Среди историков отечественного танкостроения сложилось мнение, что работы по советским легким танкам завершились вместе с Т-80. На самом деле это далеко не так, хотя финал истории все же был печальный, во многом благодаря хотелкам военных.
О том, что Т-80 является лишь временной мерой и по факту уже нуждается в замене, военные понимали еще при постановке его в производство. В воздухе завитал призрак убиенного в январе 1942 года Т-50, что прекрасно видно по ТТТ на легкий танк, датированных 22 июля 1943 года:
ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11355, дело №1394, стр.43
Данные требования являлись лишь продолжением общей тенденции к созданию нового танка, который уже не являлся эволюцией Т-70/Т-80. Достаточно сказать, что новый двигатель (спарка дизелей мощностью 300 л.с.) планировался еще с зимы 1943 года.
Указанные выше требования, впрочем, продержались недолго. После Курской Дуги аппетиты военных резко выросли, и это очень хорошо видно по ТТТ на легкий танк, датированные 27 ноября 1943 года:
ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11355, дело №1485, стр.217
Может показаться, что требования ушли в пустоту, но это не так. ГАЗ им. Молотова в этой гонке уже не участвовал, ибо возможности завода, и так сильно пострадавшие при бомбержке, не позволяли ваять подобные танки. Заводы №38 и №40 отпадали по той же причине, а также в виду перевода на выпуск СУ-76. Но было одно предприятие, которое взялось за проектирование нового танка.
Эвакуированный в Омск завод №174 являлся основным разработчиком и производителем легких танков до войны, да и Т-50 сбрасывать со счетов не надо. Тем более, что в Омск эвакуировали основную часть заводского КБ, включая обратно влитый в него опытный завод №185. Еще в 1942 году в Омске проводился целый ряд НИР, связанных со ставшим для завода №174 основной продукцией Т-34. Одним словом, задел для разработки легкого танка нового поколения в Омске имелся.
В феврале 1944 года в ГАБТУ был отправлен отчет по опытным работам, к которому был приложен эскизный проект корпуса наследника Т-50.
ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11355, дело №2243, стр.139
Данная разработка полностью вписывалась в требования военных, датированных концом 1943 года. Достаточно сказать, что диаметр погона башни составлял 1660 мм, что больше, чем у башни Т-34/85. Была в проекте и характерная фишка завода №185 — сдвоенные тележки на торсионах, как на Т-100.
Проект, впрочем, подвергся обоснованной критике, которую завод обещал рассмотреть и переделать корпус. Кроме того, даже этот проект не являлся финалом. В марте ГАБТУ решила в очередной раз надуть хомячка, в результате чего родилось вот это:
ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11355, дело №2243, стр.5
Да-да, это не дефекты печати. Лоб корпуса 90 мм под 62 градуса (общий привет модернизации ИС), борта тоже 90 мм, как и борта башни. Лоб башни от 90 до 200 (!) мм. И в довершение 85-мм пушка С-53 в качестве вооружения. Движок — V-8 мощностью 400 лошадей. В общем, получился легкий танк тяжелого бронирования, который смотрит на "Леопард", как на говно.
Башни, увы, так и не запилили, но примерно можно предположить, какой она была бы. В 1942 году завод №174 спроектировал сварную башню с соединением в шип. На всякий пожарный, соединение в шип требовали и от конструкции нового легкого танка. Так что при ее увеличении в размерах появлялось место и для комбашенки а ля Т-50, и для С-53.
ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11355, дело №754, стр.175
Следы омского танка, который вполне претендует на название Winged Doom, теряются весной 1944 года. Вероятно, военные поняли, чего натворили. Вместо легкого танка получился карманный Т-44. К тому же, весной 1944 года завод №174 начал подготовку к производству Т-34/85, которые были куда нужнее.