«Рысачок» — лёгкий двухмоторный турбовинтовой российский самолёт, спроектированный ООО «Научно-коммерческая фирма Техноавиа». Выпуск самолёта организован на самарском предприятии «ЦСКБ-Прогресс». ("ЦСКБ-Прогресс" — ведущее российское предприятие по разработке, производству и эксплуатации ракет-носителей среднего класса и автоматических космических аппаратов для дистанционного зондирования Земли и научного назначения.)
Самолет имеет простую конструкцию (изготовленную из алюминиевых сплавов) — это моноплан с низким расположением крыла. На самолёте установлено два двигателя М601F чешской компании Walter по 750 л.с. каждый. Он может продолжить полет при отказе одного из двигателей. У «Рысачка» более высокая, чем у Ан-2 крейсерская скорость, скороподъемность, большая дальность и продолжительность полета при той же нагрузке. На борту установлено современное оборудование, благодаря которому самолет можно использовать днем и ночью в любых метеоусловиях. Планируется производство в пассажирском, десантном, санитарном, сельскохозяйственном вариантах.
По данным СМИ «ЦСКБ-Прогресс» имеет контракт с Минтрансом РФ на выпуск 30 самолётов для Ульяновского лётного училища, а стоимость одного самолёта около $1,5 млн..
3 декабря 2010 года совершил первый испытательный полёт. Уже после первого получасового полета пилоты заключили, что «Рысачок» послушен и летуч, как Ан-2.
В июне 2011 года в Самаре завершились предварительные летные испытания самолёта, он передан для дальнейшего прохождения сертификационных летных испытаний в ЛИИ им. Громова, по окончании которых станет возможным серийное производство самолёта .
"Рысачок" должен стать первым российским самолетом малой авиации, запускаемым в серийное производство. Он создан на основе проведенного в 2007 году конкурса, финансирование работ осуществляется Минтрансом через Ульяновское летное училище.
Как сообщалось, ежегодно планируется собирать до 12 самолетов "Рысачок".
Самолёт выставлялся и летал на международном авиакосмическом салоне МАКС-2011.
"Рысачок" предназначен, в первую очередь, для использования в качестве выпускного учебного самолета в летных училищах гражданской авиации России. «Рысачок» также призван возродить в России региональную авиационно-транспортную систему, существовавшую некогда в СССР, и заменить Ан-2 на поприще подготовки авиационных кадров. В советские времена самолеты Ан-2 ежедневно выполняли десятки рейсов, связывавших между собой сотни аэродромов в 100 – 150 км друг от друга с элементарно подготовленными взлетно-посадочными полосами. На одном и том же самолете с минимальным переоборудованием салона в один день совершались пассажирские, грузовые, санитарные, патрульные рейсы.
Те же Ан-2 использовались в летных училищах гражданской авиации. Выпускник летного училища поначалу стажировался в качестве второго пилота на Ан-2 в народном хозяйстве. И только, отработав год-два вторым пилотом, а затем командиром Ан-2, пилот мог пройти переподготовку и работать уже в «большой» авиации. Такая система обеспечивала высочайшее качество подготовки летчиков для гражданской авиации и постоянно подпитывала летными кадрами региональную авиационно-транспортную систему.
Кроме того, самолет может применяться для выполнения следующих авиационных работ:
— перевозки десяти пассажиров на расстояние до 2000 км;
— перевозки грузов общей массой до 1500 кг;
— десантирования парашютистов (15 парашютистов-спортсменов);
— патрулирования сухопутных и морских границ, шоссейных дорог, нефте- и газопроводов, линий электропередач и т.д.;
— поисково-спасательных операций, в т.ч. доставки и высадки отрядов спасателей МЧС на неподготовленные площадки, подобранные с воздуха, или методом десантирования;
— перевозки шести лежачих больных на носилках в сопровождении медработника в санитарном варианте;
— выполнения аэрофотосъемки и экологического мониторинга.
Основные технические данные:
Геометрические характеристики:
Длина самолета, м 12
Размах крыла, м 18
Площадь крыла, м2 30,5
Удлинение крыла 10,6
Сужение крыла 1
Массовые характеристики:
Максимальная взлетная масса, кг 5 700
Масса снаряженного самолета, кг 2 770
Максимальный запас топлива, кг 1 520
Максимальная коммерческая нагрузка кг 1 570
Летные характеристики:
Диапазон крейсерских скоростей полета, км/ч 250÷390
Практическая дальность полета, км 2 000
Посадочная скорость, км/ч 120
Рабочая высота полета ,м до 6 000
Длина грунтовой ВПП, м 500
Максимальная продолжительность полета, час 9,5
И капелька авиаюмора: