Ледокол «Д.И. Менделеев»
Уважаемые коллеги.
Решил немного отдохнуть от автомобильной темы. Давеча уважаемый коллега Wasa выложил статью про флотилию Северного Ледовитого океана. А буквально за месяц до этого я наткнулся на интересную информацию. Итак, выписка из Википедии.
Являя собой развитие исследований газов и жидкостей, труды Д. И. Менделеева по сопротивлению среды и воздухоплаванию находят продолжение в работах, посвящённых кораблестроению и освоению арктического мореплавания.
Занимаясь изучением растворов, Д. И. Менделеев в конце 1880-х — начале 1890-х годов проявляет большой интерес к результатам исследований плотности морской воды, которые были получены С. О. Макаровым в кругосветном плавании на корвете «Витязь» в 1887—1889 годах. Эти ценнейшие данные чрезвычайно высоко оценивал Д. И. Менделеев, включивший их в сводную таблицу величин плотности воды при разных температурах, которую он приводит в своей статье «Изменение плотности воды при нагревании».
Продолжая взаимодействия с С. О. Макаровым, начатые при разработке порохов для морской артиллерии, Д. И. Менделеев включается в организацию ледокольной экспедиции в Северный Ледовитый океан.
Выдвинутая С. О. Макаровым идея этой экспедиции нашла отклик у Д. И. Менделеева, видевшего в таком начинании реальный путь решения многих важнейших экономических проблем: связь Берингова пролива с другими русскими морями положила бы начало освоению Северного морского пути, что делало доступными районы Сибири и Крайнего Севера.
Инициативы были поддержаны С. Ю. Витте, и уже осенью 1897 года правительство принимает решение об ассигновании постройки ледокола. Д. И. Менделеев был включён в состав комиссии, занимавшейся вопросами, связанными с постройкой ледокола, из нескольких проектов которого был предпочтён предложенный английской фирмой. Первому в мире арктическому ледоколу, построенному на верфи Armstrong Whitworth, было дано имя легендарного покорителя Сибири — «Ермак», и 29 октября 1898 года он был спущен на воду на реке Тайн в Англии.
В 1901—1902 годах Д. И. Менделеев создал проект арктического экспедиционного ледокола. Учёным разработан высокоширотный «промышленный» морской путь, подразумевавший прохождение судов вблизи Северного полюса.
Мы знаем Дмитрия Ивановича Менделеева как гениального химика, сведущего и во многих других науках. Но кораблестроитель…? Данный факт меня заинтересовал. После непродолжительных поисков, я нашел книгу В.Г. Андриенко «Ледокольный флот России, 1860-е — 1918 гг.», изд. Paulsen.
Вот что в ней сказано в главе 8.
К отчету о поездке в Сибирь (1897 г.) С. О. Макаров приложил расчеты об эксплуатации 2 предлагаемых к постройке ледоколов, именуя их условно в зависимости от назначения «Енисей» и «Обь».
Идея о большом ледоколе превратилась в проект «Ермака»; 2-й, мелкосидящий ледокол (под условным наименованием «Обь») был меньше первого, водоизмещение его не превышало 4000 т, а мощность силовой установки 4000 л.с. Судя по сохранившимся наметкам, обводы мелкосидящего ледокола были оригинальными.
В первоначальном варианте расчетов Макарова большой ледокол («Енисей») должен был иметь силовую установку в 8000 л.с., а малый («Обь») – 4000 л.с. Численность экипажа «Енисея» по расчетам адмирала составляла 79 человек, а «Оби» – 38. Поражает определение Макаровым стоимости судов: большого ледокола – 1,5, а малого – 0,8 млн. руб.
Несмотря на то что в 1897 г. решено было заказать фирме Армстронга в Англии только большой ледокол, инженеры завода в Ньюкасле без излишнего шума делали проработки и 2-го (мелкосидящего) ледокола. Вероятно, первоначальный проект «Оби» создавался в соответствии с уточнением Макаровым собственных предложений 1897 г. Среди чертежей «Ермака», сохранившихся в архиве Макарова, есть чертеж («синька») «Проектируемого ледокола», разработанный на заводе Армстронга и датированный 25 октября 1899 г. На чертеже параметры этого судна («Оби») почти не изменились.
Не согласившийся с адмиралом С. О. Макаровым в вопросах выбора маршрута полярной экспедиции на «Ермаке» и общего руководства ею, Д. И. Менделеев наметил на 1901–1902 гг. проведение собственной высокоширотной научной экспедиции. Для этого ученый приступил к разработке проекта специального экспедиционного ледокола, способного форсировать тяжелые ледовые перемычки и преодолевать лед средней сплоченности.
«Сильный корабль и свободные части вод, – писал Менделеев, – вот первые средства для победы над препятствиями Ледовитого океана».
Но правительство охладело к идее дальнейшего исследования Арктики. Ученый в сердцах уничтожил чертежи и описание созданной им конструкции… В 1965–1966 гг. почетный полярник, действительный член Географического общества СССР, научный сотрудник Музея-архива Менделеева А. И. Дубравин восстановил по черновым записям и наброскам теоретический чертеж этого ледокола. В Ленинградском кораблестроительном институте по этим данным создали модель судна, которую испытали в Опытовом судостроительном бассейне. Однако, судя по сохранившимся в архиве Дубравина материалам, восстановленный ледокол по архитектуре больше напоминает советские ледоколы 50–60 гг. XX в.
Сравнивая сохранившиеся сведения о макаровской «Оби» и о ледоколе Менделеева, можно предположить, что разрабатываемое ученым экспедиционное судно для СМП было модификацией одного из вариантов малого ледокола Макарова. Так, их основные размерения почти тождественны («Обь» в первоначальном варианте 1897 г.). Возможно, что Дмитрий Иванович Менделеев предполагал не модернизировать «Ермак», а видоизменить проект 2-го ледокола, т. е. «Оби». Были и различия: котлы ледокола Менделеева должны были работать на жидком топливе, а главные и вспомогательные механизмы намечалось электрифицировать. Паровая машина, котлы и электрогенератор устанавливались в районе миделя на прочном настиле второго дна, а оба гребных электродвигателя мощностью около 1500 kW (2040 л.с.) – в кормовой оконечности «непосредственно у дейдвудных валов».
Еще одной отличительной особенностью ледокола Менделеева было наличие, кроме обычной стальной обшивки, деревянно-металлической облицовки. Дубравин отметил, что «такая конструкция („шуба“) нашла применение уже в советское время для защиты корпусов легких кораблей при плавании в арктических водах…». Однако Дубравин умолчал о том, что именно он являлся инициатором использования «шубы» при переходах по СМП советских надводных военных кораблей и подводных лодок.
Итак, есть модель ледокола А.И. Дубравина, восстановленная по немногочисленным черновикам Д.И. Менделеева.
Модель ледокола Менделеева (с чертежа, разработанного А. И. Дубравиным)
Есть «Проектируемый ледокол» («Обь»), 1899 г., боковой вид (с оригинального чертежа фирмы Армстронга).
Есть таблица с примерными характеристиками данного ледокола.
Есть, наконец, показавшееся мне верным утверждение о том, что ледокол Менделеева был модернизированной версией «Оби». Осталось только попытаться визуализировать ледокол «Д.И.Менделеев».
Ледокол "Д.И. Менделеев"
Водоизмещение: 3350/3600 тонн. Размерения (ДхШхО): 78,0х16,0х6,0 м. СУ: 1 ПМ, 2 ЭД 2040 л.с., Макс. скор. — 11,2 узла. Вооружение: 1х2х76 мм. 4х1х47 мм.
А что было бы, если ледокол уважаемого Д.И. Менделеева был построен? Оставлять его на Балтике бессмысленно, на Черном море тем более. Так что скорее всего его отправили бы на север, в состав флотилии Северного Ледовитого океана, для чего он собственно и создавался. Во время войны почти наверняка ледокол вооружили. Я прикинул, вряд ли серьезное вооружение мог нести. Поэтому остановился на 2-х 76-мм. орудиях и 4х1х47-мм пушках. Не бог весть что, но попугать норвежских рыбаков хватит. Грандиозных морских сражений на Севере не предвидится, и по идее ледокол должен сохраниться. С началом ВОВ его скорее всего довооружат. 76-мм орудия поменяют на 100-мм, а вместо 47-мм поставят зенитные автоматы. Как сложится дальнейшая судьба ледокола «Д.И. Менделеев», гадать не берусь. Вполне возможна его встреча с немецкой подводной лодкой или с немецкой авиацией. Впрочем, построен он крепко и войну вполне мог пережить. Может быть, он даже войдет в какую-нибудь пограничную флотилию Северного Ледовитого океана. Но уже к концу 60-х годов он устареет и пойдет на слом. Дай бог, хотя бы в качестве мишени или плавказармы. Не самая худшая судьба у корабля.