имелись все необходимые средства спасения — шлюпки, спасательные круги и пробковые жилеты с маркировкой судна, но и этих предметов тоже найти не удалось.
После этого случая, получившего широкую огласку благодаря СМИ, среди моряков возродилась, казалось бы, давно забытая легенда о кораблях-призраках. В течение нескольких лет суеверные матросы рассказывали, что после крутой пьянки видели ночью или в сумерках огромный пятимачтовый клипер, шедший куда-то с погашенными огнями и не отвечавший ни на какие сигналы. Причем "видели" его в самых разных районах мирового океана, в том числе и на противоположной стороне земного шара от предполагаемого района катастрофы.
В 1935 году в западноафриканской пустыне Намиб были случайно найдены семь скелетов в остатках морского обмундирования. Идентифицировать их не удалось, но обнаруженные там же форменные пуговицы датского флота позволили сделать предположение, что это останки части экипажа "Копенгагена", которой как-то удалось добраться до берега. Но это так и осталось предположением, которое не помогло раскрыть тайну исчезновения последнего клипера.
"Копенгаген" у причала.
"Копенгаген" на полном ходу под всеми парусами.
Копенгаген" с частичной парусной оснасткой.
Носовая часть корабля