Летающие лодки-разведчики CAMS 55. Франция
В межвоенное двадцатилетие Морис Юрель занимал должность главного конструктора французской авиастроительной компании Chantiers Aéro-Maritime de la Siene (CAMS), штаб-квартира которой находилась в Сартрувиле (Sartrouville). Среди своих коллег-главных конструкторов других авиастроительных компаний Морис Юрель выделялся прежде всего тем, что сам летал на своих прототипах, беспристрастно оценивал их характеристики, а также – если они были плохими – немедленно исправлял их.
С этим связан один инцидент. После крушения Франции в 1940 году Морис Юрель отправился в ее неоккупированную часть, где под немецким контролем проектировал и строил гражданские самолеты. Прототип легкого двухмоторного пассажирского самолета SO-90 совершил свой первый полет в 1942 году. Морис Юрель взял на борт еще девять человек и первым же рейсом доставил немецких и итальянских комиссаров из Канн в Алжир. После войны он объединил свои усилия с финансистом Дюбуа для создания чрезвычайно тонких крыльев с относительным удлинением 32,5, но потерпел в этом неудачу.
Но давайте вернемся к герою нашей статьи, т.е. летающим лодкам CAMS 55. Летающие лодки были основной продукцией компании CAMS, и при их создании Морис Юрель пришел к определенному стандарту. Очень долгое время он придерживался концепции деревянной летающей лодки-биплана, силовая установка которой в зависимости от размеров и массы гидросамолета состояла из одного или двух двигателей, которые во втором случае устанавливались тандемом. Лишь изредка его летающие лодки оснащались четырьмя двигателями, которые устанавливались двумя тандемными парами. Лишь только перед самым началом Второй Мировой войны Морис Юрель в сотрудничестве с компанией Bréguet модернизировал и создал шестимоторную цельнометаллическую летающую лодку Potez-CAMS 161.
В течение очень долгого времени компании CAMS удавалось продвигать один и тот же тип летающих лодок для двух заказчиков – гражданских грузопассажирских авиакомпаний и для морской авиации. Требовались лишь небольшие модификации лодочного корпуса и установка тех двигателей, которые наилучшим образом подходили под требования того или иного заказчика. Как следствие затраты на разработку быстро окупались.
Примером такой «двуединой» разработки была летающая лодка CAMS 55. В 1928 году авиакомпания Aéropostale получила первые две двухмоторные летающие лодки CAMS 53 и затем еще два гидросамолета данного типа были приобретены авиакомпаниями Air Orient и Aéronavale. Все три авиакомпании выполняли полеты в Средиземноморском регионе, где из летающие лодки CAMS 53 перевозили по четыре пассажира и почту.
В том же году французское адмиралтейство заказало практически идентичные самолеты, но оборудованные для ведения разведки над морем и соответствующим образом вооруженные. Эти гидросамолеты получили обозначение CAMS 55. Первые два экземпляра были оснащены парой радиальных двигателей воздушного охлаждения Gnome-Rhône Jupiter 9Akx мощностью по 480 л.с. (353 кВт) каждый, в то время как два других экземпляра получили пару рядных двигателей жидкостного охлаждения Hispano-Suiza 12Lbr мощностью по 600 л.с. (440 кВт). Следует сказать, что в те годы моторостроительные компании Gnome-Rhône и Hispano-Suiza находились в жесткой конкуренции, и поскольку у обеих компаний было мощное лобби, то не было ничего необычного в том, что в заказах на некоторые типы самолетов было указано оснащение их двигателями обоих конкурентов.
То же самое было и с летающими лодками CAMS 55, когда в 1929 году был выдан заказ на 12 экземпляров с «испано» (CAMS 55.1), а затем на 14 экземпляров с «гномами» GR (CAMS 55.2). Поскольку оба варианта оказались успешными, а машины продемонстрировали высокую надежность, то заказы продолжались, и в них вновь чередовались машины с радиальными и рядными двигателями. У последнего было небольшое преимущество.
Однако все вскоре изменилось. В то время как летающие лодки CAMS 55 с «испано» оставались оснащенными двигателями12 LBR, на машины с «гномами» устанавливались все более и более мощные модификации двигателя Jupiter. Машина с серийным номером 77 прошла испытания с цельнометаллическими фюзеляжем и подкрыльевыми поплавками и показала массу планера, которая была на 40 кг меньше массы летающей лодки с цельнодеревянным корпусом. Этлот гидросамолет получил обозначение CAMS 55.6. похожую конструкцию имела и следующая летающая лодка CAMS 55.14, которая оснащалась радиальными двигателями Jupiter 9Kdrsl. Данные двигатели оснащались нагнетателями и развивали мощность 535 л.с. (393 кВт). Однако вслед за CAMS 55.14 вновь последовала серия с цельнодеревянными корпусами и поплавками и, поскольку относительно низколетящие машины не требовали высотных двигателей, с лишенными нагнетателей 530-сильными (390 кВт) авиамоторами Jupiter 9Kbr. Это фактически вернуло летающие лодки на уровень CAMS 55.2, но с более мощными двигателями. Последней версией были CAMS 55.10, оснащенные двигателями Jupiter 9Kbr и получившие металлические поплавки. В этой версии последние четыре машины были выпущены в варианте CAMS 55.10 Coloniaux, предназначенной для эксплуатации в тропических районах и оснащенной более эффективной радиостанцией.
Все машины имели экипаж из пяти человек и вооружались подвижными спаренными 7.7-мм пулеметами Lewis, установленными в оборонительных позициях в передней и задней частях фюзеляжа. Оборонительная позиция в задней части фюзеляжа была подвижной и ее можно было перемещать к правому или левому борту. Под нижним крылом были узлы подвески для четырех 75-кг бомб.
Первые летающие лодки CAMS 55 поступили на вооружение эскадрильи морской авиации 3E1, озеро Берр, в 1930 году, а вскоре после этого гидросамолеты данного типа получила базировавшаяся в Карубе, Африка, эскадрилья 4E1. Затем в краткий срок летающие лодки получили другие подразделения авиации ВМС Франции. В ходе мобилизационных мероприятий, проводившихся в августе 1939 года, была спешно осуществлена реорганизация морской авиации с развертыванием вспомогательные эскадрилий береговой охраны. В эти эскадрильи были переданы летающие лодки CAMS 55, которые были признаны непригодными для несения службы в частях первой линии. 18 пригодных к полетам машин остались в метрополии, а в далеком Папеэте, Французская Полинезия, еще три. На 10 мая 1940 года – день начала немецкого наступления – все эти машина продолжали нести боевую службу несмотря на значительное моральное устаревание. 1 августа 1940 года режим Виши, образованный после поражения Франции, расформировал вспомогательные эскадрилий береговой охраны и вывел летающие лодки CAMS 55 из эксплуатации. Две машины остались на службе у ВВС Свободной Франции, но они прослужили голлистам только до января 1941 года.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: CAMS 55.10
Назначение: самолет-разведчик
Статус: серийное производство
Компания-производитель: Chantiers Aéro-Maritimes de la Seine (CAMS), производство деталей в Сен-Дени, окончательная сборка на главном заводе в Сартрувиле
Экипаж: 5 человек
Силовая установка: два девятицилиндровых радиальных двигателя воздушного охлаждения Gnome-Rhône Jupiter 9Kbr, развивавших мощность по 530 л.с.
Размеры:
размах крыльев 20,40 м
длина 15,00 м
высота 5,60 м
площадь крыльев 115,00 м²
Масса:
пустого самолета 5700 кг
взлетная 6540 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость
• на уровне моря 215 км/ч
• на высоте 2500 метров 183 км/ч
крейсерская скорость 150 км/ч
время набора высоты 2000 метров 18 мин
практический потолок 3400 м
дальность полета 1300 км
Количество изготовленных: 110 экземпляров всех модификаций
источник: Text Václav Němeček Výkres Stanislav Smékal «Letadla 39-45. CAMS 55» «L+K» 24/94, str.34/1892
перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-letauschie-lodki-razvedchiki-cams-55-franciya