Каким должен был стать французский авианосец Joffre и его авиагруппа
В ЖЖ нашего уважаемого коллеги p-d-m нашел материал, который, как я думаю, заинтересует коллег и послужит подстпорьем уважаемому коллеге Parafin-у в его работах по авиации как Франции из текущей реальности, так и Франции из реальности альтернативной.
В конце 30-х в ВМС Франции был один авианосец — «Bearn», перестроенный из линкора «Normandie». Чудесным образом французам из хренового линкора удалось сделать хреновый авианосец. Планами на 40-е годы галлы решили закрепить успех и построить пару по-французски особенных авианосцев класса «Joffre». Один корабль был заложен 26 ноября 1938, закладка еще одного — «Painleve» — не была осуществлена, но была запланирована. По вводу в строй Жоффров Беарн планировалось преобразовать в базу гидросамолетов/вспомогательный авианосец. В 1940м «Joffre» готовый на 20% стал трофеем немцев.
«Bearn» и «Joffre»
Новым кораблям нужны были современные самолеты. Авиагруппа АВ класса Joffre должна была состоять из сорока аэропланов — для корабля водоизмещением в 18000 тонн приличное количество, учитывая особенно то, что из 40 машин 25 двухмоторные ударные самолеты.
На двухмоторность французы решились ради обеспечения хорошего обзора штурману-бомбардиру и пилоту. Спорное решение однако, эта самая двухмоторность для авианосца невеликого водоизмещения.
Программа А47 от 1937 года (январь 1938 по другим источникам) дала L’Aviation Navale и Любителям Летающей Экзотики два самолета — S.N.C.A.O. CAO-600 и Dewoitine D-750. Оба самолета похожи: компоновкой, использованием маломощных двигателей воздушного охлаждения, отсутствием бомбоотсека и не особо впечатляющими характеристиками. Собственно и требования были несуровы — максимальная скорость 300км/ч это очень несерьезно для конца 30хх. Задачи, которые должен выполнять самолет: горизонтальный бомбардировщик с возможностью сбрасывать бомбы и в пологом пикировании т.е. под углом в 45 градусов, торпедоносец, разведчик и постановщик дымовых завес.
Экипаж и CAO-600 и D-750 три человека: пилот, радист-стрелок, штурман-бомбардир. Третьего члена экипажа не брали при использовании самолета как торпедоносца.
Успели построить по одному прототипу, изделие от SNACO совершило первый полет 21 марта 1940 года, от Dewoitine позже — 6 мая 1940. Было заказано по два прототипа от каждой фирмы, но капитуляция Франции не дала их достроить, завершить испытания первых образцов французы тоже не успели.
Наверное надо сказать о том, что изображений, чертежей и прочего иллюстративного (да и фактического) материала по упоминаемым французским самолетам весьма мало. Так что картинок, на которые не натыкаешься после одного-пары запросов в гугле нет.
Dewoitine D-750
S.N.C.A.O. CAO-600
А крыло у CAO-600 было обратной чайкой. Якобы немцы после оккупации обвинили конструктора самолета Pillon’а в плагиате на Ju-87
Кроме двух предыдущих есть и третий персонаж этой истории — Latécoère 299, который появился переделкой двухпоплавкового гидросамолета Latécoère 298. Естественно вместо поплавков 299ый получил шасси, кроме него — посадочный крюк и складывающееся крыло (20 человек в двух командах складывали его за 5 минут).
Под первоначальные требования A47 он не подходил в виду своей одномоторности. Но дали шанс и ему, выгоды от участия Laté 299 были: базовый, уже испытанный и облетанный самолет был создан в металле; он был дешевле двухмоторных самолетов (2125 тыс.франков против 3 миллионов за Девуатин и 4х за CAO-600); его ТТХ были неплохи. Построено два прототипа, первый полет — 7 июля 1939 года, заказана серия в 20 машин но ни один серийный самолет произведен не был.
Уже после капитуляции Франции один из прототипов был переделан под присмотром немцев в двухмоторный Latécoère 299A.
Latécoère 299
В 1939 было выдано новое требование — А80. По нему создавался преемник CAO-600/D-750 — Breguet Br.810 — палубный вариант Breguet Br.693. На каком этапе проект был остановлен капитуляцией Франции — неизвестно, но в металл он воплощен не был точно.
Оставшиеся 15 самолетов авиагруппы Жоффров — истребители. На конкурс были представлены две машины: Dewoitine D-790 (навализированный D.520) и с нуля разработанный Bréguet-Latécoère Laté-675. Выбрали первый, не было построено ни одного прототипа из заказанных в 1939 двух (?). Отличия D.790 от D.520: само собой посадочный крюк, усиленное шасси и складывающееся крыло, и вроде как даже щелевые закрылки и уменьшенная длина фюзеляжа [4], хотя я бы этому не верил 🙂
Dewoitine D-790
Bréguet-Latécoère Laté-675
Остается загадкой почему французы отказались от палубных пикирующих бомбардировщиков на Жоффрах. А они у французов были — Loire-Nieuport LN 401 и закупленный в США — Vought V.156F-3 (SB2U Vindicator). Четыре эскадрильи (две на Воутах, две на Ньюпортах) были приписаны к Беарну, но воевали исключительно с базовых аэродромов.
- L+K, 1982 — №2, №5
- Air Magazine №15
- http://www.servicehistorique.sga.defense.gouv.fr/02fonds-collections/banquedocuments/planbato/planbato/listebato/listebato.php
- http://www.militarium.net/viewart.php?aid=300
- wikipedia.org, www.airwar.ru, www.aviafrance.com, www.secretprojects.co.uk
Источник: http://p-d-m.livejournal.com/70897.html