22

10 марта 1935 года тихоокеанский флот США вышел в третий поход к Филиппинскому архипелагу, прикрывая колонну транспортов с войсками и снаряжением для гарнизона островов, на которых уже полгода шли ожесточенные бои.

Девять линейных кораблей, авианосец и четырнадцать  крейсеров, идущих в окружении флотилий эсминцев не давали никаких шансов японскому флоту на успех в генеральном сражении. В составе флота шел и русский крейсерский отряд в составе «Рюрика», «Паллады» и «Авроры».

Легкие крейсера типа «Аврора». Российская Империя

Путь через океан занял больше двух недель, и если вначале основную опасность представляли собой японские субмарины, то по мере приближения к цели все более активизировались отряды крейсеров и эсминцев противника атакующие союзный флот с большой дистанции торпедами. К счастью, большая дальность хода и разрушительное воздействие японских торпед уже были известны американцам и русским по предшествующим боям, и теперь торпедные залпы японцев не достигали цели.

27 марта транспорты в сопровождении кораблей охранения вошли в Манильскую бухту, где сразу же подверглись ожесточенным атакам японской авиации. «Паллада» и «Аврора», с их более современной чем у «Рюрика» зенитной артиллерией, также вошли в бухту и, к полудню следующего дня на счету каждого крейсера было уже по три сбитых японских самолета.

Но, вечером того же дня японский торпедоносец, прошедший над самым берегом, добился попадания в левый борт «Авроры». Пробоина пришлась на район переборки между отделением бортовых турбин и погребов боезапаса 102-мм зенитных орудий, разом лишив русский крейсер двух третей мощности машин и всех универсальных орудий. Матросы из их расчетов начали нырять в затопленные погреба, цепляя канаты к снарядным кранцам, но, несмотря на то, что некоторое число снарядов удалось поднять, зенитный огонь крейсера резко ослаб.

«Паллада» и эсминцы «Дэйл», «Эйлвин» и «Симпсон» окружили поврежденный корабль, прикрывая его своими зенитками, но на закате шестерка пикировщиков D1A1 все же прорвалась к «Авроре» добившись четырех попаданий 250-кг бомбами. Две из них пришлись на кормовое турбинное отделение, окончательно лишив крейсер хода. К утру следующего дня, окончательно утратив запас плавучести, «Аврора» опрокинулась и затонула. Почти 200 человек из экипажа крейсера погибли или пропали без вести.

Легкие крейсера типа «Аврора». Российская Империя

Ведущееся КБ Балтийского завода проектирование большого бронированного лидера к 1929 году зашло в окончательный тупик. Обеспечить приемлемое бронирование и вооружение в ограниченном водоизмещении оказалось совершенно нереальным. Однако полученные при проектировании бронированных лидеров наработки пригодились при разработке проекта легкого крейсера, который заводские конструкторы начали еще до получения официального заказа. Замена в программе 1929-1933 годов двух тяжелых крейсеров предназначавшихся для Сибирской флотилии на легкие произошла в декабре 1929 года, чему, возможно, способствовало знакомство Морского министра с разрабатываемым балтийцами проектом. И видимо не случайно тактико-технические характеристики крейсеров измененной программы полностью соответствовали проекту Балтийского завода.

Крейсера, получившие названия «Аврора» и «Паллада», были заложены на Адмиралтейском и Балтийском заводах уже весной 1930 года, но вскоре последовало новое изменение кораблестроительной программы. Подписание Россией Лондонского морского договора полностью меняло соотношение сил на Средиземноморском театре, поэтому, вместо переадресованного туда тяжелого крейсера «Варяг», для Сибирской флотилии был заказан третий легкий крейсер – «Диана».

От своих прототипов, лидеров типа «Яхонт», новые крейсера унаследовали легкую и компактную трехвальную паротурбинную установку, выполненную, для экономии водоизмещения по линейной схеме, причем турбинные отделения были разгорожены погребами 102-мм универсальных орудий. Это привело к тому, что обе пары универсальных установок были размещены на кормовой надстройке крейсера и для увеличения углов обстрела 102-мм орудий на носовых ракурсах они были подняты на одну палубу, а располагавшийся в районе носовой надстройки ангар наоборот опущен на верхнюю палубу. Хотя у моряков и возникли опасения в возможности уменьшения остойчивости новых крейсеров, как и в опасности заливания гидропланов при их выкатывании из ангаров в свежую погоду, эти опасения сочли необоснованными. Недостатком сочли так же слишком тесные башни 152-мм орудий, но и этот недостаток проекта признали несущественным.

Уже в процессе постройки было усилено зенитное вооружение новых легких крейсеров, к которому были добавлены два спаренных 37-мм автомата, а крупнокалиберные пулеметы «Гочкис» были выполнены в спаренных установках вместо предполагавшихся по проекту одноствольных.

«Аврора» и «Паллада» вступившие в строй в конце 1933 года успели уйти на Дальний Восток до начала войны, а закончившая испытания всего за неделю до начала военных действий «Диана» осталась на Балтике, войдя в состав первой бригады крейсеров Балтийского флота.

Водоизмещение: 7300 т (стандартное), 8920 т (полное).

Вооружение: 4х2 152-мм/55, 4х2 102-мм/55 орудий, 6х2 37-мм автоматов, 4х2 13,2-мм пулемета, 2х3 533-мм ТА.

Бронирование: борт 76 мм, палуба 47 мм.

Мощность МКО: 84000 л.с. Скорость: 33 узла.

Размерения (квл): 171,3х17,0 х5,38 м.

Дальность плавания 8000 миль (15 уз.)

Аврора                                   1930-1931-1933         Адм. з-д

Паллада                                 1930-1932-1933         Балт. з-д

Диана                                    1931-1932-1934         Балт. з-д

Легкие крейсера типа «Аврора». Российская Империя

Подписаться
Уведомить о
guest

23 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account