В середине прошлого века, когда на практике было доказано, что ядерными реакциями можно управлять для использования в народном хозяйстве, большинство индустриально развитых стран охватила "атомная эйфория". Многим казалось, что новый неисчерпаемый источник силы сможет решить большинство энергетических и транспортных проблем, стоящих перед человечеством.
Научно-популярные журналы заполнили проекты атомных кораблей самых разных классов, а также — самолетов, вертолетов, локомотивов, автомобилей и вездеходов с ядерными силовыми установками. Но почти все эти проекты так и остались на бумаге, поскольку их авторы недооценивали потенциальную опасность "мирного атома".
К концу 1960-х эйфория угасла, а от всех первоначальных задумок в гражданской сфере остались лишь атомные ледоколы и электростанции. Последней реализованной попыткой воплотить в жизнь "атомную мечту" стала постройка трех транспортно-пассажирских атомоходов. Первым из них стала американсккая "Саванна", которая ровно 55 лет назад, 22 августа 1962 года вышла в пробное плавание.
Этот большой и красивый корабль водоизмещением 13600 тонн и длиной 181 метр приводила в движение ядерная паросиловая установка мощностью 20300 лошадиных сил, позволявшая ему развивать скорость до 24 узлов. "Саванна" могла перевозить на неограниченное расстояние 60 пассажиров в комфортабельных каютах и 8500 тонн грузов. Экипаж состоял из 140 человек.
Казалось бы, кораблю, которому не нужны для каждого рейса сотни тонн угля или мазута, гарантировано блестящее будущее, однако, вопреки надеждам его инвесторов, строителей и разработчиков, "Саванна" не принесла прибыли. Потенциальные пассажиры не горели желанием путешествовать по соседству с атомным реактором, поэтому билеты на атомоход продавались плохо.
К тому же, за счет большого объема реактора и систем его защиты, а также — за счет того, что проектировщики в стремлении повысить скорость заузили обводы корпуса, грузовые трюмы получились слишком маленькими и неудобными для погрузо-разгрузочных операций. Большинство обычных грузовых пароходов аналогичных размеров могли принимать на борт в три-четыре раза больше полезной нагрузки, чем "Саванна".
Профилактическое обслуживание и текущий ремонт силовой установки "Саванны" могли производиться лишь в нескольких портах, имевших соответствующих специалистов, оборудование и системы радиационной защиты. Наконец, экипаж атомохода получился на треть более многочисленным, чем у дизель-электроходов. И состоял он в значительной мере из ядерщиков, требовавших гораздо более высокой оплаты, чем обычные моряки.
Все это вместе взятое привело к хронической убыточности судна, из-за которой в 1970 году корабль вывели из эксплуатации, а в следующем году из реактора выгрузили ядерное топливо. С тех пор "Саванна" стоит на мемориальной стоянке, однако, ее полноценному использованию в качестве корабля-музея препятствует то, что реактор продолжает излучать радиацию. В 2008 году было принято решение демонтировать фонящий реактор и заменить его макетом, но из-за нехватки финансирования эта работа не проведена до сих пор.
Полноразмерный макет ядерного котла "Саванны" и загрузка в реактор урановых стержней.
Информационно-рекламный буклет "Саванны". Надпись вверху гласит: "Всего 122 фунта урана хватит этому кораблю, чтобы 15 раз обойти вокруг Земного шара".
Пульт управления силовой установкой атомохода похож на пульт атомной электростанции.
Пассажирские помещения "Саванны" были оформлены в характерном для стилистики атомпанка лаконично-футуристическом дизайне, резко контрастирующим с господствовавшим ранее вычурно-помпезным стилем "ар-деко". На снимке — корабельный ресторан.
Слева: закрытая прогулочная палуба атомохода, напоминающая декорацию к фильму "Солярис". Справа: набор посуды, изготовленный специально для этого корабля с его эмблемой и логотипом.
"Саванна" на последней стоянке в Балтиморском порту.
Второй транспортно-пассажирский атомоход — западногерманский "Отто Ханн", названный в честь немецкого физика-ядерщика, вышел на ходовые испытания в 1968 году. Он тоже оказался нерентабельным и в 1979 году был переоборудован в обычный теплоход. После этого корабль 30 лет возил грузы, неоднократно меняя названия и владельцев, а в 2009 году его списали и отправили в металлолом. Тогда он назывался "Мадре" и принадлежал либерийской компании "Домини Маритиме".
"Отто Ханн" еще в виде атомохода у берегов Южной Америки.
Судьбу "Отто Ханна" разделил последний транспортный атомоход — японский "Муцу", который впервые вышел в море в 1972 году, но так и не был запущен в коммерческую эксплуатацию. Причиной послужил ряд технических проблем, в том числе — небольшая авария реактора, которая сопровождалась утечкой радиоактивного газа. И хотя, никто из команды не получил опасных доз облучения, произошедшее вызвало очень бурную реакцию в японском обществе.
В прессе корабль прозвали "плавучей Хиросимой", а в портовых городах начались массовые протесты против его эксплуатации. В итоге "Муцу" много лет простоял у причала, совершив лишь несколько опытных плаваний. Корабль не принес ни одной иены дохода, а его постройка и содержание обошлись японскому бюджету в сумму, эквивалентную трем миллиардам долларов.
В 1992 году с "Муцу" демонтировали реактор, установив взамен дизельный двигатель и топливные цистерны. В 1995 году он получил новое название "Мирай", под которым эксплуатируется до сих пор как океанографическое исследовательское судно.