Ленинградские испытания немецкого тягача Famo. За пять месяцев до войны

17
Ленинградские испытания немецкого тягача Famo. За пять месяцев до войны

Ленинградские испытания немецкого тягача Famo. За пять месяцев до войны

Статья Евгения Федорова с сайта TOPWAR.

Содержание:

Немецкий трактор

Секретный отчет артиллерийского научно-исследовательского опытного полигона Красной Армии об испытаниях 18-тонного трактора Famo вышел в феврале 1941 года. В традициях того времени машину именовали «трактором», хотя с ним Famo роднили только гусеницы. Основной целью было определение пригодности полугусеничного трактора для буксировки тяжёлых артиллерийских систем большой мощности. При этом планировалось заодно испытать и 12-тонный полугусеничный трактор Daimler-Benz Sd.Kfz.8, но он пришел на полигон в неисправном виде. Как утверждают в отчете, он уже в нерабочем состоянии поступил на артиллерийский полигон с «танкового» полигона в Кубинке. Вывели ли его из строя в ГАБТУ неизвестно, но артиллеристы не смогли своими силами отремонтировать мотор Daimler-Benz. Налицо была серьезная поломка: вода из системы охлаждения поступала в картер двигателя. Когда мотор разобрали, оказалось, что прокладка головки блоков в исправном состоянии, а три из шести маслоотражателей цилиндров разрушены. Течь воды наблюдалась через резиновые кольца между блоком гильзами цилиндра и при работающем моторе достигала двух литров в час. Вполне возможно, как отмечали испытатели, в блоке цилиндров также были трещины. В общем, возиться с восстановлением мотора Daimler-Benz Sd.Kfz.8 специалисты полигона не стали и занялись испытанием старшего брата — Sd.Kfz.9 Famo.

У немцев 18-тонный трактор использовался не только в качестве артиллерийского тягача. Источник: worldwarphotos.info

У немцев 18-тонный трактор использовался не только в качестве артиллерийского тягача. Источник: worldwarphotos.info

Немецкому тягачу, купленному незадолго до войны в Германии, предстояла тяжелая работа: на полигоне с 25 января по 5 февраля 1941 года он должен был таскать части тяжелых артиллерийских орудий по снегу полуметровой глубины, по укатанным шоссейным и проселочным дорогам. Примечательно, что организаторы рассчитывали провести сравнительные испытания «немца» с отечественным тяжелым трактором «Ворошиловец». Но… В начале 1941 года в распоряжении артиллерийского полигона не оказалось исправного трактора.

Надо отдать должное специалистам артиллерийского полигона: испытательная программа была выверена до мелочей. К примеру, на заранее разбитых участках шоссе, по которым катали немецкий Famo, были указаны углы подъемом и спусков вплоть до минут. Это разительно отличается от испытаний трофейной техники в военное время, когда у инженеров порой не было даже подходящих полигонов. Для Famo были подготовлены четыре прицепа разной массы: ствольная повозка 305-мм пушки Skoda (19 тонн), станок этого же оружия (20 тонн), ствольная повозка 211-мм немецкой гаубицы (11 тонн) и её 12-тонный станок. На одном из участков укатанного шоссе тягач-трактор с 11-тонным прицепом разгонялся в среднем до 43,4 км/час – достойный показатель для тяжелой машины. Однако нормально управлять гигантской полугусеничной машиной на таких скоростях было невозможно, поэтому рабочими были скорости до 15 км/ч.

Famo с мотором Tatra. Источник: armedconflicts.com

Famo с мотором Tatra. Источник: armedconflicts.com

Famo с мотором Tatra. Источник: armedconflicts.com

Famo с мотором Tatra. Источник: armedconflicts.com

Famo с мотором Tatra. Источник: armedconflicts.com

Famo с мотором Tatra. Источник: armedconflicts.com

Снежную целину полуметровой глубины Famo брал на скоростях от 3,5 до 11,3 км/ч, в зависимости от массы прицепа. Причем перед испытаниями машина предварительно проделывала колею в снегу без прицепа, иначе тут же бы увязла. Когда дело дошло до штурма подъемов, то с самым тяжелым прицепом немецкий трактор спасовал перед 11-градусным уклоном, покрытым 87 см снега. В общем, проходимость трактора с 20-тонным прицепом испытатели полигона признали не вполне удовлетворительной.

Отдельной программой были испытания лебедки тягача. Разматывать стометровый трос приходилось силами 5 человек. По самым скромным подсчетам, максимальное тяговое усилие её превышало 4600 кгс. После некоторых истязаний агрегата испытатели написали в отчете, что «лебедка по конструкции удачна и работает вполне надежно, а также имеет явные преимущества перед лебедками отечественных тракторов «Коминтерн», «Ворошиловец» и «СТЗ-5».

Неуклюжий гигант

18-тонный Famo был здоровенной машиной. Фотографий с испытаний на ленинградском полигоне 1941 года в хорошем качестве найти не удалось, но архивные изображения из других источников помогают составить впечатление о тракторе. Высота его едва не достигала трех метров, а длина превышала восемь. Естественно, эта махина очень не любила поворачивать. Как отмечали инженеры-испытатели артиллерийского полигона, радиус разворота по 26-см снегу составлял 18 метров. И это направо. Когда дело дошло до левого поворота, то у Famo оборвало предохранительный палец натяжного приспособления правой гусеницы. Заменили за 22 минуты и продолжили опыты с левым поворотом. Радиус получился от 19 до 21 метра. Когда тракторы подцепили станок чехословацкой пушки, радиус разворота стал вообще непредсказуемым: от 22,5 до 32,25 метра. На снегу Famo было практически безразлично, куда и как были повернуты колеса, движение во основном шло по радиусу гусениц. В итоге все маневренные испытания немецкий трактор-тягач благополучно провалил. Поворачивать «немец» в артиллерийском парке с прицепами не мог категорически. После ночной зимней стоянки Famo практически полностью теряет способность маневрировать: ему необходимо предварительно покататься минут 10-15, пока не разогреется масло в дифференциальной коробке. Такая неуклюжесть трактора объясняется спецификой полугусеничной компоновки, усугубленной большим отношением длины опорной поверхности гусеницы к колее – 1,8. Вообще, колеса серьезно осложняли движение машины по распутице. На полигоне испытания соответствующие не проводили, но расчеты удельного давления на грунт не советовали владельцам гиганта соваться в грязь. Колеса давили на грунт с усилием 4 кг/см2, а гусеницы – 0,7-2,33 кг/см2 – у тягача на передке был своеобразный плуг в виде двух колес. При этом сцепление с дорогой у Famo всегда было недостаточным и при нагрузке на крюке около 3 тонн трактор начинал буксовать.

Качественных изображений с ленинградских испытаний Sd.Kfz.9 Famo в широком доступе нет, поэтому приходится ограничиваться сторонними архивами. Источник: worldwarphotos.info

Качественных изображений с ленинградских испытаний Sd.Kfz.9 Famo в широком доступе нет, поэтому приходится ограничиваться сторонними архивами. Источник: worldwarphotos.info

Будни немецко-фашистского тягача. Источник: worldwarphotos.info

Будни немецко-фашистского тягача. Источник: worldwarphotos.info

Будни немецко-фашистского тягача. Источник: worldwarphotos.info

Будни немецко-фашистского тягача. Источник: worldwarphotos.info

Теперь немного о том, как оживлялся мотор Famo. Первый раз его запустили на полигоне 25 января, предварительно прогрев горячей водой и буксируя двумя тракторами «Коммунар». Просто заводиться немецкая 12-цилиндровая бензиновая штучка никак не желала. Продержав машину на морозе два дня, Famo решили запустить с помощью электростартера. Температура за бортом трактора была вполне безобидной – минус 14 градусов. Первоначально прогрели мотор горячей водой до 80 градусов, на что ушло 170 литров (или 11 ведер) при ёмкости системы охлаждения в 90 литров. Попытка завести мотор электростартером оказалась тщетной. У Famo в штатном комплекте был еще и инерционный стартер, усовершенствованный аналог привычного «кривого стартера». Четыре человека в течение трех минут раскручивали инерционную систему, но 12-цилиндровый мотор Maybach молчал. Три раза подряд! В итоге снова на помощь пришли тракторы, протащившие Famo с включенной передачей и зажиганием. На это потребовалось всего 20 метров. В оправдание немецкого трактора испытатели в отчете пишут, что во всех последующих случаях мотор надежно запускался с электростартера. Температура при этом опускалась в некоторые дни до минус 25 градусов. Но в итоге мотор, требующий дорогого высокооктанового бензина, испытатели все-таки отвергли из-за чрезмерно высокого расхода топлива. По шоссе зимой трактор мог пройти с прицепом не более 150 километров на одной заправке.

О высокой культуре производства и продуманности конструкции говорит высокая надежность машины. За две с половиной тысячи испытательных километров у Famo обнаружились лишь трещины в выхлопной трубе, лопнул трос спидометра и предохранительный палец натяжного устройства гусеницы. Это, напомним, в условиях российских морозов.

Схемы двойного дифференциала и лебедки. Они произвели впечатление на советских испытателей. Источник: Отчет артиллерийского научно-исследовательского опытного полигона Красной Армии. 1941 год

Схемы двойного дифференциала и лебедки. Они произвели впечатление на советских испытателей. Источник: Отчет артиллерийского научно-исследовательского опытного полигона Красной Армии. 1941 год

Схемы двойного дифференциала и лебедки. Они произвели впечатление на советских испытателей. Источник: Отчет артиллерийского научно-исследовательского опытного полигона Красной Армии. 1941 год

Схемы двойного дифференциала и лебедки. Они произвели впечатление на советских испытателей. Источник: Отчет артиллерийского научно-исследовательского опытного полигона Красной Армии. 1941 год

Большой интерес вызвали у отечественных исследователей торсионная подвеска и ходовая часть. Большие катки, расположенные в шахматном порядке, во-первых, щадили резиновую ошиновку, а, во-вторых, равномерно распределяли нагрузку на грунт. Необычное сопряжение траков гусеницы при помощи пальцев на игольчатых подшипниках очевидно уменьшало потери на вращение гусениц, но серьезно усложняло и удорожало конструкцию. Поэтому прямо в отчете инженеры-испытатели пишут, что перед постановкой в производство подобных решений необходимо провести тщательные испытания немецких гусениц. Знали бы они, что всего через полгода перед отечественным танкостроением будут стоять совсем другие задачи: оперативно эвакуировать производство вглубь страны и наладить массовое производство бронетехники с наименьшими затратами!..

Подводя итоги зимних испытания тяжелого немецкого Famo, советские испытатели не рекомендовали использовать его в качестве артиллерийского трактора. Несмотря на неплохую эргономику, надежность и отдельные продуманные узлы, артиллеристов не устроила неповоротливость, прожорливый карбюраторный мотор и недостаточное сцепление с грунтом.

На этом история с 18-тонным трактором Famo не закончилась. В марте 1941 года на столе заместителя наркома обороны маршала Григория Кулика появился доклад о результатах данного испытания. Автором был генерал-майор артиллерии Василий Хохлов. В материале он уже напрямую, хоть и заочно, сравнивает немецкий трактор с отечественным «Ворошиловцем». Справедливо указывает на гораздо более слабый мотор Famo, который, тем не менее, позволяет не отставать от мощного дизельного «Ворошиловца» на шоссе. Далее по цепочке Кулик пишет уже Ворошилову и докладывает об удручающем положении с быстроходными артиллерийскими тягачами в Красной армии. Камни летят в устаревшие на тот момент СТЗ-5 и СТ-2, а также в тяжелый «Ворошиловец». Конечно, Кулик напрямую не решился в письме Ворошилову ругать трактор, названный в честь маршала, но указал на его дизель В-2В. Артиллеристов не устраивал его ресурс в 100 моточасов, а блестящий в этом смысле карбюраторный Maybach еще больше огорчал военных. Кулик пишет Ворошилову в этой связи (особенности правописания сохранены):

«Испытания немецких полугусеничных артиллерийских тракторов особой доставки хотя и выявили недостаточную пригодность этих машин для эксплоатации в наших условиях, однако продуманность конструкции агрегатов и узлов этих машин, надежность и прочность их показали явную отсталость нашей техники специального тракторостроения».

В итоге Кулик просит Ворошилова обязать Наркомат среднего машиностроения разработать и изготовить сразу три трактора — для полковой, дивизионной и корпусной артиллерии. Неслабые такие требования, надо сказать. Но и это еще не все. Кулик настоятельно рекомендует Ворошилову поспособствовать разработке опытных образцов целого семейства быстроходных дизелей.

Меньше чем через четыре месяца начнется война, и выводы артиллеристов получат неоднозначное подтверждение на полях сражений. Устаревшие и не самые совершенные тракторы одержат верх над изящно выполненными полугусеничными конструкциями инженеров Третьего рейха. Не всегда полигонные испытания гарантируют объективность, особенно в военном деле.

источник: https://topwar.ru/173380-leningradskie-ispytanija-nemeckogo-tjagacha-famo-za-pjat-mesjacev-do-nachala-vojny.html

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account