1

Часть 1

Две другие летающие лодки модификации Do 26C (прототипы V5 и V6) были изготовлены в апреле и июле 1940 года и, как следствие, не смогли принять участие в боевых действиях на Крайнем Севере.

До 22 июня 1940 года – завершения французской кампании – летающая лодка Do 26 V4 выполняла полеты по поиску вражеских подводных лодок. По мере того как трассы британского судоходства все больше и больше смещались на север, выполнять дальние разведывательные полеты могло лишь ограниченное количество немецких самолетов: Fw 200 Condor и Do 26.

В июне 1940 года был выполнен разведывательный полет в районе Датского пролива – пролива между островами Исландия и Гренландия. Затем 29 июля 1940 года верховное командование ВВС Германии перевело специальную трансокеанскую эскадрилью из Травемюнде в Брест. Командиром эскадрильи был призванный из резерва майор барон фон Будденброк (Major d. Res. Freiherr von Buddenbrock), хорошо зарекомендовавший себя на этой должности. С июля 1940 года командовать этим небольшим подразделением стал капитан Брокман (Hauptmann Brockmann).

В начале августа 1940 года в Брест были доставлены две летающие лодки Do 26: четвертый (V4; военный номер P5+DH) и пятый (V5; военный номер P5+EH) прототипы. Первоначально эти летающие лодки были оборудованы для выполнения операций по спасению на море. 9 августа в результате авиаудара противника повреждения получил прототип Do 26 V5 (P5+EH). Машина была подготовлена к полету с ограничениями, и 11 августа 1940 года вылетела для ремонта в Травемюнде. Четвертый прототип Do 26 V4 все еще использовался в качестве спасательного самолета, а сама специальная эскадрилья Sdst.Tr.O. была тактически подчинена 606-й бомбардировочной авиагруппе (KFlGrp 606).

В середине месяца – 16 августа 1940 года – гидросамолет Do 26 V4 (P5+DH) выполнил дальний разведывательный полет в районе Кельтского моря к западу от Ирландии. В качестве дополнительных ориентиров экипаж использовал радиостанции нейтральных стран. Согласно сохранившемуся журналу боевых действий эскадрилья Sdst.Tr.O. имела только одну пригодную для полетов летающую лодку Do 26.

Лишь 21 августа 1940 года третий Do 26C был доведен до рабочего состояния. Через день машины вылетели в район Кельтского моря к западу и юго-западу от Ирландии для поиска кораблей противника. В течение следующих недель было проведено в общей сложности 17 разведывательных полетов.

К середине ноября 1940 года было выполнено еще девять дальних разведывательных полетов. Поскольку в Бресте не было катапульты, то ночной взлет с полностью заполненными топливными баками считался рискованным, и максимальная продолжительность боевого вылета Do 26 составляла всего лишь почти одиннадцать часов. Максимальная дальность полета лишь немногим превышала 2100 километров. При старте с катапульты дальность полета (с учетом резерва) летающей лодки увеличивалась до 3600 километров.

В сентябре 1940 года летающую лодку Do 26 V5 (P5+EH) пришлось перевести из Бреста в расположенный неподалеку от Тронхейма Хоммельвик (Hommelwik) для получения информации о действиях противника в районе Датского пролива. 9 сентября 1940 года машина была запущена с катапульты гидроавианосца «Фризенланд» с целью сбора информации об обстановке в районе Исландии и Датского пролива. В этот день немецкий тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер» должен был выйти в рейд по Атлантическому океану. 12 сентября 1940 года командование военно-морских операций (Seekriegsleitung – Skl) отправило в Северную Норвегию четвертый прототип Do 26 V4 (P5+DH). Вскоре после этого оба гидросамолета были отправлены обратно в Брест.

В Бресте по-прежнему отсутствовал корабль с катапультной установкой. К сожалению постоянные ремонтные и регламентные работы, которые могли быть проведены только в Травемюнде, все чаще препятствовали успешному применению машин в Атлантике.

Был запланирован старт летающей лодки Do 26 с катапульты гидроавианосца «Остмарк», но этот корабль 24 сентября 1940 года во время перехода на север Франции был торпедирован английской подлодкой и затонул чуть позже. После гибели «Остмарка» 11 октября 1940 года в Брест был отправлен гидроавианосец «Фризенланд». Месяц спустя 16 ноября 1940 года летающая лодка Do 26C (V5, P5+EH) с экипажем из шести человек была запущена с катапульты гидроавианосца. Однако сразу после старта все четыре двигателя перестали работать, и летающая лодка ударилась о воду. При ударе весь экипаж погиб. В результате дальние разведывательные полеты к западу от Ирландии, где штабными аналитиками подозревалось наличие крупных сил противника, больше никогда не предпринимались.

Дело в том, что оставшиеся две летающие лодки Do 26 страдали от множества проблем. В сообщении 606-й бомбардировочной авиагруппы от 21 ноября 1940 года говорилось следующее:

«Оставшиеся самолеты [т.е. Do 26] находятся в капитальном ремонте. Имеющиеся в составе эскадрильи BV 138A и Fw 200 имеют недостаточную дальность полета».

И все же, несмотря на все трудности, экипажи специальной трансокеанской эскадрильи продолжили выполнять дальние разведывательные полеты. Так, например, 22 июня (так в тексте – byakin) 1940 года был обследовал значительный по площади район Атлантического океана в целях обеспечения прорыва вспомогательного крейсера «Пингвин» (Pinguin; Schiff 33) через Датский пролив.

Вскоре после этого 24 октября 1940 года была произведена разведка в районе 45° – 47° 30' северной широты, 14° западной долготы. Данный полет выполнялся в целях обеспечения вспомогательному крейсеру «Виддер» (Widder; Schiff 21) безопасности (или по крайней мерее снижения опасности) от действий подводных лодок.

Вскоре после этого один из экипажей Do 26 совершил 19-часовой полет, во время которого был достигнут 67° северной широты.

Вследствие угрозы со стороны вражеских самолетов, действовавших с аэродромов на юго-западе Англии, пришлось эвакуировать гидроавианосец «Фризенланд» из Бреста в устье Жиронды неподалеку от Бордо. Впоследствии, 31 января 1941 года специальная трансокеанская эскадрилья была как боевое подразделение расформирована, и ее машины были временно подчинены 1-й группе 40-й бомбардировочной эскадры (I./KG 40).

На 1 февраля 1941 года летающие лодки Do 26 V4 и V6 были в инвентарных списках этой части. В течение небольшого времени летающие лодки Dornier базировались у берега большого озера Уртен (Hourtin). Впоследствии машины были возвращены в Германию, поскольку с весны 1941 года их дальнейшее использование на западе командованию казалось уже не было очевидным.

Летом 1941 года гидроавианосец «Фризенланд» был возвращен в норвежские воды. Несколько ранее – в середине марта 1941 года – две летающие лодки Dornier перелетели из Франции в Травемюнде. Задачи, которые во Франции выполняли Do 26C, были возложены на Fw 200C Condor из состава эскадры KG 40 и на Ju 290A из 5-й авиагруппы дальней разведки (Fernaufklärungsgruppe; FAG 5). Однако их количество значительно отставало от потребностей Skl и командующего подводными силами флота (Befehlshabers der Unterseeboote – BdU).

В связи с тем, что летающие лодки Do 26 ограниченно соответствовали требованиям, предъявляемым к дальним самолетам-разведчикам морской авиации, завод компании Dornier в начале 1941 года стал модернизировать оставшиеся гидросамолеты данного типа. Было предложено переделать летающие лодки в вооруженные транспортные гидросамолеты для выполнения специальных операций.

С этой целью 30 марта 1941 года в Фридрихсхафене состоялся показ макета варианта модернизации гидросамолета. На представленном макете была капитально переделанная силовая установка, введенная в конструкцию самолета противообледенительная установка и измененный состав вооружения (носовая башня с 2-см пушкой и бортовые пулеметы в радиорубке были удалены). Как уже упоминалось выше, новым обозначением прототипов V4 и V6 стало Do 26D. Задачей модернизированных машин должно было стать обслуживание немецких передовых метеорологических станций, размещенных в высоких широтах на Крайнем Севере.

29 апреля 1941 года в Фридрихсхафен под управлением флюгкапитана Конрада (Flugkapitän Conrad), экспериментальный центр Травемюнде, прилетела первая из двух летающих лодок Do 26; предположительно это была Do 26 V6. Месяц спустя – 20 мая 1941 года – состоялась заключительная проверка прототипа с частично переработанной силовой установкой. Переборка двигателей Jumo 205D не была полностью завершена, потому что все необходимые запчасти не были своевременно доставлены. Поэтому летом 1941 года была выполнена только установка новой противообледенительной системы. Соответственно таким же процедурам был подвергнут Do 26 V4. После завершения переоборудования обе машины были переведены в Управление воздушных судов (Luftzeugamt – LZA), Травемюнде. Там эти летающие лодки оставались с лета 1941 года по июнь 1943 года, поскольку их дальнейшее использование было невозможно.

Лишь в конце мая – начале июня 1943 года летающая лодка Do 26 V6 была готова к выполнению высокорискованной спасательной операции в восточной части Гренландии. 25 мая 1943 года немецкая метеорологическая станция «Хольцауге» (Holzauge; деревянный глаз) серьезно пострадала от налета авиации союзников. После налета стало очевидно, что сотрудники метеостанции не смогут долго находиться в Гренландии, и поэтому было необходимо как можно быстрее эвакуировать персонал.

Для размещения запасов топлива и масла, необходимых для выполнения этого сверхдальнего полета, внутренний отсек летающей лодки Do 26 V6 был полностью переоборудован в испытательном центре Травемюнде. Защитой этой уже полностью безоружной машины должна была стать хорошо адаптированная к северным широтам камуфляжная окраска. Для обеспечения дополнительной безопасности полета в состав оборудования были включены измеритель сноса, секстант Зольда (Sold-Sextant), дисковый ветрочёт Кнеемейера (Kneemeyer-Scheibe), и особо мощная радиостанция с пеленгатором. Помимо этого на борту летающей лодки находился полный комплект оснащения для выживания в северных широтах.

В начале июня 1943 года гидросамолет Do 26 V6 вылетел из Травемюнде в Тромсё, Норвегия. Там гидросамолет был установлен на катапульту гидроавианосца «Швабенланд» (Schwabenland) и в темную ночь 6 июня 1943 года стартовал с нее. Под управлением капитана Вольфганга Блюме (Hauptmann Wolfgang Blume), работавшего ранее в авиакомпании Deutsche Lufthansa, летающая лодка успешно добралась до восточной Гренландии. Помимо пилота в состав экипажа машины входили штурман Карл Крёплин (Karl Kröplin), радист Йорга (Jorga) и бортмеханик. В Грендандии их прибытия с нетерпением ждал персонал метеостанции: 22 человека и несколько полярных собак. 7 июня 1943 года в 16:05 гидросамолет капитана Блюме вернулся в Тромсё с первой группой синоптиков [1]. Второй полет в Гренландию был выполнен 16 июня 1943 года. Персонал был успешно эвакуирован, хотя бóльшая часть полета по маршруту Гренландия – Тромсё была выполнена в условиях полета по приборам.

Поскольку новых заданий не было, то Do 26 V6 был законсервирован на несколько последующих месяцев. Затем 7 сентября и с 18 по 20 октября 1943 года в испытательном центре Травемюнде эта летающая лодка участвовала в тестировании системы взлета с помощью самолета-буксировщика Do 24. Цель испытаний состояла в том, чтобы с помощью самолета-буксировщика сократить время старта более тяжелого Do 26, который, как уже было сказано выше, с полным запасом топлива мог взлететь только при помощи катапульты. Во время тестирования данной системы машина получила незначительные повреждения. 6 декабря 1943 года летающая лодка Do 26 V6 находилась в расположенном неподалеку от Рибница (Ribnitz), побережье Балтийского моря, ремонтном заводе для гидросамолетов.

Вторая оставшаяся машина – Do 26 V4 – в июне 1943 года оставалась в Фридрихсхафене на заводе компании Dornier. До конца июня летающая лодка совершила над Боденским озером (граница Германии и Швейцарии) и Южной Германией три полета по определению летных характеристик общей продолжительностью 3 часа 7 минут. Разумеется, причиной перевода гидросамолета на юг Германии были работы с двигателями Jumo 205D. Впоследствии летающая лодка была отправлена обратно в Травемюнде.

26 июля 1943 года летающая лодка Do 26 V4 вновь была «возвращена» в Травемюнде. Нахождение на севере Германии было недолгим, и вскоре самолет вновь отправился на юг в сторону Боденского озера, где машина получила новые радиаторы. Вскоре после этого – 27 октября 1943 года – машина вновь взяла курс на Травемюнде. После прибытия в этом же месяце планировалось провести испытания усовершенствованной системы охлаждения, однако их пришлось отложить из-за её нескольких выходов из строя, причина которых первоначально была непонятной.

С 1 ноября – после устранения всех возникших недостатков (в том числе и системы охлаждения – оказывавшихся пустыми радиаторов) – должны были начаться испытания машины. Однако в еженедельном отчете испытательного центра Травемюнде за период с 7 по 11 ноября 1943 года можно видеть, что повреждение радиаторов все ещё невозможно устранить, а использовавшаяся ранее навигационная система была классифицирована как неподходящая для выполнения будущей специальной операции. В период с 19 по 27 ноября летающая лодка Do 26 V4 находилась в расположенной неподалеку от Амстердама деревне Схеллингвауде (Schellingwoude). Затем работы с самолетом были прерваны примерно на месяц.

25 января 1944 года сотрудник испытательного центра Травемюнде дипломированный инженер Гайке (Dipl.-Ing. Geike) вылетел в Фридрихсхафен на Do 26 V4 (военный номер PK+FF) для ремонта там силовой установки машины. В перечне заданий испытательного центра (от 28 марта 1944 года) летающая лодка Do 26 V4 фигурирует под номером заказа 65/2 в качестве

«экспериментального летательного аппарата с двигателями Jumo 205D».

Это также относится к следующему месяцу, но дальнейшая судьба машины остается неизвестной. В мае 1944 года командование испытательного центра приказало передать Do 26 V4 на «аутсорсинг», поскольку военное применение самолетов данного типа больше не предполагалось. Помимо этого отдел GL/C-E2/II Имперского министерстав авиации приказал прекратить все работы с двигателями Jumo 205D. Это также относится к Do 26 V6, который, очевидно, был выведен из эксплуатации до начала лета 1944 года.

После того как текущие работы были отменены, эти две большие летающие лодки компании Dornier больше не использовались. 13 мая 1944 года летающие лодки Do 26 V4 и V6 были отправлены испытательным центром Травемюнде в Хольтенау (Holtenau), Киль, где были зарегистрированы в группе морских самолетов и поставлены на хранение. Возможно, их планеры были утилизированы после того, как всё полезное оборудование (особенно авиационные двигатели) было демонтировано.

Летающие лодки Dornier Do 26. Германия. Часть 2

Летающая лодка Do 26 Cна Боденском озере после проведения приемочных испытаний. На заднем плане очертания Фридрихсхафена

Летающие лодки Dornier Do 26. Германия. Часть 2

Блистеры, в которых размещались 7,92-мм пулеметы MG 15, делали гидросамолет Do 26 немного похожим на американские летающие лодки Catalina

Летающие лодки Dornier Do 26. Германия. Часть 2

Летающая лодка Do 26 V4 Seebär (P5+DG) на Боденском озере. Убирающиеся подкрыльевые поплавки значительно снижали аэродинамическое сопротивление гидросамолетов данного типа

Летающие лодки Dornier Do 26. Германия. Часть 2

На борту гидроавианосца «Фризенланд» экипаж летающей лодки Do 26 V5 готовится к выполнению очередного разведывательного полета

Летающие лодки Dornier Do 26. Германия. Часть 2

Вследствие нехватки запасных частей общее количество разведывательных полетов, выполненных двумя оставшимися летающими лодками Do 26, было относительно небольшим. На снимке, сделанном в августе 1940 года, летающая лодка установлена на катапульту гидроавианосца «Фризенланд»

Летающие лодки Dornier Do 26. Германия. Часть 2

Прикрепленный к бую гидросамолет Do 26 V6 (P4+FH); западная Франция. Фонарь кабины пилотов и остекление турели покрыты брезентом для защиты от морской воды

Летающие лодки Dornier Do 26. Германия. Часть 2

Еще один снимок летающей лодки Do 26 V6 (P4+FH). Поскольку разведывательных полетов не выполнялось, то экипажи несли службу на борту машины

Летающие лодки Dornier Do 26. Германия. Часть 2

С помощью другого гидросамолета летающая лодка Do 26C буксируется в рамках экспериментов по замене старта с помощью катапульты на старт при помощи самолета-буксировщика

Летающие лодки Dornier Do 26. Германия. Часть 2

Во время испытаний новой противообледенительной системы летающая лодка Do 26 V4 выполняла полеты без оборонительного вооружения


  • [1] в тексте «Wetterfrösche» – лягушки-барометры – шутливое прозвище представителей этой профессии

источник: Manfred Griehl «Waffen Arsenal Band 171. Waffen und Fahrzeuge der Heere und Luftstreitkräfte. Dornier Flugboote Im Zweiten Weltkrieg. Do 18 — Do 24 — Do 26»

Подписаться
Уведомить о
guest

8 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account