15

Винтажная статья из выпуска журнала «Flight» от 22 декабря 1927 года, которая, думаю, заинтересует читателей и коллег.

LOENING OL-8 AMPHIBIAN

Новейшие достижения успешной американской машины

С момента первого полета первой летающей лодки-амфибии Loening Amphibian, состоявшегося в июне 1924 года, эти машины в общей сложности пролетели более 1600000 миль (2574400 км). Эти амфибии очень оригинальной конструкции, с которыми читатели нашего журнала должны быть знакомы, в течение трех лет стали стандартными самолетами авиационного корпуса армии США, корпуса морской пехоты США и береговой охраны США. Сегодня эти машины стали привычным зрелищем на всех американских авиабазах.

Это, пожалуй, замечательный пример успешного пошагового развития оригинальной идеи (которой упорно придерживались конструкторы) от первых эскизов на бумаге до непосредственно готового самолета, который сейчас выпускается с темпом по два самолета в неделю.

В процессе разработки амфибии – в ближайшее время заказчикам будет сдана сотая машина – был накоплен огромный практический опыт, который должен оказаться очень ценным для авиастроительной компании Loening Aeronautical Engineering Corp. (Loening), Нью-Йорк, когда последняя войдет в сферу коммерческих авиации, что, судя по сообщениям, является делом ближайшего времени.

Поэтому особый интерес представляет новая летающая лодка-амфибия Loening Amphibian, известная под обозначением OL-8 и оснащенная радиальным двигателем воздушного охлаждения Pratt & Whitney Wasp мощностью 425 л.с., которая очень успешно завершила все свои испытания для Военно-морского министерства США.

Выдающимися особенностями и преимуществами, заявленными для летающей лодки Loening Amphibian и четко отличающими ее от других типов самолетов, являются, вкратце:

      • запатентованная компанией Loening комбинация корпуса и фюзеляжа – своего рода комбинация корпуса летающей лодки и фюзеляжа с тянущим винтом, в которой функции обоих выполняются с максимальной возможной пользой;
      • деревянный силовой набор с закрепленными на ней листами металлической обшивки;
      • практичное и прочное амфибийное шасси;
      • хорошие летные качества, которые описываются как дающие летающей лодке характеристики обычного самолета наземного базирования.
LOENING OL-8 AMPHIBIAN: Схема общего вида

LOENING OL-8 AMPHIBIAN: Схема общего вида

Корпус летающей лодки Loening Amphibian, несомненно, является самой интересной особенностью всей машины. Общая компоновка корпуса сопровождается ссылкой на прилагаемую к статье иллюстрацию, из которых будет видно, что используется короткий центральный поплавок, поверх которого установлен фюзеляж до некоторой степени традиционного типа; корпус и фюзеляж аккуратно переходят один в другой. Эта оригинальная конструкция была разработана Гровером Лоенингом в 1924 году и с самого начала дала очень удовлетворительные результаты.

Смешанная деревянно-металлическая конструкция типа Loening была впервые использована в экспериментальных летающих лодках, спроектированных Лоенингом в 1911-12 годах и затем в 1914 году на гидросамолётах, изготовленных компанией Dayton Wright Co. В этом типе конструкции силовой набор изготовлен из деревянных деталей, скрепленных вместе косынками из листового металла; затем собранный силовой набор покрывался листами металлической обшивки, которая к деревянным деталям привинчивалась болтами. Однако в ходе эксплуатации было установлено, что требуется большая осторожность, чтобы отделить лист дюралюминия от дерева, между которыми находится слой ткани, пропитанной битумной мастикой или водостойким клеем.

Использование болтов вместо заклепок или шурупов является результатом очень тщательного исследования и особенно желательно, поскольку значительно облегчает защиту отверстия от коррозии в соленой воде, поскольку каждый отдельный болт может быть покрыт многочисленными слоями эмали или битумной мастики. Кроме того, при прикреплении к корпусу болт не забивается молотком как заклепка, и поэтому он вряд ли потеряет защищающую от коррозии термообработку. В связи с этим утверждается, что эти болтам может быть обеспечена любая степень защиты от коррозии, чего нельзя сказать о заклепках. Деревянный силовой набор обладает достаточной упругостью, чтобы выдерживать серьезные локальные нагрузки при наземной эксплуатации этой машины и предотвращать образование протечек, которые у амфибий всегда были причиной серьезны проблем.

Еще одним преимуществом такой конструкции является герметизация швов с помощью тканевой ленты, пропитанной специальным водостойким клеем, который будучи сжатым дюралюминиевыми болтами между металлической обшивкой и деревянным силовым набором обеспечивает замечательную водонепроницаемость – особенно потому, что древесина, будучи влажной, достаточно набухает, чтобы обеспечить все преимущества затяжки, присущие конструкции деревянного корпуса.

LOENING OL-8 AMPHIBIAN: Снимок в полете новейшей модели этого успешного типа самолета. Машина оснащена 425-сильным радиальным двигателем Pratt and Whitney Wasp с воздушным охлаждением

LOENING OL-8 AMPHIBIAN: Снимок в полете новейшей модели этого успешного типа самолета. Машина оснащена 425-сильным радиальным двигателем Pratt and Whitney Wasp с воздушным охлаждением

В корпусе амфибии OL-8 силовой набор состоит из в основном из двух продольных балок типа треугольных стропильных ферм Пратта, соединенных поперечными переборками, разделяющими корпус на многочисленные водонепроницаемые отсеки.

Еловые лонжероны этого силового набора и диагональные элементы соединены простыми косынками из листового дюраля и скреплены дюралюминиевыми болтами, что обеспечивает отличную работу для производства. Верхняя часть силового набора лодочного корпуса, а также нижние лонжероны и диагональные элементы, обрамляющие нижнюю секцию фюзеляжа, выполнены как единое целое. В то же самое время нижняя часть лодочного корпуса имеет изогнутые «раскидывающиеся в стороны» борта, а верхняя секция фюзеляжа является плоские борта с округлым верхом.

Днище специально усилено, чтобы выдерживать контакт с системами торможения во время посадки на палубу авианосца. Кроме того, корпус был специально усилен наружными и внутренними подкосами, чтобы выдерживать нагрузки, возникающие при запуске с пороховой катапульты, которыми оснащаются корабли ВМС США.

Сиденье пилота смещено далеко вперед и расположено непосредственно между крыльями. Этим обеспечивается хороший обзор особенно при посадке на палубу. Сразу за кабиной пилота находится кабина стрелка, а ниже непосредственно в корпусе располагается кабина наблюдателя или радиста, который имеет хороший обзор под крыльями через иллюминаторы в бортах корпуса.

Что касается конструкции крыла летающей лодки-амфибии OL-8, то она также является смешанной, поскольку нервюры изготовлены из дюралюминия, а лонжероны из ели. Это дает превосходное сочетание для гидросамолета (особенно с появлением нового некоррозионного дюралюминиевого сплава «альклед», который используется в конструкции нервюр), поскольку полностью решены проблемы технического обслуживания склеенных из деревянных нервюр мелких деталей гидросамолетов при сохранении их надежности и легкости.

Крылья двухстоечной бипланной коробки соединены между собой межкрыльевыми N-образными стойками, сваренными из стальных труб, и дополнительно усилены обычными обтекаемыми проволочными расчалками. Все они удерживаются узлами крепления из плоских пластин, которые выступают через крыло и которые тщательно закреплены так, чтобы соленая вода не могла попасть в крыло через места вокруг узлов крепления. Верхнее и нижнее крылья имеют угол поперечного V в 3 градуса, а вынос верхнего крыла относительно нижнего составляет 12 дюймов (305 мм); стреловидности у консолей крыльев нет. Элероны с большим относительным удлинением устанавливаются на верхней и нижней несущих плоскостях. Элероны нижнего крыла управляются тросами, в то время как элероны верхнего крыла стойками, соединенными с нижними элеронами.

В крыльях летающей лодки-амфибии OL-8 используется аэродинамический профиль Loening 10A, давший исключительные результаты. Данный аэродинамический профиль разработан инженерами компании и его технические подробности никогда не публиковались.

Следует сделать небольшое отступление и сказать, что замена на самолетах типа D.H.4 профиля R.A.F.15 на Loening 10A увеличила скорость более чем на 13 миль в час (21 км/ч), снизила посадочную скорость на 11 миль в час (18 км/ч) и увеличила практический потолок на 2100 футов (640 м). Несколько самолетов D.H. с профилями Loening 10A находятся на службе правительства США, и наиболее примечательным из них является специальный D.H., используемый начальником авиационной службы Корпуса морской пехоты США майором Э.Х. Брейнардом (Major E. H Brainard).

Крылья самолета имеют большой коэффициент прочности, и оснащенная этими крыльями амфибия компании Loening может безопасно выполнять все элементы высшего пилотажа. Специальные узлы крепления, которые были разработаны в процессе создания самолета, обеспечивают очень быстрые установку крыльев и их демонтаж.

Как киль, так и руль направления полностью покрыты металлом, и руль направления, отличается исключительно большими размерами. Рули высоты и стабилизатор имеют обычную конструкцию из дерева и полотна и дополнительно усилены диагональными стальными подкосами, что обеспечивает очень жесткую в отношении нагрузок на кручение конструкцию. Стабилизатор не регулируется в полете, но вместо этого используется пружинная регулировка в системе управления рулями высоты. Благодаря пружиной регулировке пилот может смести центровку самолета вперед или назад.

Еще одной характерной особенностью амфибии компании Loening является запатентованное шасси, в ходе создания которого было проведено значительное количество исследований и экспериментов. В результате этих работ шасси является полностью удовлетворительным и практичным.

При этом колеса поворачиваются на рамных опорах, поднимаются и опускаются перпендикулярно корпусу. Тяговый элемент воспринимает нагрузку от верхней части рамной опоры шасси, и верхний конец этого тягового элемента, приводимый в действие подвижной трубой через тросы или ходовые винты, поворачивает рамную опору шасси вокруг оси, расположенной в верхней части корпуса, вверх и в сторону корпуса таким образом, то вся стойка шасси за исключением половины колеса складывается вплотную к корпусу летающей лодки. Основное преимущество такого способа складывания стойки шасси заключается не столько в уменьшении сопротивления воздуха, которым можно пренебречь, сколько в уменьшении гидродинамического сопротивления во время взлета и удалении механизма шасси от возможного засорения механизмов шасси сплавным лесоматериалом или обломками, которые могут привести к заклиниванию шасси. Кроме того, в качестве меры предосторожности на случай подобных непредвиденных обстоятельств крышка, прикрепленная к оси, откидывается вверх над отверстием в корпусе, чтобы предотвратить попадание внутрь воды, древесины и т.п. и, таким образом, избежать заклинивания механизма. Механизм приводится в действие либо электродвигателем с подходящими приводными валами, либо простой рукояткой и тросовой системой.

LOENING OL-8 AMPHIBIAN: Некоторые конструктивные особенности самолета: (1) Консоль крыла с еловыми лонжеронами и дюралюминиевыми нервюрами. (2) Носовая часть силового набора корпуса лодки (ель), к которой болтами присоединяется дюралюминиевая обшивка. (3) Аккуратно изготовленный хвостовой костыль. (4) и (5) Основные стойки шасси в положениях «выпущено» и «убрано»

LOENING OL-8 AMPHIBIAN: Некоторые конструктивные особенности самолета: (1) Консоль крыла с еловыми лонжеронами и дюралюминиевыми нервюрами. (2) Носовая часть силового набора корпуса лодки (ель), к которой болтами присоединяется дюралюминиевая обшивка. (3) Аккуратно изготовленный хвостовой костыль. (4) и (5) Основные стойки шасси в положениях «выпущено» и «убрано»

На законцовках поплавков также установлены подрессоренные полозья, которые не только поплавки от плавающей в воде древесины, но и защищают поплавки от повреждений на суше. В задней части основной секции корпуса находится крупный хвостовой костыль в виде стальной трубы, опирающейся на резиновые дисковые амортизаторы. Для защиты от износа на хвостовой костыль установлен съемный башмак.

Двигатель Pratt and Whitney » Wasp установлен в «носовой» части фюзеляжа – или его эквивалента – несколько необычным образом. В дополнение к стальным трубам, идущим в продольном направлении к лонжеронам от фланжированной дюралюминиевой пластины двигателя, от последней к корпусу идут две вертикальные стойки, отходящие вниз и немного вперед. Эти подкосы, усиленные перекрещивающимися проволочными расчалками, передают нагрузку двигателя непосредственно на переднюю часть корпуса, и, как утверждается, значительно снижают обычную вибрацию радиального двигателя воздушного охлаждения. Капот вокруг двигателя был уменьшен до минимума, чтобы обеспечить достаточное охлаждение для работы в тропических условиях, в то время как в центральной части капота предусмотрен обычный дисковый затвор.

LOENING OL-8 AMPHIBIAN: Снимок крупным планом 424-сильного радиального двигателя воздушного охлаждения Pratt and Whitney Wasp, установленного на летающей лодке-амфибии Loening OL-8 Amphibian

LOENING OL-8 AMPHIBIAN: Снимок крупным планом 424-сильного радиального двигателя воздушного охлаждения Pratt and Whitney Wasp, установленного на летающей лодке-амфибии Loening OL-8 Amphibian

Масляный бак емкостью 10 галлонов (45 л) расположен за двигателем, а бензобак емкостью 140 галлонов (636 л) расположен в нижней части корпуса.

В летающей лодке-амфибии предусмотрено двойное управление: рулевое колесо в передней кабине и ручка управления в задней. OL-8 обладает исключительной управляемостью в любых условиях. При отклонении только руля направления машина делает разворот в нужную сторону без помощи элеронов, при этом продольная балансировка тоже очень хорошая. Еще одной особенностью OL-8 является быстрый взлет с воды, который с полной нагрузкой обычно занимает около 10 секунд.

Хотя в первую очередь летающие лодки-амфибии Loening OL-8 предназначены для выполнения задач самолетов наблюдения в составе авиации американских армии и флота, следует помнить, что он также хорошо подходит для аэрофотосъемки. Амфибии Loening OL-8 успешно использовались для аэрофотосъемки озер Кайни, канадской границы, на Кубе, в Венесуэле и на Аляске.

Основными характеристиками летающей лодки-амфибии Loening OL-8 являются:

Размах крыльев 45 футов (13,72 м)
Общая длина 35 футов 2¾ дюйма (10,74 м)
Высота (колеса опущены), 12 футов 11 дюймов (3,94 м)
Длина хорды 6 футов (1,83 м)
Межкрыльевое расстояние 5 футов 11 дюймов (1,8 м)
Вынос верхнего крыла 1 фут (0,3 м)
Углы поперечного V и установки крыльев 3°
Площадь крыльев 502 кв. футов (46,6 м²)
Площадь элеронов 60 кв. футов (5,6 м²)
Площадь рулей высоты 28 кв. футов (2,6 м²)
Площадь руля направления 17,4 кв. футов (1,6 м²)
Площадь стабилизатора 43,4 кв. футов (5,0 м²)
Площадь киля 15,8 кв. футов (1,5 м²)
Масса пустого 3253 фунтов (1476 кг)
Масса с полной нагрузкой 5253 фунтов (2383 кг)
Масса, приходящаяся на одну лошадиную силу 12,3 фунта (5,58 кг)
Масса, приходящаяся на один кв. фут 10,4 фунтов (50,78 кг/м²)
Диапазон скоростей 50-124 миль в час (80-200 км/ч)
Высота, набираемая за 10 минут 5500 футов (1676 м)
Практический потолок 13000 футов (3962 м)
Дальность полета (крейсерская) 500 миль (805 км)

источник: «The Loening OL-8 Amphibian» «Flight» December 22, 1927, pages 861-865

перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-letauschie-lodki-loening-ol-8-amphibian-ssha

Подписаться
Уведомить о
guest

5 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account